Рабочая программа по биологии к УМК И. Н. Пономаревой 8 класс

     Рабочая программа разработана на основе Программы по биологии для основной школы. Биология: Человек и его здоровье. 8 класс. / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М. Вентана - Граф, 2006. (авторская линия Пономаревой И.Н.– М. Вентана - Граф, 2006.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями  к уровню подготовки выпускников основной школы.  Изуч...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОХОПЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


«Согласовано»:

Зам. директора по УВР

_____________Лисицына В.В.

«___» ________ 2014 г

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Ярковская СОШ»

________________ Хромова Н.Ю.

«___» _________ 2014 г.







Рабочая программа

учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»

8 класс,

базовый уровень



количество часов в неделю - 2 .

количество часов за год - 70 .

Разработана Пономаревой И.П.

учителем биологии первой

квалификационной категории

Составлена в соответствии с программой Федерального Государственного стандарта Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье ( 70 часов, 2 раза в неделю).// Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы._М.: Вентана-Граф, 2008.-с.72.

Учебник - Биология. Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - М.: Вентана - Граф, 2008.


Рассмотрена на заседании методического объединения,

Протокол №____ от «____» _____20____ г.


с.Ярки

2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Программы по биологии для основной школы. Биология: Человек и его здоровье. 8 класс. / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - М. Вентана - Граф, 2006. (авторская линия Пономаревой И.Н.- М. Вентана - Граф, 2006.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )

обучения:

  • создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

  • через систему из 70 уроков


  • формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности

  • через лабораторные работы и

  • систему домашних заданий


  • продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

  • через систему разнообразных

  • заданий

развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и ИКТ

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 8 классе:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитияэволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
освоение общепредметных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
3.2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
3.3. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
3.4. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
3.5. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
3.6.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
3.7 определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:
4.1. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
4.2. Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
4.3.Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
4.4. Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
4.5. Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
bio.1septevber.ru - газета «Биология» - приложение к 1 сентября
bio.nature.ru - научные новости биологии.
edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
4.6. Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
5.1.Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5.2. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
5.3.Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
5.4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
5.5. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
7.1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
7.2. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
7.3. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
7.4. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Актуализация прежних (опорных) знаний. Практически этот этап осуществляется или в виде проведения проверочного диктанта, или в виде повторного разъяснения учителя, или с помощью опорных конспектов Шаталова - все эти моменты представляют методическую структуру. В то же время на этом этапе активизировались многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
Формирование новых понятий и способов действий. На этом этапе используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречий, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. действия). Здесь применяются приемы побуждения, общения в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением.
Для анализа содержания определений основных понятий планируется использование следующих приемов:

  • обнаружение ошибок, допущенных при выполнении самостоятельных работ. Эти задания могут быть сформулированы учителем и предлагаются ученику. В ситуации формирования навыков рефлексивного восприятия результатов собственной учебно-познавательной деятельности учащимся предлагается проанализировать и исправить собственные ошибки, допущенные при выполнении заданий самостоятельной работы.

  • определение правильного или неправильного использования термина. Такое задание используется, если мы акцентируем внимание на реализации коммуникативной компетентности для формирования навыка ведения дискуссий.. Каждому ученику в паре предлагается два варианта определений одного и того же термина и им необходимо определить, какой вариант определения является правильным и аргументировать собственную точку зрения.

Паре учеников предлагается два предложения, в одном предложении термин использован правильно, а в другом неверно. Поверка организуется следующим образом: первый ученик зачитывает предложение, а второй анализирует. Если использование неверно, то корректирует предложение и предлагает правильный вариант. Если использование термина правильное, то аргументирует свою точку зрения. После этого ученики меняются ролями. Второй ученик зачитывает предложенное ему предложение, а первый высказывает свою точку зрения.

  • подбор терминов по определенной проблеме. Для таких заданий необходимо использовать термины, которые являются сквозными и изучаются на протяжении всего курса различных учебных предметов, содержания которого зависит от уровня подготовки (базовый или профильный) или на каком этапе изучения рассматривается это понятие.

