- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс по биологии Экология человека
Элективный курс по биологии Экология человека
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бозиева Ф.Р. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
элективного курса по биологии
для 9 класса
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Пояснительная записка
Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов. Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека - понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.
Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье», использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии. Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы. Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях, тестирование.
Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.
Задачи курса:
по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;
-эндемические и природноочаговые заболевания;
-биологические ритмы;
-приспособительную изменчивость человеческих популяций;
-причины изменения природной среды;
учащиеся должны уметь:
-составлять родословную;
-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества окружающей среды своей местности.
Содержание программы
1. Введение (1ч.)
Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.
2. Здоровье и наследственность (3 ч.)
Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»
3. Природная, социальная среда и здоровье (8 ч.)
Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.
Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.
Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»,
Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».
4. Здоровье-профессиональная забота врача и эколога (5 ч.)
Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.
Экскурсия «Профессия врача».
Экскурсия «Профессия эколо
Тематическое планирование
№
Наименование тем курса
Всего часов
Лек
ции
Практич.
работы,
экскурсии
Семинары
Конференции
Формы контроля
I
Введение
1.
Что такое здоровье? Социальная обусловленность здоровья.
1
+
II
Здоровье и наследственность
2.
Место человека в системе живой природы
1
+
тест
3.
Наследственность - важный фактор здоровья
1
+
4.
Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.
1
+
III
Природная , социальная среда и здоровье
5.
Эндемические и природно-очаговые заболевания
1
+
6.
Космические факторы здоровья. Биологические ритмы, их устойчивость
1
+
тест
7.
Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах.
1
+
8.
Изменение природной среды под влиянием деятельности человека
1
+
9.
«Свалка по имени - Земля»
1
+
10.
Оценка среды учебных помещений. Санитарно-гигиенические нормы. Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»
1
+
11.
Оценка качества среды своей местности ,пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка»
1
+
12.
Научные основы озеленения интерьера
1
+
IV
Здоровье -профессиональная забота врача и эколога.
13.
Профессия врача
1
+
14.
Профессия эколога
1
+
15.
Выдающиеся медики и экологи
1
+
16-17.
Итоговая конференция
2
+
тест
Список использованной литературы:
1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. -М.,1997.
3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. -М.: Высшая школа, 1994.
4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. -Минск, 1998.
5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. -М: Дрофа, 1998.
6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.
7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. - Минск, 1998.
8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся:
1.Энциклопедия для детей: Биология, география. -М.: Аванта1994.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. -М.,1997.
3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. -Минск, 1998.
4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. -М: Дрофа, 1998.
5. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.