• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса Основы санитарии и гигиены

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса Основы санитарии и гигиены

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Шебекино Белгородской области»


«Рассмотрено»

Руководитель УМО

__________Арнаутова Н.З


Протокол № __от

«_____»__________2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «СОШ № 4 г.Шебекино»

___________Коровянская О.И.


«____»____________2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 4 г.Шебекино»

_________Касьянова Е.И.

Приказ № _____

от «____»_________2014г.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ « ОСНОВЫ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»

ДЛЯ 10 «А» КЛАССА




Автор-составитель: Арнаутова Н.З., учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ № 4 г. Шебекино»


















2014-2015 учебный год





Календарно - тематическое планирование элективного курса

« Основы гигиены и санитарии»


№ урока

Изучаемый материал

( раздел, тема)

№ урока по теме

Даты

По плану

Фактическая

1

2

3

4

5

1.

1. Введение. Инструктаж по охране труда

Предмет и методы гигиены.


1

6.09


2.

2. История -2ч. .Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья.

1

13.09


3.

История гигиены в России

2

20.09


4.


3. Физическая активность и здоровье.

Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. Пр. р. №1

1

27.09


5.

Задачи физического воспитания. Пр. р.№2

2

4.10



6.

4. Предупреждение инфекционных заболеваний. Инфекционные заболевания.

1

11.10


7.

Профилактика инфекционных заболеваний .Прак. р. №3

2

18.10


8.

5. Травматизм и его профилактика

8.Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями.


1

25.10


9.

Первая помощь при травмах..П р. №4


2

15.11


10.

Предупреждение травматизма

3

22.11


11.

6. Предупреждение и первая помощь при сердечно- сосудистых заболеваниях.

Строение и функционирование сердечно - сосудистой системы.

1

29.11



12.


Тренировка сердца и сосудов. Пр. р. №5


2

6.02


13.


Функциональные сердечно - сосудистые пробы. Пр. р. №6


3

6.12


14.

Знакомство с кардиографией

4

13.12


15.

7. Гигиена дыхания. Особенности функционирования органов дыхания. Пр. р. №7

1

20.12


16


Гигиенические основы дыхания.

Пр. р. №8

2

27.12


17.

Рацион и режим питания. Пр. р .№9

1

17.01


18.

Заболевания органов пищеварения

2

24.01


19.

Понятие о диетотерапии

3

31.01


20.


9. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви.

Кожа


1

7.02


21.

Закаливание. Гигиена

2

14.02


22.

10. Нервная система и психическое здоровье.

Нервная система

1

21.02


23.


Стресс


2

28.02


24.


Поведение


3

7.03


25.

Психическое здоровье

4

14.03


26.

11. Предупреждение вредных привычек. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом.


1

21.03


27.

«Имя беды - наркотики» (конференция)

2

4.04


28.

12. Гигиена труда. Понятие работоспособности.

1

11.04


29

Особенности учебной деятельности.

2

18.04.


30.


Выбор профессии


3

25.04


31-32 .

Защита проектных работ учащихся.

4-5



33

Итоговое тестирование

6

16.05


34.

Анализ работ учащихся

7

23.05


Всего


34




Контрольно- оценочные материалы

Итоговый контрольный тест


1 вариант


Запишите ответы на вопросы:


1. Какова роль белков, жиров, минеральных веществ, витаминов и воды в

жизнедеятельности человека?

2. Как протекает обмен веществ у людей разного возраста?

3. Что называют энергетической ценностью?

4. Почему у детей потребность в пищевых веществах больше, чем у взрослых?

5. Что такое микробы?

6. Какими способами можно задержать развитие микробов в пищевых продуктах?

7. Каковы основные меры предупреждения глистных заболеваний?

8. Каковы правила ношения санитарной одежды повара и кондитера?

9. Каким требованиям должна отвечать кухонная и столовая посуда после мытья?

10. Каковы основные санитарно-гигиенические условия хранения пищевых

продуктов?





Итоговый контрольный тест

2 вариант


Запишите ответы на вопросы:


1.Каковы правила кулинарной обработки овощей, предупреждающие разрушение

витамина С.

2. Что такое обмен веществ?

3. Как определяется энергетическая ценность продукта?

4. Почему микробы быстро развиваются в пищевых продуктах?

5. Какова характеристика особенностей пищевых инфекционных заболеваний?

6. Каковы причины обсеменения пищевых продуктов кишечной палочкой?

7. Назовите основные факторы, определяющие здоровый образ жизни человека?

8. Каким требованиям должен отвечать внешний вид рук повара, кондитера?