К творческим заданиям относятся задания следующего содержания: представьте себе, что вы выступаете на конференции по медицине, физиологи, экологии, по охране растений (можно использовать раздел биологии или биологическую проблему). Подготовьте небольшое выступление (не более 1минуты), включив в него наибольшее количество терминов. Задание оценивается, таким образом, если командами были использованы в выступлении одинаковые термины, то за каждое совпадение дается по 0,5балла. Если термин был использован только одной командой, то команде присуждается 1 балл за за каждый термин.
Применение - формирование умений и навыков. На этом этапе происходит самостоятельная переработка информации и впечатлений, в результате которой формируются умения применять усвоенные способы действий. На этом этапе целенаправленно создаются условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое. Учитель дает задания на применение знаний в незнакомой ситуации, организует эвристическую беседу, самостоятельную работу творческого характера.
Методика использования уроков-семинаров
Семинары используются с целью повторения и обобщения знаний и имеют следующую структуру:

  • Вводное слово учителя, формулирование задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

  • Выступление учащихся (сообщения по заданным темам).

  • Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

  • Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).

На семинарах используется групповая форма организации самостоятельной работы школьников. В группы объединяются по 4-5 человек. Каждая группа получает задание по подготовке выступлений (с использованием учебника и дополнительной литературы), подбору наглядного материала. Задача учителя: проводить консультации, инструктаж с группами и отдельными учащимися. Одному из учеников предлагается рецензировать выступление группы по плану:

  • Соблюдение регламента выступления

  • Соответствие содержания выступления теме, научность представленных идей, глубина содержания, наличие аргументов и фактов.

  • Логика построения выступления

  • Использование наглядного материала

  • Культура речи, эмоциональность.

Содержание учебной программы:

Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю

1. Введение Общий обзор организма человека (4ч.)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм.

Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторные работы: 1. «Клетки и ткани под микроскопом».

Практическая работа 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможение».

После изучения темы учащимся следует:

знать: принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды;

характеризовать: науки об организме человека;

определять: сходство и отличия человека от животных;

иметь представление: о строении, химическом составе, жизнедеятельности клеток; нервной и гуморальной регуляции

распознавать: ткани животных и человека;

называть: уровни организации организма;

2. Опорно-двигательная система (8ч.)

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.

Лабораторные работы: 2. «Строение костной ткани».

Практические работы: 1.«Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».

2 «Утомление при статической и динамической работе».

3 «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

После изучения темы учащимся следует:

знать: связь макро- и микростроения кости;

иметь представление: о химическом строении кости;

определять: типы соединения костей, нарушения осанки;

выявлять: особенности строения скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;

применять: сведения о травмах скелета для оказания мер первой помощи;

распознавать: основные группы мышц человека;

обосновывать: отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, коррекцию этих нарушений.

3. Кровь и кровообращение (10 ч)

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.

Лабораторные работы:

4. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Практические работы:

5. «Кислородное голодание».

6. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

7. «Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу».

8. «Функциональная сердечно-сосудистая проба».

После изучения темы учащимся следует:

знать: значение крови и её состав, строение сердца и сосудов;

иметь представление: о внутренней среде организма, о болезнях сердечно сосудистой системы и их предупреждении;

характеризовать: иммунитет, органы иммунной системы;

обосновывать: принципы переливания крови;

распознавать: фазы сердечной деятельности, малый и большой круги кровообращения;

применять: знания для оказания первой помощи при кровотечениях.

4. Дыхательная система (6ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы:

  1. «Изготовление самодельной модели Дондерса».

Практические работы:

9. «Измерение обхвата грудной клетки».

5. Пищеварительная система (8ч.)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

Демонстрации. Торс человека;

Лабораторная работа:

  1. «Действие ферментов слюны на крахмал».

После изучения темы учащимся следует:

знать: особенности строения органов пищеварения;

характеризовать: пищеварительные процессы в ротовой полости, желудке, кишечнике;

понимать: всасывание питательных веществ;

обосновывать: регуляцию пищеварения;

распознавать: симптомы аппендицита;

иметь представление: о заболеваниях органов пищеварения.

6. Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа (8 ч).

