Конспект урока по теме: «Грибы»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СОШ с.Питерка»





Конспект урока

по биологии 5 класс

Тема: «Грибы»







Выполнила

Учитель биологии

МОУ «СОШ с.Питерка »

Витвинова Полина Васильевна

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: «Грибы»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока : сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы

Планируемые результаты обучения: Научиться устанавливать сходство гриба с растениями и животными, описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Задачи урока:
Обучающая - раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).

Развивающая - Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий; Способствовать развитию мышления. Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Оборудование: таблица «Царства живых организмов», Презентация « Грибы»

Литература для учителя и учащихся:

  • Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова - М.: «Вентана-Граф». 2013

  • Методическое пособие. Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова - М.: «Вентана-Граф». 2013

  • Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова - М.: Вентана-Граф, 2014

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. - М.: ВАКО, 2014

Ход урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Приветствует учащихся, настраивает на урок. Проверяет готовность к уроку. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим прогулку в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться. А зачем мы отправимся в лес, вы узнаете из стихотворения:

Полон сказок и чудес

Наш родной Кумёнский лес.

Нас к себе он приглашает

Раскрыть тайны обещает,

Чтоб узнали точно мы

Как в лесу растут… (грибы).(слайд 2)

- Так о чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока «Грибы»

Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадях, а учитель - на доске.

Регулятивные УУД : формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

Ребята, а что вы знаете о грибах из начальной школы? (ответы детей)

Определим основные вопросы урока. (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)

Для того чтобы раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные), нам потребуется научиться находить необходимую информацию, воспитать культуру общения при работе в группах, развивать произвольного внимания и память, познавательные интересы и инициативу - это задачи нашего урока.

3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Кое-что о грибах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать.

Но прежде, я хочу загадать вам загадки, и узнать, как хорошо вы знаете грибы.

Отгадайте загадки:

  1. Он в лесу стоял,

Никто не брал, В красивой шапке модной Никуда не годный. (мухомор)

  1. Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети, - На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (опенки) (слайд 3)

  1. Не спорю - не белый.

Я братцы, попроще. Расту я обычно В березовой роще. (подберезовик).(слайд 4)

Молодцы, справились с заданием.

Грибы мы будем изучать по определенному плану.

Учащиеся вместе с учителем составляют план.

Записывают в тетрадях.

1) многообразие видов, знакомые виды грибов.

2) внешнее строение тела гриба, его части, способы размножения

3) признаки, сходство гриба с растениями и животными

4) тип питания, «сапротроф», «паразит», «симбионт», «хищник», грибокорень

5) роль в природе и в жизни человека (слайд 5)

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные УУД: умение планировать работу

4.Реализация построенного проекта.

Для работы мы разделимся на группы и каждая группа, пользуясь учебником и таблицей «Строение тела шляпочного гриба»), найдет ответ на свой вопрос. Вопросы - это пункты нашего плана.

Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения владеть смысловым чтением.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Представитель каждой группы отвечает на свой вопрос.

По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Примерные ответы учеников

  1. Одна из самых больших групп организмов, в ней около 100 тыс. видов. Наука - микология, эти организмы входят в группу эукариот, перечисляют 2-3 вида знакомых грибов.(слайд 6-9)

  2. Тело гриба ,называемое грибницей, представлена тонкими ветвящимися трубчатыми нитями-гифами. Гифами образовано плодовое тело гриба, состоящие из шляпки и ножки.(рис.50).

(слайд 10)

  1. Размножение бесполое и половое (слайд 11)

  2. Признаки растений:

Неподвижны,

наличие хорошо выраженной клеточной стенки,

размножение спорами, всасывают вещества из среды, всасывают вещества из среды, неограниченный рост.(слайд 12)

Признаки животных:

Питаются готовыми органическими веществами,

отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов.

(слайд 13)

  1. Грибы-гетеротрофы всасывают органические вещества поверхностью гифов.

Грибы-сапротрофы питаются органическими соединениями мертвых организмов.

Грибы-паразиты используют для питания живые ткани организма хозяина.

Грибы-хищники - отличительной чертой этой своеобразной группы является особый способ питания - хищнический.

Грибы ловят и умерщвляют микроскопических животных с помощью специальных ловчих аппаратов.

Грибы-симбионты живут во взаимополезном сожительстве с зелеными растениями. Симбиоз шляпочных грибов с деревьями - срастание гифов грибов с древесными корнями и образование грибокорня.

  1. Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, попадающих в почву, образовании в почве органического вещества, повышении плодородия почвы.(слайд 14)

Одно из выдающихся достижений ХХ века - открытие антибиотиков. Первый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин - продукт жизнедеятельности одного из видов грибов - пенициллов. В медицине широко применяют препараты из спорыньи. При помощи гриба черной плесени в промышленном масштабе получают лимонную кислоту. Дрожжевые грибы имеют огромное значение, их используют при пивоварении, хлебопечении, виноделии.

6. Физ.минутка (1мин)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполните тест.

А1.Основная часть гриба (тело гриба) представлена:

1-Гифами

2-Ножкой

3-Шляпкой

А2. Грибы, питающиеся разложившимися органическими веществами (мертвыми) - называются:

1-Автотрофами

2-Сапротрофами

3-Гетеротрофами

А3 . Грибы размножаются:

1 - спорами;

2 - семенами;

3 - частью корня;

4 - частью стебля

А4. Грибы не способны к фотосинтезу, потому, что:

1 - они живут в почве;

2 - не имеют хлорофилла;

3 - паразитируют на других живых организмах;

4 - имеют небольшие размеры

А5. Грибы-паразиты:

1 образуют на свету органические вещества;

2 - поселяются на продуктах питания;

3 - поселяются на других живых организмах;

4 - питаются готовыми органически веществами

(Ребята обмениваются с соседом по парте проверяют и оценивают её)

Ответы : 1-1, 2-2, 3-1, 4-2, 5-3 (слайд 15)

Все верно-5 Одна ошибка-4 Две ошибки -3 Больше двух-2

Личностные УУД:осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное

8.Включение в систему знаний повторения.

Почему грибы нельзя отнести к царству растений?

Почему грибы хотели отнести к царству животных?

Почему выделили в особое, самостоятельное царство?

Каково строение гриба? Что такое гифы?

Как питаются грибы?.

Каково значение грибов в жизни человека? (слайд 16)

Регулятивные УУД: формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итак, урок подходит к концу. Вспомните, где у вас были ошибки, восполнили ли мы пробелы в своих знаниях?

Учащиеся отвечают по следующей схеме.

У меня была ошибка в _________, теперь я понял (а) (знаю), что _________.

Регулятивные: контроль.

Домашнее задание.(слайд 18)

1. Параграф 13

2. Творческое задание:

А) Приготовить кроссворд,

Б) Подготовить сообщение "Интересные факты о грибах".

Урок закончен. Всем спасибо.(слайд 19)



© 2010-2022