• Преподавателю
  • Биология
  • Способы формирования и развития у обучающихся метапредметных умений и навыков в свете требований новых образовательных стандартов

Способы формирования и развития у обучающихся метапредметных умений и навыков в свете требований новых образовательных стандартов

Формирование и развитие метапредметных умений и навыков должно осуществляться на технологической основе, что, безусловно, гарантирует достижение запланированного результата - умение учащихся учиться (овладевать приемами познания). В системе формирования и развития учебных умений можно выделить следующие элементы (модули).1. Содержание - чему учить? (Определено Стандартом образования.) 2. Методика преподавания - как учить? (На основе модульной технологии обучения, проектной методики и т.д.)З. Соб...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы формирования и развития у обучающихся метапредметных умений и навыков в свете требований новых образовательных стандартов.

Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.

Томас Эдисон

ФГОСы второго поколения, которые внедряются сегодня, кардинальным образом отличаются от первого варианта, а именно: стандартами предусмотрено достижение метапредметных, предметных и личностных резильтатов образования. Все три группы результатов взаимосвязаны между собой. Так например, на уроке «Грибы как организмы» учитель развивает не только понятие «организм», но и экологическую культуру (личностный результат), формирует умение давать описание грибов как организмов (метапредметный результат).

Наиболее сложными в достижении, как показывает практика, являются метапредметные результаты, включающие «освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами, сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности». [ФГОС.]

Формирование и развитие метапредметных умений и навыков должно осуществляться на технологической основе, что, безусловно, гарантирует достижение запланированного результата - умение учащихся учиться (овладевать приемами познания).

В системе формирования и развития учебных умений можно выделить следующие элементы (модули).

1. Содержание - чему учить? (Определено Стандартом образования.) 2. Методика преподавания - как учить? (На основе модульной технологии обучения, проектной методики и т.д.)

З. Собственно учебная деятельность учащихся - как учиться?

Реализуется данная система не только на традиционных уроках, но и в рамках специальных (элективных) курсов, в деятельности Научных обществ учащихся.

Обобщая опыт работы педагогов по формированию и развитию метапредметных умений и навыков, можно сделать следующие выводы. 1.Учебная самостоятельная познавательная деятельность учащихся требует системной организации, что предполагает включение знаний о процессе познания в учебное содержание. 2.Знания о процессе познания носят универсальный характер, овладев ими, обучающийся получает возможность повысить эффективность обучения и его качество, снизив при этом учебную нагрузку. 3.Деятельность образовательного учреждения по системному развитию универсальных учебных умений может быть организована на трех уровнях. Первый уровень - на уроках предметных циклов, второй уровень - в процессе изучения специального курса, например «Основы теории познания», третий уровень - в процессе создания учащимися собственных исследовательских проектов. Именно при такой организации можно осуществить перевод знаний и умений в компетентности и реализовать требования Стандарта в области формирования метапредметных умений и навыков.

Для определения уровня сформированности приемов учебной деятельности мы пользуемся специальным тестом. Для примера дан вариант для 5-го класса.

Работа для учащихся 5-х классов по определению уровня владения приемами учебной деятельности

Инструкция:

1. Выполняйте работу на отдельном листе бумаги, который подпишите
по образцу: фамилия, имя, класс, школа, дата выполнения работы (число,
месяц, год).

2. Внимательно читайте задания. И выполняйте их в любой последовательности; не забывайте указывать номер задания.

  1. Текст заданий не переписывайте.

  1. Время на выполнение работы - 30 мин.
    Желаем удачи!

Задание 1 на определение понятий

Из параграфа № 5 выпишите определение одного (любого) понятия.

Задание 2 на различение описания и объяснения

Внимательно прочитайте предложения:

А) Рано утром Солнце появляется на небосводе, становится светлее;
днем светло, вечером темнеет, а ночью совсем темно. Б) Смена дня и ночи на планете Земля происходит из-за того, что Земля
вращается вокруг своей оси. В) Смена дня и ночи на планете Земля - это периодический процесс.

Любым знаком отметьте предложение, в котором дается объяснение смены дня и ночи на планете Земля.

