Урок по биологии Семейство Крестоцветные (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата ______ Класс: 6

Тема урока Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы.

ЛР №22. «Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных»

Цель урока: познакомить учащихся с представителями семейства Крестоцветные, их особенностями.

Задачи урока.

Образовательные: сформировать представление об отличительных чертах растений семейства крестоцветных; научить распознавать их и отличать от представителей других семейств.

Развивающие: продолжить развивать мышление, внимание, речь, умения работать самостоятельно в группах, сравнивать, делать выводы, работать с учебной литературой и гербарием;

Воспитательные: воспитывать бережное отношению к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, учебники.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Психологический тест «Геометрические фигуры»

Учащиеся выбирают фигуры, которые наиболее точно раскрывают вашу личность.

Деление на команды: треугольник, круг, квадрат и зигзаг.

II. Проверка домашнего задания.

Какое царство мы с вами изучаем? - Царство Растений

Из каких подцарство состоит царство растений? - низшие и высшие

К высшим растениям что относятся? - моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные растения.

В чем особенность покрытосеменных растений?

III. Всесторонняя проверка знаний.

В группах:

  1. Диаграмма Венна: сравнить голосеменные и покрытосеменные растения.

  2. Составить "Синквейн"

1 строка - цветы;

2 строка - два прилагательных;

3 строка - три глагола;

4 строка - короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка - резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

  1. «Фишбоун» голова - вопрос темы: особенности покрытосеменных, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост - ответ на вопрос.

  2. Таблица: Особенности классов покрытосеменных растений.

2. Работа у доски

Покажите порядок таксономических единиц. Классификацию растений.

(Вид- род- семейство- порядок- класс- отдел- царство)

IV. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Прием Проблемный вопрос

1) Какой всем известный овощ является кладом витаминов? Этим овощем приказывал кормить своих воинов великий полководец Александр Македонский, который считал, что он прибавляет им силу, храбрость и выносливость?

2) Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что это он выгоняет болезни из тела и спасает жизни морякам. О каком овоще говорится?

V. Изучение нового материала

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Знакомы ли вам эти растения?

Все эти растения относятся к одному семейству - Крестоцветные (Капустные).

Как вы думаете, почему им дали такое название? (Ответ: за строение цветка, у которого лепестки расположены крест накрест).

А почему второе название Капустные?

Слайд.

  • Семейство насчитывает около 3200 видов.

  • Среди них преобладают травянистые растения.

  • Распространены, в основном, в умеренной зоне северного полушария.

  • Эти растения опыляются насекомыми, поэтому большинство из них пахнут и имеют нектарники.

Ученые выделили эти растения в отдельное семейство, так как они имеют общее строение цветка, плода, их выращивание связано с определёнными условиями, они отличаются от других растений способами выращивания.

Работа с текстом учебника: ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 140 и заполните таблицу.

Семейство Крестоцветные

Признаки

Цветок:

- чашелистики

- лепестки

- тычинки

- пестик

Соцветие

Плод

Формула цветка

Представители

Лабораторная работа № 22 «Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных».

Цель: познакомится с особенностями строения цветка и плода растений семейства Крестоцветные.

Оборудование: виртуальный гербарий растений Крестоцветных.

Ход работы:

1. Рассмотрите на слайдах презентации, на стр. 140 учебника рисунки цветка, соцветия и плода семейства Крестоцветные и ответьте на вопросы.

1. Какой околоцветник: простой или двойной?

2. Подсчитайте количество чашелистиков.

3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков.

4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине?

5. Подсчитайте число пестиков.

6. Какое соцветие у данного семейства?

2. Рассмотрите строение плода. Зарисуйте в тетрадях цветок, плод семейства крестоцветных.

3. Вывод: почему капусту, пастушью сумку относят к семейству Крестоцветные?

VI. Этап первичной проверки понимания нового материала.

Отгадайте, о каком овоще идет речь?

  • Кулинар приготовит из него много разных блюд. Этот овощ великолепно сочетается с другими овощами, с фруктами, яблоками, помидорами, тмином, луком.

А медик расскажет о целебных свойствах, о том, как положительно влияет на обмен веществ, лечит ревматизм и желудочные заболевания, хорош он и для диабетиков.

  • Древнее славяне получили эту культуру от греко - римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Вместе с растением переняли и его название, немного изменили название на свой лад. Так из латинского слова «капут» - голова и родилось название этого овоща. (Ответ: капуста).

Физкультминутка.

Составьте кластер на тему «Значение растений семейства Крестоцветные»

VII. Закрепление

Тест "Проверь себя".

1. К какому классу растений относится пастушья сумка?

А). К классу однодольных растений. В). К классу двудольных растений.

2. Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?

А). Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени.

В). Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка

3. Почему семейство называется Крестоцветные?

А). За расположение листьев В), За строение корня С). За строение венчика цветка.

4. К какой группе растений относится капуста?

А). Однолетнее. В). Двулетнее. С). Многолетнее.

5. Соцветие у растений Крестоцветные называется

А). Кисть В). Зонтик С). Корзинка

6. Для чего человек в основном выращивает капусту?

А). Употребление в пищу. В). Как корм животным. С). Для украшения цветников.

Взаимопроверка

Ответы: 1 - в; 2 - а; 3- с; 4 - в; 5 - а; 6 - а.

Упражнение «Время похвалы растениям».

Каждый ученик начинает выступление словами «Я хочу написать оду растению за…».

Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока.

VIII. Информация о домашнем задании.

§42


© 2010-2022