- Преподавателю
- Биология
- Статья
Статья
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гарцунович Т.В. |
Дата | 17.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.
Т.В. Гарцунович, преподаватель ГОУ СПО «Прокопьевский транспортный техникум»
Олимпиады в нашей стране прошли большой путь: от небольших олимпиад в нескольких крупных городах до олимпиад в каждом образовательном учреждении, районе, области и в настоящее время достигли международного уровня.
Изначально основной причиной возникновения и развития олимпиадного движения была заинтересованность ведущих вузовв отборе наиболее подготовленной молодежи. В связи с этим на первом этапе развития олимпиад основной задачей, стоящей перед ними, была задача выявления наиболее одаренных и способных учащихся. В настоящее время круг задач, решаемых олимпиадами, существенно расширился. Сейчас в олимпиадном движении активно принимают участие образовательные учреждения различного уровня подготовки обучающихся (школы, техникумы, ВУЗы).
Современные олимпиады позволяют решать ряд задач:
- развивать устойчивый интерес к дисциплинам;
- привлекать наиболее способную молодежь в активную деятельность;
- использовать преподавателей, студентов внаучно-исследовательской и проектной деятельности;
Сложившееся к настоящему времени олимпиадное движение представляет собой следующую структуру. Первым этапом являются олимпиады по дисциплинам внутри образовательного учреждения. Проводятся они силами преподавателей, а участвовать в них могут все желающие студенты. Следующим этапом олимпиады являются городские олимпиады, затем областные. В областном этапе участвуют победители городских олимпиад. Победители областных олимпиад могут участвоватьво всероссийских.
В современном мире большую роль играют различные дистанционные интернет-олимпиады различного уровня: областные, всероссийские, международные.
Современное образование предполагает смещение акцента в определении целей образования с усвоения знаний учащимися на развитие их личности и формирование компетенций. Передача знаний учащимся рассматривается теперь не как основная цель образования, а как средство их развития.
Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая интеллектуальная активность личности. Причем не всякая деятельность развивает интеллектуальные способности, а только эмоционально приятная.
Олимпиадные задания выступают одновременно и как объект учебно-творческой деятельности,что несомненно приносит положительные эмоции, и как педагогическое средство ее организации. В основе олимпиадных заданий лежит творческая ситуация, требующая разрешения некоторого диалектического противоречия. Процесс творческого саморазвития личности осуществляется тем эффективнее, чем более сложные, трудные и вместе с тем посильные творческие задачи выбирает субъект обучения.
При разработке заданий для олимпиады необходимо учитывать ряд специфических особенностей, обусловленных социальным заказом к подготовке специалистов. В частности:
• задания должны способствовать углубленному изучению дисциплины;
•формировать навык поиска оптимального решения.
Проводить разработку олимпиадных задач целесообразно, основываясь на следующие принципы:
•задания должны быть оригинальными (незаимствованными) и содержать элемент нестандартности, позволяющий участнику олимпиады показать не только знания, но и сообразительность.
•в условии задания не указывается метод решения. Олимпиадные задания, как правило, допускают множество подходов к решению, приводящих к необходимым результатам.
•решение заданий может требовать применения понятий учебных дисциплин, известных обучающемуся, но редко используемых в основном курсе. Необходимо включать задания из разделов, входящих в расширенный курс.
•обязательно наличие заданий, с которыми могут справиться абсолютно все участники олимпиады.
В настоящее время, студенты ГОУ СПО «Прокопьевского транспортного техникума» систематически участвуют в олимпиадах различного уровня, так в 2013-2014 учебном году приняли участие в следующих мероприятиях:
-международная студенческая открытая Олимпиада по техническим средствам информатизации, 2013г., Уральский радиотехнический колледж - 3 человека, сертификаты участников;
-международная студенческая открытая Олимпиада по направлению «Основы сетевых технологий», 2014г., Уральский радиотехнический колледж, 3 человека, сертификаты участников.
-всероссийская олимпиада по информатике на сайте «Инфоурок»,2014г., 8 человек, сертификаты участников;
-всероссийская олимпиада по ОБЖ «Муравейник», 2014г., 1 человек, диплом за 2 место;
-всероссийская олимпиада по английскому языку на сайте «Инфоурок»,2014г., 1 человек, сертификат участника;
-городская олимпиада по информатике,2014г., 2 человека, сертификаты участников;
-городская олимпиада по иностранному языку,2014г., 2 человека, сертификаты участников;
-городская олимпиада по ОБЖ,2014г., 1 команда, диплом за 3 место;
Таким образом, сложившаяся система участия студентов в олимпиадах, позволяет сформировать устойчивый интерес к дисциплинам, представляет возможность заявить о своих возможностях на разных уровнях.