Обобщающий урок по теме: Грибы. Бактерии. Лишайники конспект урока

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ «Казачий кадетский корпус»

Обобщающий урок:

«Бактерии. Грибы. Лишайники».

Обобщающий урок по теме: Грибы. Бактерии. Лишайники конспект урокаОбобщающий урок по теме: Грибы. Бактерии. Лишайники конспект урокаОбобщающий урок по теме: Грибы. Бактерии. Лишайники конспект урока

Выполнила: учитель биологии

Бабченко Валентина Александровна







Буденновск 2015

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о бактериях, грибах, лишайниках

Задачи:

образовательная: обобщить знания учащихся по основным признакам бактерий, грибов, лишайников, их значение в природе и жизни человека; выявить отличительные особенности, систематизировать знания, полученные при изучении темы;

развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект /логическое мышление, речь/, эмоциональную сферу у учащихся; развитие умений сравнивать, работать с терминами;

воспитательная: экологическое воспитание учащихся - привить бережное отношение к природе, к ее компонентам; знакомить детей с наиболее распространенными видами съедобных и ядовитых грибов, полезных и болезнетворных бактерий, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний.

Вид урока: урок - путешествие.

Средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран, рисунки грибов, маршрутные листы с заданиями.

Ход урока

1.Организационный этап: Приветствие учащихся

2.Введение в тему.

Учитель: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты», - сказал однажды Д. Хевелси. Итак, мы с вами отправляемся в мир ваших знаний, и нам не помешает ни дождь, ни ветер.

Прежде чем нам приступить к работе, я хочу задать вам задачку: перед вами треугольник понятий. Ваша задача постараться разгадать, о чем здесь идет речь?

Двойники- Первопроходцы- Экстремалы

Сегодня мы с вами обобщим и повторим знания, полученные в результате изучения тем «Бактерии», «Грибы», «Лишайники».

На уроке нам предстоит работа в парах по маршрутным листам, фронтальная и индивидуальная. Каждый из вас может проявить всю свою активность, показав уровень знаний по пройденным темам. Итак, мы приступаем! Всем удачи!

Задан ие 1. В маршрутном листе.

Рассмотрите рисунок и запишите, что обозначено на нем цифрами.

Обобщающий урок по теме: Грибы. Бактерии. Лишайники конспект урока

Задание 2. Можно ли набрать воду для питья в речке? Почему? Давайте вспомним строение бактериальной клетки ( фронтальная работа) Строение бактерии

Задание 3 В маршрутном листе. Подпишите название форм слоевища лишайников.

Задание 4. Фронтальная. Вам предлагается обсудить в паре одно из понятий по теме Грибы, а второму ряду одно из понятий по теме Бактерии и предложить его на доске. Далее учащиеся называют по цепочке свои понятия и формируем на доске 2 схемы: грибы бактерии. Теперь обмениваемся рядами и отвечаем на эти вопросы, помогающие узнать нам о представителях данных царств. Давайте по этим понятиям составим небольшой рассказ о представителях этих царств.

Задание 5 Работа в парах вам предлагается отправиться в лес за грибами и вспомнить правила сбора грибов. Вам необходимо разделить предложенные вам грибы на съедобные и несъедобные разложить их в нужные конверты и укажите на них свои фамилии.

Задание 6. Фронтальная работа Биологические карты по теме «Бактерии»

Задание 7. Работа в парах В маршрутных листах.

Прочитайте описание и скажите, к какому организму оно относится. Допишите эти фразы.

1. Грибы, причиняющие большой вред лесному хозяйству, садам и паркам, разрушающие древесину. (Трутовики.)

2. Грибы, вызывающие многие заболевания культурных и дикорастущих растений, превращающие здоровые зерновые в ядовитую споровую массу. (Спорынья и головня.)

3. Состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Его споры расположены не в головках, а на концах некоторых нитей в мелких кисточках. Человек его использует в медицине для получения антибиотиков (Пеницилл.)

4. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе, имеет вид пушистого белого налета, рассмотреть его удается только через микроскоп. (Мукор, или белая плесень.)

5. Одноклеточный организм, размножающийся путем деления клетки на две, в благоприятных условиях увеличивающий количество клеток в геометрической прогрессии. (Бактерии.)

6. Организмы, размножающиеся главным образом кусочками слоевища или особыми группами клеток, образующихся внутри их тела. (Лишайник.)

7. Могут впитывать влагу всей своей поверхностью. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на поверхности стекла, крышах, в пустотах. (Лишайники.)

8. Клетка гриба запасает вещество.(Гликоген)

Задание 8. Эксперты Вам предлагается проверить работы ваших одноклассников и если согласие полное, то поставить отметку за это задание вашим одноклассникам.

Задание 9 Коллективно-индивидуальная работа

Каждый ученик отвечает на вопросы и устно отвечает на них, при затруднении на вопрос может ответить любой желающий.

Какие организмы называют паразитами и почему?

«Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей царства.

Как размножаются бактерии?

Почему лишайники называются автогетеротрофами?

Что представляет собой тело лишайника?

Где обитают лишайники?

По форме бактерии делятся на ..

Как называется образование, состоящее из переплетенных гифов гриба и корней деревьев?

Задание 10. Физминутка

Молодцы! Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем и всем покажем:

Вам необходимо изобразить формы бактерий: кокки, диплококки, стрептококки, стафилококки, спириллы.

Задание 11. Работа в парах с сигнальными карточками

Оценивается верность вопроса: ДА - красная карточка, НЕТ - синяя.

1. Бактерии самые древние обитатели нашей планеты (да)

2. Мукор и пеницилл - шляпочные грибы.(нет)

3. Грибы - это растения лишенные хлорофилла.(нет)

4. Все бактерии - паразиты человека и животных.(нет)

5. Лишайники - индикаторы чистого воздуха.(да)

6. Деревья от грибов получают минеральные вещества.(да)

7. Грибы размножаются вегетативно и ли спорами.(да)

8. В лишайнике присутствуют два компонента - автотрофный и гетеротрофный.(да)

9. Для грибов характерен только паразитический образ жизни.(нет)

Задание 12. Решаем экологическую задачу. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению. (Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола, поэтому и "жмется" гриб к дереву. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве.)

Задание 13. Четвертый лишний: дрожжи, мукор, сморчки, строчки.

Кишечная палочка, туберкулезная палочка, пеницилл, цианобактерии.

Мухомор, шампиньон, лисички, подосиновик.

Немного из истории

Первый антибиотик - пенициллин - был открыт в 1928 г. английским ученым Александром Флемингом. В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки - в годы Великой Отечественной войны. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.

Задание 14. Рассуждалки: Что общего у грибов с растениями и животными?

Задание 15. Кроссворд «Грибы»

Давайте ответим на вопросы: Кого из изученных нами организмов можно назвать: Двойниками- Первопроходцами- Экстремалами?

Лучшими и самыми внимательными и сообразительными путешественниками в мир своих знаний оказались пары……

Рефлексия. Давайте подведем итоги работы. В своих маршрутных листах выберите подходящее для вас суждение, как вы сегодня поработали на уроке. Сдайте ваши маршрутные листы и запишите домашнее задание. Всем спасибо.

Приложение:Обобщающий урок по теме: Грибы. Бактерии. Лишайники конспект урока

© 2010-2022