• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс)

Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс)

Данный архив содержит разработку урока по биологии                         " Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора" для учащихся 11 класса. Учащимся предлагаются различные формы:  общеклассная,индивидуальная,групповая, парами и методы  работы на разных этапах  урока: устная,  проблемные, творческие задания, работа с интерактивной доской.     В разработке использованы современные технологии:ИКТ,  деятельностного подхода,  здоровьесберегающих, ра...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Поурочный план

Класс ____11 ____

Тема урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результат эволюционного процесса, продолжить подготовку к ЕНТ.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить формы разнообразных приспособлений у животных и растений, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, опираясь на учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции.

Развивающие: развивать навыки лекционной и самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.

Оборудование: учебники, флипчарт.

Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная

Формы организации учебной деятельности: лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ЕНТ

Задания на развитие функ-циональной грамотности-мотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

II. Мотива

ция





III. Изучение н/м
































IV. Закрепле

ние





V. Выводы урока

VI. Д/З:

VII. Подведе

ние итогов

Организационно-психологический момент

Вступление на фоне страниц флипчарта 1-3 «Такие разные живые организмы».

Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс).Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс).Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс).

- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что - то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу. Ведь понятие «красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость», «приспособленность». Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.

    1.Приспособленность - свойство живых организмов (Флипчарт, страница 4). (Флипчарт, страница 5)

    Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс).

    Работа в парах: используя материал на стр. 52 учебника под редакцией Р.Сатибекова, давайте попробуем выяснить можно ли различные особенности живых организмов считать приспособлениями.

    - Подведём итог поиска.

    Так что такое приспособления (адаптация)?

    (Флипчарт, страница 6)

    Приспособления (адаптация) - свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях О.С.

    2. Адаптации (приспособления) общего и частного характера у организмов.

    Работа в группах по заданию: используя страницу 6 флипчарта, запишите в тетради и объясните, какие существуют формы адаптации у живых организмов?

    Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс).

    3.Адаптации (приспособления) у растений.

    Работа в группах по заданиям.

    Отлично, теперь, зная, что такое «приспособления», формы приспособлений (адаптаций), давайте разберем, какими они бывают у растений.

    ( Идёт комментируемый просмотр страниц 7- 13 флипчарта «Хитрости растений».

    Растения… Многие не обращают внимания на них, так они привычны, и напрасно.

    Удивительные вещи порой можно обнаружить в организме растений. Познакомимся с их маленькими хитростями.

    Вопрос к странице № 7 флипчарта.

    Почему у водных растений устьица на верхней стороне листа?

    Вопрос к страницам № 8-9

    А). А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у этих пустынников?

    Б). Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и при этом происходят все важнейшие физиологические процессы?

    Вопрос к странице № 10 флипчарта

    - Почему у росянки возникает необходимость охотиться?

    Вопрос к странице № 11 флипчарта

    - Что привлекает насекомых и птиц при опылении растений?

    Вопрос к странице № 12 флипчарта

    - Приведите примеры защиты растений от поедания животными?

    Вопрос к страницам № 13- 14 флипчарта

    - Перечислите признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.

    Вопрос к странице № 15 флипчарта

    - Какие существуют приспособления у растений для распространения плодов и семян?

    Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс).

    Вопрос к странице № 16 флипчарта

    - Растение - паразит (повилика, заразиха) только этим отличается от других растений?

    Вопрос к странице №17 флипчарта

    - Можно ли хитрости растений назвать «приспособлениями»? Что дают приспособления растениям?

    ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЖИТЬ, РАСПРОСТРАНИТЬСЯ И НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ О БУДУЩЕМ СВОЕГО ПОТОМСТВА.

    Да, действительно все эти хитрости можно назвать «приспособлениями». Кроме того, вы должны усвоить, что особенности растений связанные с недостатком влаги можно назвать физиологической адаптацией, т.е. адаптацией к неблагоприятным условиям среды.

    4. Адаптация у животных.