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Практические работы:

10. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

После изучения темы учащимся следует:

знать: стадии обмена веществ в клетке;

характеризовать: значение витаминов;

обосновывать: роль различных систем в удалении вредных веществ, образующихся в организме;

выявлять: особенности строения органов выделения и кожи в связи с выполняемыми функциями;

иметь представление: о заболеваниях, органов выделения и кожи;

уметь: определять нормы питания;

применять: полученные знания для оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

7. Эндокринная система. Нервная система (7 ч)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

Практические работы:

11. «Штриховое раздражение кожи»

После изучения темы учащимся следует:

знать: значение нервной системы, её части и отделы;

обосновывать: рефлекторный принцип работы, прямые и обратные связи;

характеризовать: железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

понимать: роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма;

выявлять: взаимосвязь нервной и гуморальной систем;

8. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.

Практические работы:

12. «Проверьте ваш вестибулярный аппарат».

После изучения темы учащимся следует:

знать: значение нервной системы, её части и отделы;

обосновывать: рефлекторный принцип работы, прямые и обратные связи;

характеризовать: железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

понимать: роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма;

выявлять: взаимосвязь нервной и гуморальной систем;

9. Поведение и психика (6ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека - глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и её особенности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

Практические работы:

13. «Проверка действия закона взаимной индукции».

14. «Изучение внимания при разных условиях».

После изучения темы учащимся следует:

знать: врождённые и приобретённые формы поведения;

обосновывать: торможение и его разновидности;

характеризовать: биологические ритмы: сон, его значение, фазы сна и сновидения;

понимать: особенности высшей нервной деятельности человека;

применять: полученные знания для организации отдыха на разных стадиях работоспособности;

уметь: составлять режим дня.

10. Индивидуальное развитие организма (5 ч.)

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

После изучения темы учащимся следует:

знать: роль половых хромосом в определении развития организма;

характеризовать: строение мужской и женской половых систем;

иметь представление: о развитии яйцеклетки и сперматозоидов;

распознавать: календарный, биологический и социальный возраст человека;

выявлять: влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека;

применять: полученные знания для профилактики ЗПП, гигиены органов размножения. Обобщение знаний по пройденному курсу (1).

Список рекомендуемой литературы.

для учащихся:

  1. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

«Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.)

  1. Зверев И.Д.

«Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  1. Колесников Д.В., Маш Р.Д.

«Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)

для учителя:

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г.

«Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)

  1. Анастасова Л.П. и др.

«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1991 г.)

  1. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др.

«Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д.

«Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

  1. Демьяненков Е.Н.

«Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

  1. Лернер Г.И.

«Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)

Календарно-тематическое планирование (70 часов)

п/п

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся.

Вид контроля

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Тема 1. Введение. Организм человека. Общий обзор. ( 4 часа)

1.

Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.

Знать: методы исследования. Объяснять биосоциальную природу человека.

Устный текущий.

1

2.

Структура тела. Место человека в живой природе.

Знать: части тела человека; соотношение частей тела; полости тела. Уметь: ориентироваться в анатомических таблицах; находить проекции внутренних органов на поверхности тела. Объяснять научные термины, бытовое употребление слов.

Работа с учебником и рисунками в учебнике.

1

3.

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани.

Знать: строение и функции клеточных органоидов; химический состав клетки; виды животных тканей; строение и функции тканей. Объяснять: ферменты; обмен веществ. Уметь работать с оптическим микроскопом.

Лаб.раб №1, №2

1

4.

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Знать: иммунная система. Уметь объяснять: соматический и вегетативный отделы нервной системы; уровни организации организма; рефлекс и рефлекторная дуга.

Пр. раб. № 1 Строе ние клетки и ткани организма человека

1

Тема 2. Опорно-двигательная система. ( 8 часов)

5.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Знать: общий план строения опорно-двигательной системы; состав, строение и способы соединения костей человека. Уметь: наблюдать; делать выводы

Устный текущий

1

6.

Скелет головы и туловища.

Уметь находить сходства и различия человека с млекопитающими, связанные с прямохождением, развитием мозга и трудовой деятельностью человека. Уметь раскрывать взаимосвязь строения и функции.

Устный текущий

1

7.

Скелет конечностей.

Знать: строение верхних и нижних конечностей; строение плечевого и тазового поясов. Уметь наблюдать; делать выводы.

Устный текущий

1

8.

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Знать: общий план строения опорно-двигательной системы . Уметь различить признаки повреждения скелета. Уметь оказать первую медицинскую помощь при повреждениях скелета.

