Статья Возможности ИКТ в преподавании биологии

В современных условиях дети с раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды - компьютера, Интернета. Для учащихся такие источники как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. В условиях модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является информатизация системы образования. Информатизация в образовании – это система методов, процессов и программно – технических средств, интегри...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мухина И.Д. «Лицей №15»

Возможности ИКТ в преподавании биологии

Ирина Дмитриевна Мухина,

г. Саров Нижегородской области.

Учитель биологии МБОУ «Лицей15»

Возможности использования ИКТ в преподавании биологии

В современных условиях дети с раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды - компьютера, Интернета. Для учащихся такие источники как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения.

В условиях модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является информатизация системы образования.

Информатизация в образовании - это система методов, процессов и программно - технических средств, интегрированных с целью сбора обработки, хранения, распространения и использования информации. В настоящее время она охватывает все сферы образования. Её возможности обеспечивают:

формирование системного мышления;

организацию познавательной деятельности в учебном процессе;

изучение сложных физических, химических, биологических процессов в макро- и макромире;

моделирование технических и биологических систем с помощью компьютерных технологий;

использование принципиально новых познавательных средств и ресурсов.

В связи с этим встает принципиально новая задача методики преподавания - создание информационных предметных сред. Информационные технологии позволяют насытить учащихся не только большим количеством новых знаний, но и развивать творческие способности и самостоятельность в их приобретении.

Предмет биологии требует создания правильного представления об изучаемых явлениях и объектах. Главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна. Изучение в школе предмета «Биология» на вербальном уровне не создает комплексного представления об изучаемых объектах и явлениях.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на уроках биологии позволяет повысить интерес и качество обучения предмету, дает возможность отразить существенные стороны биологических объектов, обеспечить наглядность, перейти от объяснительно - иллюстративных методов обучения к интерактивным методам. ИКТ позволяют конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы.

Рассмотрим имеющиеся возможности ИКТ.

1. Использование различных программных продуктов.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, обеспечивают экономию учебного времени.

В настоящее время распространенными программными продуктами являются:

«Биология. 1С серия Репетитор», «Уроки биологии» (фирма «Кирилл и Мефодий»), «Школьный курс биологии».

Электронные энциклопедии «Зоология», «Анатомия», «Экология».

Эти и другие электронные учебники позволяют решить следующие дидактические задачи:

1). Усвоить базовые знания по предмету;

2). Систематизировать знания;

3). Обеспечить наглядность и иллюстративность;

4). Сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом при подготовке к экзаменам;

5). Расширить знания учащихся по различным курсам биологии;

6). Визуализировать процессы жизнедеятельности по средствам видеофрагментов и анимационных процессов, система виртуального эксперимента позволяет обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории;

7). Организовать работу в группах и всем классом;

8). Обеспечить контроль знаний по средствам интерактивных заданий различного жанра: тестов, упражнений на выбор правильного ответа. При этом отслеживается ход решения и информация об ошибках.

Сейчас существуют электронные энциклопедии, которые отличаются дополнительными возможностями поиска информации по ключевым словам и понятиям и экономят время.

2. Разработка собственных учебных пособий.

В преподавании биологии большое значение имеет использование наглядных пособий, которыми являются таблицы, модели, гербарии, но их недостатком является статичный характер и не всегда высокое качество, что приводит к снижению интереса к предмету и может привести к падению успеваемости.

Программные ресурсы, а также возможности Интернета предоставляют возможности создавать собственные учебные пособия с помощью программ Microsoft Power Point и Adobe Photoshop.

Мультимедиа - это представления объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, но с помощью фото, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах.

Мультимедийные презентации позволяют выполнить ряд задач.

1. Сформировать в сознании учащихся целостную картину биологических процессов, которые отличаются сложностью восприятия. Дети с образным мышлением, тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов.

2. Представить учебный материал как опорный конспект, наполненный структурированной информацией в алгоритмическом порядке и при этом задействовать различные каналы восприятия учащимися нового материала.

3. Высвободить время подготовки учителя перед уроком, обеспечить четкость изложения материала во время урока.

4. Усилить заинтересованность учащихся посредством наглядности и привлекательности.

5. Использовать презентацию на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Презентации интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, а также они широко используются и для представления ученических проектов. К сожалению, иллюстрации в учебниках биологии слишком мелкие и не всегда понятные, поэтому презентации предоставляют возможности ликвидировать эти пробелы.

Рассмотрим методы, которые можно реализовать на уроке с использованием мультимедийной учебной презентации.

а) Объяснительно-иллюстративный:

рассказ,

лекция.

б) Творчески-преобразующий:

по определенному иллюстрированному слайду составить рассказ, прокомментировать или объяснить сущность явления,

придумать из набора картинок опыт, подтверждающий исследуемый процесс,

остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса.

Подготовить выступление ученика с реферативной работой и презентацией к выступлению, что учит его конкретизировать материал, устанавливать логические связи, выступать публично.

в) Осуществить контроль знаний, составить таблицу по предложенному макету,

выполнить тест,

ответить на поставленные вопросы.

Следует отметить, что применение мультимедиа технологий хорошо сочетается с различными педагогическими технологиями:

развивающего обучения, которое предполагает развитие мышления ребенка через работу его с различными источниками информации;

проблемного обучения, где самостоятельная исследовательская деятельность учащегося и ее представление в виде компьютерного проекта способствует росту интереса учащихся к предмету, стимулирует его дальнейшее творчество.

3. Использование Интернет ресурсов.

В настоящее время происходит широкое внедрение Интернета в школьное образование, и возросло число информационных ресурсов по биологии.

Использование возможностей Интернета по биологии предполагает решить следующие задачи:

Найти дополнительную учебную информацию учителю и ученику к уроку;

Предложить ученику сделать обзор по сформулированной заранее теме и оформить его в качестве презентации. Кстати, это снимает проблему механического копирования учеником информации при подготовке рефератов.

Возможность самообразования, обмен опытом, участие в Интернет сообществах, участие в конкурсах, дистанционных олимпиадах.

Создание сайта учителем позволяет оказать ученику дополнительную помощь в подготовке домашнего задания и поиске нового материала.

Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении биологии обеспечивает:

активизацию учебной деятельности

развитие познавательного интереса к предмету

подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества.

Компьютер является мощным средством обучения и подспорьем для учителя и ученика, способствует росту интереса учащихся к предмету, стимулирует дальнейшее их совместное творчество.

Литература

1. Андреев А.А. Компьютерные телекоммуниционные технологии в сфере образования.- Школьные технологии. 2004 №3.

2. Бевзенко Е. Применение компьютерных технологий на уроках биологии; автореферат НГПУ Естественно географический факультет.

3. Голубин Д.В. и др. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов; статья конференции- М.; Издательство МЭСИ, 2003.

4. Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации», ИКТ в образовании», 2004 №6.

3


© 2010-2022