- Преподавателю
- Биология
- ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лебедева Л.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на предоставлении детям максимальных возможностей для организации непосредственных контактов, общении ребенка с миром природы. Именно это позитивно-ориентированное общение обеспечит успех воспитания у ребенка основ ценностного отношения к природному окружению, удовлетворит его потребность в эмоциональном, чувственном взаимодействии с объектами природы, позволит как можно полнее познать и осознать те процессы и явления, которые происходят в мире природы. Исходя из этого, одной из важнейших форм организации экологической работы с детьми должны стать экскурсии в природу.
Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.
Выделяют следующие виды экскурсий (исходя из содержания знаний, предлагаемых в ходе экскурсии детям):
- в лес, парк, сквер, на водоем (т.е. на естественные объекты природы);
- на сельскохозяйственные объекты (на огород, на ферму, в плодовый сад).
Результативность применения экскурсии обеспечит грамотная реализация педагогом-воспитателем всех ее структурных компонентов (этапов).
Первым этапом экскурсии является подготовительный этап. Основная задача педагога на данном этапе - организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроя детей, воздействие на их чувства. Начинается эта работа за несколько дней до экскурсии, завершается - непосредственно перед ее началом.
Второй этап экскурсии - это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап экскурсионной работы, синтетически, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии большое значение приобретают практические методы - различные игры с детьми, сбор природного материала и т.д.
Третий этап - заключительный. Он охватывает всю после-экскурсионную работу, направленную на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии. Большое значение на этом этапе будут иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (изобразительной, речевой и т.д.).
В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее. При планировании системы экскурсий необходимо также придерживаться следующих принципов:
- экскурсии должны обеспечить первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы;
- повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения;
- расширение содержания знаний, предлагаемых детям на последующей экскурсии, должно осуществляться за счет расширения круга наблюдаемых предметов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях;
- должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями.
Экскурсионная работа будет иметь результат в том случае, когда воспитательные, обучающие и развивающие задачи будут решаться в единстве.
Как разновидность экскурсионной работы предлагается использовать походы в природу.