Пр. раб. № 2 «Скелет человека»

1

9.

Мышцы. Работа мышц.

Знать: строение, функции, классификацию мышц. Объяснять динамический и статический режим работы мышц. Уметь выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Устный текущий.

1

10.

Нарушения осанки и плоскостопие.

Объяснять отрицательные последствия нарушенной осанки, плоскостопия; каким способом можно выявить эти нарушения и скорректировать их.

Устный текущий

1

11.

Развитие опорно-двигательной системы.

Знать: меры по предупреждению искривления позвоночника и плоскостопия. Уметь объяснить значение физического труда и спорта для правильного формирования скелета и мышц.

Устный текущий

1

12

Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

Контрольный тест

1

Тема 3. Кровь. Кровообращение. ( 10 часов)

13.

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

Знать: состав внутренней среды организма человека; состав крови человека; клетки крови. Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы

Лаб.раб №3

1

14.

Иммунитет.

Знать: понятие «иммунитет»; системы и виды иммунитета. Объяснять суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета. Характеризовать действие вакцин и лечебных сывороток.

Раб.тетр№1 уп.52,53

1

15.

Тканевая совместимость и переливание крови.

Знать: иммунная реакция; группы крови; резус-фактор. Объяснять правила переливания крови.

Раб.тетр№1 уп.58

1

16.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Знать: строение сердца; фазы работы сердца; типы сосудов. Объяснять движение крови по сосудам малого и большого кругов кровообращения.

Раб.тетр№1 уп.60-67

1

17.

Движение лимфы.

Знать: лимфатическая система; строение лимфы; лимфатические сосуды. Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Раб.тетр№1 уп.68

1

18.

Движение крови по сосудам.

Знать: «кровяное давление», «пульс». Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Устный текущий

1

19.

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Знать: «автоматизм сердца»; вегетативная нервная система - симпатическая и парасимпатическая. Характеризовать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Пр. раб. № 3 Кровь. Иммунитет.

1

20.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Знать: причины заболевания сердечнососудистые и меры их профилактики. Объяснять физиологические причины заболевания. Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Устный текущий

1

21.

Первая помощь при кровотечениях.

Знать: виды кровотечений. Уметь оказать первую медицинскую помощь при повреждении сосудов.

Раб.тетр№1 уп.76-79

1

22.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение».

1

Тема 4. Дыхательная система. ( 6 часов)

23.

Значение дыхания. Органы дыхания.

Знать: особенности строения органов дыхания; функции органов дыхания. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Устный текущий.

1

24.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Знать: строение легких; газообмен в легких; газообмен в тканях - физико-химическая сущность процессов. Объяснять: организм как единое целое - взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Лаб.раб №6

1

25.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Знать: механизм дыхательных движений; регуляция дыхательных движений рефлекторный и гуморальный механизмы дыхания; дыхательные рефлексы. Объяснять: механизм вдоха и выдоха; вредного влияния табачного дыма на легкие и весь организм.

Лаб.раб №7

1

26.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

Объяснять: заболевания органов дыхания и их профилактикой; инфекционные заболевания; правила гигиены дыхания.

Устный текущий.

1

27.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

Уметь оказать меры первой помощи при травматизме дыхательных путей, обмороке, электротравме, заваливании землей, утоплении. Уметь выполнять непрямой массаж сердца, искусственное дыхание из рта в рот.

Тематический: устный и письменный

1

28.

Контрольно-обобщающий урок по теме Дыхательная система.

Контрольный тест.

1

Тема 5. Пищеварительная система. ( 8 часов)

29.

Значение пищи и ее состав.

Знать: строение и функции органов пищеварения. Характеризовать состав пищи, продукты питания, питательные вещества. Уметь выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Работа с учебником и схемами.

1

30.

Органы пищеварения.

Знать: значение пищеварения; органы пищеварительной системы. Объяснять обработку пищи в каждом из отделов пищеварительной системы. Уметь выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Устный текущий

1

31.

Строение и значение зубов.

