- Преподавателю
- Биология
- Проектная деятельность на уроках биологии
Проектная деятельность на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Гуляева Т.Н. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Проектная деятельность на уроках биологии»
Учитель биологии Гуляева Т. Н.
МКОУ «СОШ №2» ИМРСК
Расскажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне действовать самому - и я научусь.
Китайская мудрость
В педагогике слово «проект» известно уже около 300 лет. Это слово происходит от итальянского глагола «projicere», что означает «разрабатывать», «планировать», «браться за что-либо».
Таким образом, проектной метод означает путь, которым идут ученики и учитель, если они хотят научиться чему-то.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.
Цель проектной деятельности - приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.
В проектной деятельности меня привлекает то, что выполняя последовательно ряд операций, добиваешься поставленной цели, и видишь практическое применение своих достижений.
Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:
-
формировать и развивать творческие способности ученика;
-
развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
-
создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
-
заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
-
постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки.
Занимаясь проектом, мы тесно сотрудничаем с учениками: вместе ставим цели и задачи. Я корректирую наблюдения, помогаю отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учу работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). Помогаю применить полученные знания для достижения целей и задач проекта. Свою роль учителя я вижу в умении своевременно направить работу в нужное русло, в создании условий для активной деятельности обучающихся, а не в предоставлении им готовых знаний и материалов.
В ходе работы над проектом можно выделить следующие этапы:
Подготовительный, или вводный (погружение в проект):
-
Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
-
Определение цели, формулирование задач.
-
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
-
Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации).
-
Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
-
Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Поисково-исследовательский этап:
-
Определение источников информации.
-
Планирование способов сбора и анализа информации.
-
Подготовка к исследованию и его планирование.
-
Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.
-
Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Заключительный этап:
-
Публичная защита проекта.
-
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Ученик, выполнив проект и защитив его, должен научиться:
-
планировать работу;
-
письменно и устно представлять результаты своей работы;
-
защищать и отстаивать свою точку зрения;
-
отвечать за результаты работы;
-
оформлять работу.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, помогает мне сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.
Исследовательские проекты, над которыми мы работали с учениками за последние два года:
-
Изучение экологического состояния школьных помещений.
-
БезОпасные помощники нашего дома.
-
Влияние различной музыки на рост и развитие растений.
-
Вода. Здоровье. Жизнь.
-
Влияние шума на здоровье человека.
-
Наш след в природе.
-
Значение правильного выбора зубной пасты для здоровья человека.
-
Лекарственные растения вокруг нас.
Интересно проходят уроки-проекты для учащихся 6-7 классов. Например, в 6 классе при изучении семейств учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений. Это можно сделать с помощью метода проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками можно провести урок «Кто я?». В начале урока класс делится на пары. Каждая пара получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений. На отдельном столе находиться информация об этих растениях (подготовленная заранее учителем). Ребята определяют растения.
Уроки-экскурсии я тоже провожу в виде проектов.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала, развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.