ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ


Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на предоставлении детям максимальных возможностей для организации непосредственных контактов, общении ребенка с миром природы. Именно это позитивно-ориентированное общение обеспечит успех воспи­тания у ребенка основ ценностного отношения к природному окружению, удовлетворит его потребность в эмоциональном, чув­ственном взаимодействии с объектами природы, позволит как можно полнее познать и осознать те процессы и явления, кото­рые происходят в мире природы. Исходя из этого, одной из важ­нейших форм организации экологической работы с детьми долж­ны стать экскурсии в природу.

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Выделяют следующие виды экскурсий (исходя из содержания знаний, предлагаемых в ходе экскурсии детям):

- в лес, парк, сквер, на водоем (т.е. на естественные объекты природы);

- на сельскохозяйственные объекты (на огород, на ферму, в плодовый сад).

Результативность применения экскурсии обеспечит грамотная реализация педагогом-воспитателем всех ее структурных компо­нентов (этапов).

Первым этапом экскурсии является подготовительный этап. Основная задача педагога на данном этапе - организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положи­тельного эмоционального настроя детей, воздействие на их чув­ства. Начинается эта работа за несколько дней до экскурсии, за­вершается - непосредственно перед ее началом.

Второй этап экскурсии - это организация познаватель­ной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов ра­боты с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап экскурсионной работы, синтетически, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии боль­шое значение приобретают практические методы - различные игры с детьми, сбор природного материала и т.д.

Третий этап - заключительный. Он охватывает всю после-экскурсионную работу, направленную на обобщение, закрепле­ние, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии. Большое значение на этом этапе будут иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувства­ми, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, ис­пользуя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (изобразительной, речевой и т.д.).

В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее. При планировании системы экскурсий необходимо также придерживаться следующих принципов:

- экскурсии должны обеспечить первоначальное целостное вос­приятие предметов и явлений природы;

- повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в на­блюдаемых объектах происходят заметные изменения;

- расширение содержания знаний, предлагаемых детям на по­следующей экскурсии, должно осуществляться за счет расшире­ния круга наблюдаемых предметов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых пред­метах и явлениях;

- должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланиро­ванными экскурсиями.

Экскурсионная работа будет иметь результат в том случае, ког­да воспитательные, обучающие и развивающие задачи будут ре­шаться в единстве.

Как разновидность экскурсионной работы предлагается исполь­зовать походы в природу.


© 2010-2022