Знать: форма, строение, функции зубов. Объяснять: причины смены выпадающих (молочных) зубов на постоянные; гигиена полости рта; предупреждение кариеса и других заболеваний зубов. Уметь выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Пр. раб. № 5 Органы пищева-рения

1

32.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Знать: свойства ферментов; процесс физической и химической обработки пищи в ротовой полости и желудке. Уметь выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Лаб.раб №7

1

33.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Знать: процессы расщепления веществ в кишечнике; всасывание продуктов расщепления; значение печени для организма. Объяснять функции тонкой и толстой кишки, поджелудочной железы и печени.

Работа с таблицами

1

34.

Регуляция пищеварения.

Знать: регуляция пищеварения. Объяснять: понятие о возникновении голода и насыщении; роль безусловных и условных рефлексов. Уметь приводить примеры раскрывающие значение временных связей в поведении животных и человека.

Работа со схемами.

1

35.

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

Знать: правила гигиены питания. Объяснять: «желудочно- кишечные заболевания», «глистные заболевания»,профилактика заболеваний и отравлений.

Раб.тетр№1 уп.119-124

1

36.

Контрольно-обобщающий урок по теме Пищеварительная система.

Контрольный тест

1

Тема 6. Обмен веществ и энергии. ( 3 часа)

37.

Обменные процессы в организме.

Знать: пластический и энергетический обмен; этапы обмена веществ. Уметь выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Раб.тетр№2 уп.122-123

1

38.

Нормы питания.

Объяснять: расход энергии; энерготраты и энергетическая емкость потребляемых продуктов; основной и общий объем; нормы питания; пищевой рацион.

Устный текущий

1

39.

Витамины.

Объяснять значение витаминов; авитаминоз и его симптомы; гиповитаминозы; гиперавитаминозы и их профилактика.

Устный текущий

1

Тема 7. Мочевыделительная система. ( 2 часа)

40.

Строение и функции почек.

Знать: строение мочевыделительной системы; строение и функции почек; механизм образования мочи. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Раб.тетр№2 уп.129, 130

1

41.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Знать: причины заболевания почек. Объяснять правила гигиены мочевыделительной системы; профилактика предупреждения урологических заболеваний; процессы происходящие при жажде и водном отравлении.

Раб.тетр№2 уп.131-133

1

Тема 8. Кожа. ( 3 часа)

42.

Значение кожи и ее строение.

Знать: строение и функции кожи, волос, ногтей. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Раб.тетр№2 уп.134-135

1

43.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

Объяснять: связь кожи с процессами, происходящими во всем организме; патологические процессы, происходящие при нарушении обмена веществ, аллергии, травмах - ожогах и обморожении; заражение кожными паразитами грибками.

Раб.тетр№2 уп.136-138

1

44.

Роль кожи в теплорегуляции. Закалива ние. Оказание первой помощи при тепло вом и солнечном ударах. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа»

Объяснять: суть терморегуляции; приемы закаливания, подбор одежды. Уметь определить и оказать меры первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Знать понятия и термины.

Тест.

1

Тема 9. Эндокринная система. ( 2 часа)

45.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Знать: железы внутренней, внешней и смешанной секреции; строение эндокринной системы; свойства гормонов. Объяснять связь между эндокринной и нервной системами. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Устный текущий

1

46.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Объяснять: действия отдельных гормонов при гипо- или гиперфункции гипофиза и щитовидной железы; роль гормона поджелудочной железы - инсулина - в поддержании сахара в крови. Уметь оказать доврачебную помощь при передозировке препарата инсулина лицам страдающим диабетом.

тестирование

1

Тема 10. Нервная система. ( 5 часов)

47.

Значение, строение и функционирование нервной системы.

Знать: понятия «нервная система», «рефлекс», «вегетативная (автономная) нервная система», « рефлекторная дуга». Уметь: составлять рефлекторные дуги различных рефлексов.

Раб.тетр№2 уп.150-152

1

48.

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Знать: основные функции нервной системы; значение соматического и вегетативного отделов; строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов вегетативного отдела нервной системы. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Раб.тетр№2 уп.152, 154-156

1

49.

Нейрогуморальная регуляция.

Знать: строение и функции автономного отдела и подотделов; органы эндокринной системы и их функции; нейрогормоны. Объяснять: влияние гормонов на развитие головного мозга и головного мозга на гормональную систему.

Устный текущий.

1

50.

Спинной мозг.

