- Преподавателю
- Биология
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ». 5 КЛАСС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ». 5 КЛАСС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Самсонова Е.Б. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Екатерина Борисовна Самсонова,
учитель биологии первой квалификационной категории
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ».
5 КЛАСС
Цель: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательный аспект: представлений о бактериях как живых организмах, принадлежащих к отдельному царству живой природы.
Развивающий аспект: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять существенные признаки объекта, развивать умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал, развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательный аспект: способствовать развитию коммуникативных способностей при работе в парах, способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, чувство ценности интеллектуального труда.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
-
Формирование у обучающихся знаний об особенностях прокариот на примере бактерий;
-
Формирование понятий: бактерии - особое царство живых организмов, бактерии - микроскопические одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра;
-
Формирование умений классифицировать бактерий по формам, условиям жизни;
-
Выявление особенностей жизнедеятельности бактерий (питания, размножения, переживания неблагоприятных условий);
-
Устанавливать значение бактерий для жизни на Земле.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД:
-
Умение структурировать знания;
-
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-
Умение проводить биологическое моделирование;
-
Владение навыками смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
-
Умение проводить наблюдение и делать соответствующие выводы;
-
Умение обобщать полученную информацию.
Регулятивные УУД:
-
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
-
Выполнение учебных заданий в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
-
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные
-
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления, информационно-коммуникационная технология.
Основные понятия: бактериология, микроорганизмы, сапротрофы, паразиты, симбионты, анаэробы, аэробы, спора, прокариоты.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, наглядный, моделирование, исследовательский.
Оборудование: препарат «Бифидумбактерин», микроскоп, набор стаканов, пластилин, компьютер, проектор, интерактивная доска, набор цветных маркеров, таблицы «Бактерии», мультимедийная презентация «Общая характеристика бактерий и их значение в природе и жизни человека», вырезанные из бумаги фигурки фруктов (груши, яблоки, персики, сливы).
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
-
Актуализация знаний
«Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания» Антони ван Левенгук
-
На слайде информация.
Внимание! Получено важное сообщение! Разыскиваются крошечные, невидимые простым глазом существа. Разрушают скалы и древесину, заквашивают капусту и способствуют образованию залежей полезных ископаемых, помогают животным переваривать пищу, вызывают болезни и от болезней защищают. Обитают в полярных льдах, знойных пустынях, в почве и толще скал, в водоёмах и телах живых организмов, их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации.
- Что можно сказать об этих существах из полученного описания?
- С помощью маркера изобразите, как вы их себе представляете.
- Итак, что является объектом исследования на сегодняшнем уроке?
- Попробуем составить портрет бактерии сегодня на уроке.
- Отсюда, тема урока: «Общая характеристика бактерий и их значение в природе и жизни человека».
Слушают учителя
участвуют в дискуссии
рисуют ассоциации
формулируют тему и цель урока
Личностные УУД: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию.
Регулятивные УУД:
определение цели и задач урока, критериев изучения бактерий.
Познавательные УУД: работа с источником информации.
2 . Создание проблемной ситуации.
-
Обучающимся предлагает вопросы: КАК? КТО? ЧТО? ГДЕ? КАКИЕ? ЧЕМ? для составления портрета бактерии.
Информация к размышлению: (на слайде портрет Э. Кох). Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма, преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия - возбудительница туберкулёза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? - Какая связь данной информации с сегодняшней темой урока? (на слайде -портрет Левенгука). В 1673 году Левенгук первым из людей увидел микробов. Он рассматривал в микроскоп все, что попадалось на глаза: кусочек мяса, каплю дождевой воды или сенного настоя, хвостик головастика, глаз мухи, сероватый налет со своих зубов и т. п. В зубном налете, в капле воды и многих других жидкостях он увидел несметное множество живых существ. Они имели вид и палочек, и спиралей, и шариков. Иногда эти существа обладали причудливыми отростками или ресничками. Многие из них быстро двигались. Именно о них он сказал: «Сколько чудес в себе таят эти крохотные создания». 4. Немного истории. - 1828 год Христиан Эренберг ввёл в употребление название «бактерии». - 1850 год Луи Пастер разработал способы защиты от микробов - пастеризацию, вакцинацию, прививки. -1905 год Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни, за что он был удостоен Нобелевской премии. Новая эпоха в изучении строения бактерий началась после изобретения электронного микроскопа. - Бактерии изучает наука бактериология, которая является одним из разделов микробиологии. «На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов..» (см.эпиграф). Посмотрите на фото, как они красивы как цветы…
Формулировка проблем:
- Можно ли бактерии отнести к Царству Растения, или их выделяют в отдельное Царство?
- Является ли эта группа организмов процветающей?
Если это так, то нам предстоит это доказать.
Слушают учителя
Высказывают мнение, что подарком был микроскоп и предполагают, что бактерии можно увидеть с помощью микроскопа
Слушают учителя
Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать строение и процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.