    Вопрос к странице №18 флипчарта

    - Скажите, у животных есть подобные адаптации? (да, например запасание жира, спячка).

    Мы с вами постепенно переходим к изучению адаптаций (приспособлений) у животных. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.

    Комментируемый просмотр страниц 19- 28 флипчарта «Приспособления животных» учителем.

    Подготовка к ЕНТ.

    Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс).


    1. Значение адаптаций (приспособлений) (флипчарт, страница 29).

    Перед страницей 29 флипчарта возврат к проблемному вопросу урока.

    Работа в группах:

    Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом? Подготовка к ЕНТ.

    Формулируются версии, затем открывается флипчарт, страница № 29 .

    • Выживание в изменяющихся или постоянных условиях среды.

    • Возможность оставить потомство.

    • Процветание и эволюционирование вида в целом.

    • Эволюционные изменения и разнообразие видов в природе.

    1. Относительный характер приспособленности (флипчарт, страница № 30).

    Работа в парах: самостоятельная работа по группам с учебником под редакцией Р.Сатибекова на стр. 58 по заданию: Почему приспособленность всегда относительна? Ответ свой обоснуйте.

    Относительный характер приспособленности

    • Каждое приспособление имеет смысл в определённых условиях среды.

    • Когда изменяются условия обитания, приспособления или утрачивают значение, или становятся безразличными, или, даже могут повредить живому организму.

    Поэтому, при изменении условий, изменяются и приспособления.

    Флипчарт, страница № 31

    Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.

    Например:

    Постоянный рост резцов грызунов - очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

    Флипчарт, страница № 32

    А). Работа в группах:

    1. Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. ( Дети должны объяснить, что выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)

    2.Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)

    Б). Работа со страницей 32 флипчарта.

    Разработка урока Приспособляемость организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс).

    (флипчарт, страница 34).

    Таким образом, естественный отбор обеспечивает развитие приспособлений к существующим условиям, а не ко всем возможным условиям среды.

    (флипчарт, страница 35).

    параграф 15

    творческое задание:

    найти материал о любой адаптации к среде обитания растений и животных

    Вот и завершилась наша работа. Надеюсь, каждый из вас получил довольно яркое и чёткое представление о многообразии и значении приспособлений в природе.

    Но вот что интересно, какое оно это представление?

    Как о чём- то необычном, из ряда вон выходящем, или всё - таки приспособления повседневны, обычны и встречаются постоянно?

    (Выпускники должны определить, что приспособления встречаются повсеместно, что это обычное явление в природе).

    Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что - то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают.

    Оценивание учащихся на уроке.

    Р

    Р






    Р

    ПП

    НО





    ИП



    НО ИП

    ПП











    ПП

    НО

    Р

    ИП





    Р



    Р





    ПП

    НО


    Р




    Р

    Р


    Р

    Коллек

    Коллек






    Работа в парах





    Работа в группах



    Работа в группах











    Коллект






    Работа в группах



    Работа в парах




    Работа в группах


    Индивид




    Индивид

    Индивид


    Коллект








    +





    +



    +










    +





    +


    +













    +





    +





    +



    +










    +





    +


    +




    +


    +



    +





    Используемые источники:

    1. cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/090/614.htm

    2. copypast.ru/2007/10/01/chudesa_kamufljazha_8_foto.html

    3. floranimal.ru/pages/animal/z/186.html - Золотая черепаха

    4. bufodo.apus.ru/index.html

    5. fanera.se11.ru/fanera1/dvp-okraska.html

    6. liveinternet.ru/users/5233907/rubric/4443550/

    7. skazochki.narod.ru/zveri/zveri.html

    8. zoopicture.ru/uzkorot-tomatnyj

    9. Р. Сатибеков. Биология. 11 класс.- Алматы "Мектеп", 2007.

    10.Заикиной Н.С., МОУ СОШ № 10, г. Красный Сулин - презентация.

    11.Долгорукова С.В. учитель биологии и географии высшей категории МОУ гимназия 2

    г. Екатеринбурга. - презентация.

    © 2010-2022