Знать: положение, строение и функции спинного мозга; взаимосвязь соматических и вегетативных спинно-мозговых рефлексов. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Работа со схемами.

1

51.

Головной мозг: строение и функции. Обобщение по темам «Эндокринная система. Нервная система»

Знать: особенности строения отделов головного мозга в связи с выполняемыми функциями. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Контрольный тест

1

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы. ( 5 часов)

52.

Как действуют органы чувств и анализаторы.

Знать: «анализаторы», «органы чувств».объяснять: анализатор - единая система, в рецепторах которой происходит кодирование информации. Уметь приводить примеры взаимодействия различных анализаторов.

Раб.тетр№2 уп.164.

1

53.

Орган зрения и зрительный анализатор.

Знать: значение зрения; строение и функции глаза; механизм восприятия зрительных раздражителей. Объяснять работу зрительного анализатора в целом; адаптация зрения к условиям среды.

Раб.тетр№2 уп.166

1

54.

Заболевание и повреждения глаз.

Знать: строение и функции глаза. Объяснить: причины дальнозоркости и близорукости и меры их предупреждения; гигиена зрения. Уметь оказать меры доврачебной помощи при травмах глаз.

Устный текущий.

1

55.

Орган слуха и равновесия. Их анализаторы.

Знать: «анализаторы»; строение и функции уха и вестибулярного аппарата; гигиена слуха. Объяснять: профилактика ушных заболеваний и экологические факторы, влияющие на слух.

Раб.тетр№2 уп.169

1

56.

Органы осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме «Анализаторы»

Знать: «анализаторы», «органы чувств»; строение и функции изучаемых органов чувств. Объяснять: взаимодействие анализаторов друг с другом и их взаимную дополняемость. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Контрольный тест

1

Тема 12. Поведение и психика. ( 6 часов)

57.

Врожденные и приобретенные формы поведения.

Знать: «потребности организма», «поведение», «поведение», «высшая нервная деятельность». Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Раб.тетр№2 уп.175

1

58.

Закономерности работы головного мозга.

Объяснять: понятия внешнее и внутреннее торможение; явления доминанты и закон взаимной индукции возбуждения и торможения. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Устный текущий.

1

59.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Знать: «биологические ритмы», «сон»; физиологическая природа сна и его фазы; гигиена сна. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Раб.тетр№2 уп.179

1

60.

Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы.

Объяснять: роль речи в развитии высших психических функций и социализации людей в человеческое общество; значение слов и речи; сознание и труд в формировании человеческой личности; познавательные процессы.

Раб.тетр№2 уп.183

1

61.

Воля и эмоции. Внимание.

Знать: «воля», «эмоции», «внимание». Объяснять: физиологию эмоций, эмоциональные реакции, состояния, отношения; физиологические основы внимания

Устный текущий

1

62.

Динамика работоспособности. Режим дня.

Знать: «биологические ритмы», «бодрствование», «работоспособность», « режим дня». Объяснять: стадии работоспособности; значение режима дня для поддержания здоровья и работоспособности.

Устный текущий.

1

Тема 13. Индивидуальное развитие организма. ( 5 часов)

63.

Половая система человека.

Знать: строение женской и мужской половой систем, половые клетки; «овуляция», «менструация», «поллюция». Объяснять: изменения возникающие в пубертатном периоде. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Раб.тетр№2 уп.196

1

64.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

Знать: болезни передающиеся половым путем; наследственные и врожденные болезни. Объяснять течение и профилактика урологических, гинекологических и венерических заболеваний.

Раб.тетр№2 уп.200

1

65.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

Знать: основные периоды развития человека - эмбриональный, постэмбриональный. Анализировать факторы негативно влияющие на развитие эмбриона. Объяснять понятия о календарном и биологическом возрасте.

Устный текущий

1

66.

О вреде наркогенных веществ.

Характеризовать свойства наркогенных веществ. Объяснять: о вреде курения; природу абстиненции и причины «ломки»; вред бытового пьянства.

Устный текущий

1

67.

Психологические особенности личности. Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма»

Знать: «индивид», «личность». Объяснить физиологические причины темперамента; типы характера человека. Уметь выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Контрольный тест

1

68.

Итоговая (годовая) контрольная работа.

1

69.

Резерв

1

70

Резерв

1

14

© 2010-2022