Познавательные УУД: нахождение признаков отличия объектов, работа с информационными текстами, объяснение значения новых терминов, сравнение и выделение признаков, умение использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД: групповая работа по обсуждению информации,
умение слушать товарища и обосновывать свое мнение,
выражать свои мысли и идеи.
3. Целеполагание
-
Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, ответы фиксирует на доске в виде схемы:
?
- Где обитают бактерии?
- Какую имеют форму?
- Какое имеют строение?
- Когда и как размножаются?
- Как питаются?
- Приносят пользу или
вред?
-
Предлагает обучающимся определить способы решения учебной проблемы и поиска новых знаний, обобщает мнения.
Высказывают свои мнения, заполняют схему.
Высказывают предположения.
Познавательные УУД: выдвижение гипотезы и ее обоснование, построение логической цепи рассуждений, структурирование знаний, поиск и выделение информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий), целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно).
-
Планирование
-
Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) - формирует группы сменного состава по названию фрукта.
-
Раздает инструкции к групповой работе.
Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.
Инструкция
-
Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
-
Прочитайте текст учебника.
-
Составьте план текста.
-
Ответьте на вопросы, предложенные группе
I-я группа: Выясняет, в каких средах обитают бактерии и с чем связаны их названия;
II-я группа: Выясняет, как устроены бактерии и чем их клетки отличаются от клеток растений;
III-я группа: Выясняет способы питания бактерий;
IV-я группа: Выясняет, какие условия благоприятны для бактерий, а какие нет;
V-я группа: Выясняет, как размножаются бактерии.
VI -я группа: выясняет значение бактерий в природе и жизни человека.
Познавательные УУД:
умение составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях.
Коммуникативные УУД:
работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Регулятивные УУД: ориентируются в тексте учебника, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
-
Открытие нового знания
-
Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.
-
Проводит рефлексию деятельности в группах:
- Сформулируйте цель, стоявшую перед вами.
- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
- Решите, какие действия нужно оставить, а какие - изменить.
-
Обсуждает с обучающимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.
Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение.
Рефлексия деятельности в группе.
Обучающиеся выстраивают графический портрет бактерий по методу «Фишбоун».
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение второстепенной информации.
Коммуникативные УУД:
аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Регулятивные УУД:
формулировка ответа, применяя полученные знания.
-
Физкультминутка
Показ упражнений, контроль за выполнением команд.
Выполняют физические упражнения.
-
Применение нового знания
-
Предлагает выполнить задания. Закончите предложения.
1). Организмы, имеющие ядро с ядерной оболочкой… 2). Клетки организмов, не имеющих хлорофилл… 3). Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ… 4). Безъядерные организмы … 5). Бактерии, в клетках которых находится хлорофилл… После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу (правильные ответы выводятся на экран).
Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
Познавательные УУД: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях, умеют извлечь существенную информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям.
Регулятивные УУД: формирование действий целеполагания (постановка целей и задач своей работы, подведение итогов).
-
Подведение итогов
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?
2. Формулировка выводов:
Бактерии выделяют в отдельное Царство по строению, способам питания, процессам жизнедеятельности.
Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие в клетке чётко оформленного ядра.
Их объединяют в надцарство Прокариоты (доядерные).
- Проблема, в какое Царство отнести Бактерии, решена -> в Царство Бактерии.
- Почему бактерии процветающая группа организмов? (они широко распространены, высокая скорость размножения, занимают все среды жизни).
- Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе? (простое строение, способность переживать неблагоприятные условия, снижая процессы жизнедеятельности и образуя споры).
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, определяют степень своего продвижения к цели, формулируют выводы.
Личностные УУД:
смыслообразование, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальный и личностных ценностей, обеспечивающее личностно-моральный выбор).
Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Контроль, коррекция, оценка действий партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: контроль (в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном и целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
-
Рефлексия
1. Оценивает работу обучающихся.
На доске прикреплен лист ватмана, на котором нарисовано дерево, Каждый обучающийся выбирает листочек определенного цвета, отражающий его активность на уроке (красный, желтый, зеленый).
Красный - я активен и уверен в себе;
Желтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало;
Зеленый - у меня возникло много вопросов. Мне есть над чем поработать дома….
Оценивают свою работу на уроке. Задают вопросы учителю.
Личностные УУД:
самооценка на основе критерия успешности,
адекватное понимание
причин успеха/
неуспеха в учебной
деятельности, следование
в поведении моральным
нормам и этическим
требованиям.
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
контроль, коррекция, оценка действий партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, использование
критериев для обоснования
своего суждения, планирование учебного
сотрудничества.
-
Информация о домашнем задании
-
П. 11 с.60-62 С.63 упр 8,10
-
Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский?
-
Предложите области применения светящихся бактерий.
-
Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры?
Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие вопросы.