9. Каковы основные санитарно-гигиенические требования к планировке помещений

предприятий общественного питания?

10. Какие санитарные требования предъявляются к содержанию рабочего места повара

и кондитера в процессе работы?






Конференция «Имя беды - наркотики»


Цели:

  • Закрепить знания учащихся о юридической ответственности за употребление наркотиков;

  • Развить установку поведения на отказ от наркотиков.

  • Формирование самоэффективности как механизма контроля за своим поведением;

  • Отработка умения говорить «Нет».



Ход занятия.

1.Вводная часть.

Упражнение - активатор «третий лишний»

Стулья ставятся в кружок спинкой внутрь. Количество стульев на 1-3 меньше чем учеников. Ученики встают в круг вокруг стульев. По команде учителя они начинают ходить по кругу. По 1 хлопку они поворачиваются на 180 градусов и идут в противоположную сторону. Если учитель делает два хлопка, ученики как можно быстрее стараются сесть на стулья. Те, кому места не хватило, выбывают. Затем 1-2 стула убирают, и игра продолжается.

2.Основная часть.

Дискуссия на тему «Употребление наркотиков и закон»

Дискуссия проводится аналогично занятию «Алкоголь и закон»

Вопросы:

  • В каких случаях употребление наркотиков - это нарушение закона?

  • Кому грозит наказание за нарушение этих законов?

  • Какие наказания несут за нарушение этих законов родители и ответственные за детей и подростков взрослые?

3.Игра - активатор «Вам барыня прислала сто рублей»

Учитель говорит: «Вам барыня прислала стог рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черного и белого не покупайте. Далее учителем задаются любые вопросы, ученики могут отвечать, как угодно, но не использовать слова «да « и «нет». Сказавший одно из этих слов, становится ведущим.

Основная часть.

Беседа: «Что проще: сказать «Да» или «Нет».

Учитель предлагает для обсуждения следующие вопросы:

  • Были ли у вас случаи, когда вам трудно отказаться?

  • Какие это были ситуации?

Разыгрывание ситуаций.

Ситуация№1. «Попробуй отказаться, когда тебе предложат прогулять урок «

Для разыгрывания сценки вызываются двое желающих. Затем обсуждается выбранный ими способ отказа.

Ситуация №2. «Попробуй наркотик». Какие аргументы могут остановить от употребления наркотиков? Проводится конкурс на самый убедительный довод.

Возможные варианты.

  • Наркотики - это вещества, оказывающие специфические отрицательные воздействия на центральную нервную систему.

  • Употребление наркотиков может привести к болезни - наркомании, т.е. развитию физической и психической зависимости от наркотиков.

  • Быстро может возникать зависимость от этих веществ, т.е. человек уже не может обходиться без них, готов ради них на любое преступление.

  • Длительное употребление наркотиков ведет к болезни. Страдают все внутренние органы человека. Разные наркотики сильнее разрушают разные органы, но безопасных наркотиков не существуют. Особенно страдает мозг.

  • Наркоманы утрачивают интерес к учебе, работе, любимым занятиям. Они теряют интерес к близким людям, рвутся их социальные связи.

4. Мозговой штурм «Просто ли сказать: «Нет» без объяснения?».

Вопросы для обсуждения:

  • Отказаться и объяснить причины легче?

  • Отказаться с предложением альтернативы легче?

  • Проще ли будет просто уйти без объяснений или убежать?

  • Может быть, легче использовать метод «заезженной пластинки» (на все уговоры повторять «Нет»)?

  • Легко ли просто проигнорировать предложение?

  • Может быть, просто избегать опасных ситуаций?

  • Правильно ли будет объединиться с кем-то, кто придерживается твоего мнения?

В конце обсуждения делается вывод о том, что способов отказа существует очень много. Можно предложить дома потренироваться говорить «Нет» в подходящих ситуациях. Уметь отказывать необходимо.

5. Рефлексия. Выводы учащихся.



Список литературы

1.Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости/И.П. Анохина\\ Руководство по наркологии: В 2-х т.; под редакцией Н.Н. Иванца. - М., 2002 год

2. Арсеньев, А.С. .Научное и нравственное воспитание \\ Психологические проблемы нравственного воспитания детей \А.С. Арсеньев.- М., 1997

3. Братусь, Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме \ Б.С.Братусь. - М., 1974

4. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование \ А.В. Брушлинский.- М., 1979

5.Линько, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Линько, В.С. Битенскский. - Л., 1991

6. Наркомания в России : состояние , тенденции , пути преодолевания .- М., 2003




8


© 2010-2022