• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по биологии «Роль внеурочной деятельности обучающихся по предмету в формировании экологической культуры»

Урок по биологии «Роль внеурочной деятельности обучающихся по предмету в формировании экологической культуры»

"Описание материала: Статья по формированию экологической культуры обучающихся средствами предметов "естественно-математического цикла, раскрывает виды и направления внеурочной деятельности в контексте федеральных образовательных стандартов второго поколения. Материалы для статьи взяты из опыта работы учителя биологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Железногорска Курской области. В статье освещена разносторонняя внеклассная работа по формированию экологической культуры в работе кружков на территории школы и в специализированных центрах.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль внеурочной деятельности обучающихся по предмету в формировании экологической культуры.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте Общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

Среди всех видов и направлений внеурочной деятельности формированию экологической культуры отводится особая роль. Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны с собой и отражают основные направления воспитательной программы школы. В нашей школе реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Стань гражданином России», одним из направлений которой является воспитание экологической культуры учащихся. Задачей этой программы является формирование у школьников чувства гражданской ответственности, любви к своей малой родине, воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры, приобретение умений и навыков, способствующих экологическому воспитанию.

Проблема состояния окружающей среды в настоящее время приобрела исключительно важную роль и выросла до глобального значения. Теперь уже невозможно, рассказывая на уроках о природе, не учитывать влияние человеческого фактора на ее состояние. Но, изменяя окружающую среду, человек сам оказывается под влиянием этой измененной им (часто не в лучшую сторону) природы.

В той или иной степени загрязнена вся окружающая нас природа: воздух, вода, почвы. Разница лишь в количестве и качестве загрязнения. В одних местах идут кислотные дожди, гибнет рыба в водоемах, в других критический момент не наступил, но может начаться. Проблема стала многогранной и всеобщей. Но наибольшей остроты она достигла в таких промышленных районах, как наш город Железногорск, рядом с которым находится крупнейшее предприятие страны по добыче и переработке железной руды - Михайловский горно-обогатительный комбинат.

В разных курсах биологии при изучении базовых компонентов содержания образования есть вопросы природопользования и экологии, а внеклассная работа экологического содержания является эффективной формой объединения усилий педагогического коллектива для достижения цели экологического образования - формирования ответственного отношения к природе. При разработке основных ее направлений важно учитывать, что все формы внеклассной деятельности открывают больше возможностей для отработки всех компонентов экологического образования, чем традиционные уроки. Администрация нашей школы совместно с учащимися выбирает такие формы, которые соответствуют интересам и возможностям как ученического, так и педагогического коллектива. Я, изучая опыт своих коллег в разных регионах страны, стараюсь разнообразить формы и методы внеурочной деятельности.

Так в 9-11 классах, в которых я работаю, интересной формой работы являются конференции, которые проходят в рамках месячника экологической безопасности, где мои воспитанники выступают с обоснованными предложениями по улучшению экологической обстановки в городе Железногорске и территориях, прилегающих к карьеру по добыче руды. Из числа ребят, которые в будущем хотят посвятить свою жизнь дальнейшему изучению биологии и экологии, была создана творческая пропагандистская группа для проведения правового ликбеза по охране природы. Ребята выпускают «боевые листки», плакаты, фотогазеты, чтобы привлечь своих одноклассников, всех жителей города к экологическим проблемам.

Совместно с учителями литературы и изобразительного искусства проводится в рамках месячника Праздник природы. Ребята пишут сочинения по теме «Природа - мать для сердца ты всего дороже», «Я люблю свой город-сад» и др., демонстрируют рисунки и плакаты, поделки из природного материала. Интересно проходят вечера, диспуты по вопросам экологической безопасности.

В моем классе совместно с родителями было проведено занятие в форме ролевой игры «Суд над человеком», где ребята осудили многие необдуманные действия человека с целью получения сиюминутной выгоды.

Воспитанию экологической культуры уделяется большое внимание еще с начальной школы. Спасая зимой птиц от голода, учащиеся своими руками изготавливают и развешивают по городу кормушки для птиц. Учащиеся 5-11 классов принимают активное участие в мероприятиях по озеленению территории школы и города. В прошлом учебном году активисты движения за бережное отношение к природе «Экоспасатели» участвовали в акции «Украсим школу яркими цветами!». Ребята высадили более 150 кустов пионов и других цветов на территории школы. А учащиеся 10-11 классов ежегодно принимают участие в акциях волонтеров по благоустройству лесопарковой зоны города, базы отдыха «Гнань», святого источника, построенного в честь воинов-афганцев, шефствуют над мемориалом погибших воинов в деревне Коровино.

Моему 8а классу администрацией школы и Михайловского ГОК было поручено заняться благоустройством территории возле дома первого строителя города Акимова Сергея Титовича. К этому поручению ребята отнеслись с особым пониманием и гордостью.

Традицией стало участие команды нашей школы в проведении ежегодного городского экологического слета «Юные друзья природы». Ребята показывают хорошие знания по вопросам флоры, фауны Железногорского района, определяют редкие и исчезающие виды, причины их сокращения и исчезновения, экологические проблемы города, области, причины загрязнения окружающей среды и их последствия, правила поведения в природе. Мои ребята занимают призовые места.

Команда уч-ся 7 классов в 2012 году принимала активное участие в городском конкурсе «Земля - наш дом», где были предложены меры по улучшению обстановки в городе и ребята были награждены дипломом за активное участие. А команда уч-ся 8а класса стала победителем городской интеллектуальной игры «Шестиногие хозяева Земли».

Большой интерес у ребят вызывает подготовка проектов на экологическую тематику. Так уч-ся 10 класса исследовали проблему влияния шумов на организм человека и животных, наркотиков и алкоголя на организм подростков, значение трав для лечения многих болезней, особенно в нашей зоне, пострадавшей от Чернобыльской аварии. Природа не знает границ ни административных, ни государственных. Поэтому проблема охраны окружающей среды теперь уже приобрела интернациональных характер и решать ее следует усилиями всех стран и народов. Безусловно, решать сложнейшие проблемы загрязнения и изменения природной среды будут квалифицированные специалисты разных отраслей науки и техники. Но каждый человек теперь просто обязан знать о сложном устройстве и функционировании природы и о собственной ответственности за ее состояние. От нашей экологической культуры зависит общая экологическая обстановка. «Если ребенок, подросток поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависит от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы». А помочь ему в этом обязаны мы, взрослые, учителя!

Литература

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение , 2011. - 7с.

2. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - 610 с.

© 2010-2022