Задание 3 начертить таблицу.

Сравните по рисунку строение половых клеток. Свои выводы оформите в виде таблицы, в которой должны быть три строчки и два столбика.

Задание №4 на выделение объекта и предмета мысли.


Прочитайте текст.

Корни обладают неограниченной возможностью роста. Но в природе они редко реализуют такую возможность из-за различных причин: ветвления в почве корней других растений, недостаточность питательных веществ и т. д. В специально созданных условиях растение способно развивать огромную массу корней. Например, общий прирост за одни сутки всех корней одного растения ржи, выращенной в тепличных условиях, составил 4 км, ежесуточно на них образовывалось более 100 млн корневых волосков.

Обведите правильные ответы.
1) Главная мысль абзаца:

  1. За один день образуются миллионы корневых волосков.

  2. Корни растут в течение всей жизни растения.

  3. Рост корней ограничивают разные факторы.

  4. Корням необходимо создавать тепличные условия.

2) Озаглавьте этот текст:

  1. Одно из свойств корня - неограниченность роста.

  2. Рост корней.

  3. Внешнее строение корня.

  4. Свойства корней.

Задание №5 на обобщение.

Подберите одно-два обобщающих слова.
1. Береза, пшеница, одуванчик - это ....
2.1,2,3,10,28,37,101-это ....


Задание №6 на классификацию объектов.

Объедините в группы перечисленные ниже объекты. Придумайте назва-
ния для этих групп. Почему вы объединили эти объекты именно так?

Животные, ядро, растения, оболочка, грибы, вода, цитоплазма, камень.

Проанализируем эту работу.

Тест проводился в течение двух лет, а результаты примерно одинаковые. Среднее количество учеников в классах - 25.

1. Определение понятий. Только 55% учащихся выполнили задание правильно. Вместо определений понятий учащиеся выписывали слова, выделенные в учебнике жирным шрифтом или курсивом, правила и т.д.

2. Задание на различение описания и объяснения выполнили 95% обучающихся, 5% перепутали с описанием или не смогли его выполнить вообще.

3. Начертить таблицу смогли лишь 45% обучающихся. Остальные либо написали, что не знают, как это сделать, либо начертили таблицу, но количество строк и столбцов не соответсвовало указанному в задании.

4. Задание на выделение объекта и предмета мысли. Озаглавили текст правильно 50% обучающихся. Правильно выделили главную мысль текста 60% обучающихся.

5. Обобщение. 70% обучающихся выполнили задание правильно. Ошибка, которая встречалась часто,- неразличение при обобщении понятий «число» и «цифра».

6. Классификация. 25% выполнили задание правильно. Дети не смогли выделить основание классификации, что повлекло за собой ошибки в рассуждении.

Общий итог: ни один ученик не выполнил данную работу полностью и без ошибок, следовательно приемы учебной деятельности у обучающихся этой возрастной группы не сформированы на должном уровне.

Такие результаты не удивительны. Формирование метапредметных умений и навыков -это системная деятельность учителей предметников и учеников. Подобные задания используют многие педагоги , но редко кто объясняет и специально изучает такие универсальные учебные приёмы, как сравнение, описание, объяснение и др.

Для организации качественной работы по формированию коммуникативных умений в отдельных случаях необходимо давать чёткую установку на выполнение заданий. Например, в 6 классе для определения уровня сформированности метапредметных умений мы даем комплексное задание. Прочитайте стихотворение.

Фотосинтез идет На свету круглый год,
И он людям дает
Пищу и кислород. Очень важный процесс -
Фотосинтез, друзья, Без него на Земле
Обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб,
Уголь, сено, дрова-
Фотосинтез всему Этому голова.

Воздух чист будет, свеж,
Как легко им дышать!

И озоновый слой

Будет нас защищать

1.Определите главную мысль фрагмента стихотворения. 2.Опираясь на текст, выделите условия протекания фотосинтеза (какие вещества потребляются из окружающей среды, в какой части организма протекает. какие внутренние резервы необходимы). Определите их достаточность. 3. Показана ли в тексте взаимосвязь растений и животных? 4. Как вы понимаете фразу «Уголь, сено, дрова - фотосинтез всему этому голова»? Можно ли утверждать, что фотосинтез - это единственный процесс, отвечающий за «производство» фруктов, сена, угля? 5.Заполните таблицу.

Условия протекания
фотосинтез

Значение фотосинтеза
в жизни людей

Учет выполненных заданий можно вести по-разному. Учетные ведомости можно составлять в рамках одного предмета или охватывать несколько предметов. Пример такой учетной ведомости.

Учетная ведомость результативности выполненных заданий по формированию коммуникативных умений учащихся.

Ф.И. обучающихся

Озаглавливание текста

Установление причинно-следственных связей

Установление взаимосвязи

Выделение главной мысли

Подбор примеров

Схематизация текста

Определение дополнительной мысли



Традиционно преподавание в школе строится как преподавание отдельных учебных предметов. У каждого из них есть своя внутренняя логика. Учебники пишутся разными авторами. Для учителей, и тем более, для учеников, не замеченными остаются глубокие внутренние связи между предметами. Эти связи очень разнообразны, они базируются на единстве средств и способов действий, на единстве тем, задач, понятий, используемых в разных предметах. Однако они становятся явными и необходимыми в ситуациях достижения практического результата, в ситуациях жизненных, выходящих за рамки чистого учения . Структура современных учебников по биологии имеет определенные компоненты, которые можно разделить на два отдела: тексты и нетекстовые компоненты; последние в свою очередь, подразделяются на аппарат ориентировки и иллюстрации.

Важными компонентами аппарата организации усвоения знаний являются вопросы и задания после параграфов учебников нового поколения. Они позволяют организовать понимание предметного содержания, развивают метапредметные умения и навыки.

Большое внимание во всех учебниках уделяется умениям приводить примеры формулировать выводы и передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде. Это объясняется спецификой биологического содержания, освоение которого связано с определением места живых организмов в системе органического мира и выявлением взаимосвязей в биосистемах. Умения перефразировать мысль, адекватно воспринять письменную и устную речь, владение монологической речью также находят отражение в заданиях современных учебников, но им уделено меньше внимания. Рабочие тетради тоже являются средством формирования не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. Качественный состав заданий рабочих тетрадей разных программных линий отличается друг от друга. Например, в рабочей тетради программной линии И. Н. Пономаревой большое количество заданий ориентирует учащихся на составление рассказа или описания. Особое внимание уделено работе с учебником. В рабочей тетради программной линии В. В. Пасечника таких заданий нет, хотя много заданий, требующих привести доказательства или объяснить причины какого-либо явления. Программная линия Н. И. Сонина большое внимание уделяет умению оформлять развернутые или краткие ответы на вопросы. Работа с рисунками, по заполнению таблиц и схем актуальна во всех программных линиях. Таким образом, сопровождение заданий учебников и рабочих тетрадей соответствующими рекомендациями по их выполнению позволяет сделать учебно-методический комплект незаменимым средством развития метапредметных умений. Вместе с тем для систематической и целенаправленной работы учителю потребуется специальные задания, позволяющие формировать и диагностировать эти умения. Примеры таких заданий можно взять из методического пособия Н.М. Горленко « Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии» и Г.А. Воронина, « Биология планируемые результаты» - М: Просвещение 2013.

Литература

1. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий [Текст] : учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В. С. Аванесов. - 2-е изд., перераб. и расширенное. - М. : Центр тестирования, 2005.

2. Бардин, К. В. Как учить детей учиться [Текст] : кн. для учителя / К. В. Бардин. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1987.

3. Воронина Г.А. Биология планируемые результаты. Система знаний. - М. : Просвещение ,2013. 5. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа : school.edu.ru/dok_edu.asp. - (Российский общеобразовательный портал). 4. Горленко, Н. М Формирование информационно-коммуникативных умений при освоении предметного материала / Н. М. Горленко // Народное образование. - 2010.
5. Запятая, О. В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся : метод. пособие / О. В. Запятая. - Красноярск, 2007.



© 2010-2022