Элективные курсы по биологии для профильного обучения

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

40

Введение

Концепция модернизации российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени школы. Целью профильного обучения является создание условий для образования старшеклассников с учётом их склонностей и способностей, для их обучения в соответствии с профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В настоящее время выделяют следующие основные профили: естественно-математический, гуманитарный, технологический, социально-экономический.

Известно, что неотъемлемой частью профильного обучения является организация и проведение элективных курсов по предметам.

Элективные курсы - это обязательные для посещения старшеклассниками курсы по выбору, целями которых является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов биологии, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон биологического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углублённого изучения биологии. При разработке содержания, выборе форм и методов работы с учащимися различных профилей на занятиях элективного курса должны быть учтены психолого-педагогические особенности, типы мышления, склонности и способности школьников.

Проведённый в ходе исследования анализ учебно-методической литературы, изучение опыта работы учителей биологии, опытное преподавание показали, что проблема разработки и организации элективных курсов по биологии до конца не решена - нет достаточной ясности в отборе содержания для различных профилей, мал опыт проведения таких занятий, недостаточно учебно-методической литературы. Сложившаяся ситуация позволяет производить поиск и

экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, а также варьировать объём и сложность изучаемого материала.

Таким образом, тема нашего исследования является весьма актуальной.

Объект исследования - процесс обучения биологии на старшей ступени профильной школы.

Предмет исследования - организация элективных курсов по биологии в профильной школе.

Цель исследования - исследовать роль и место элективных курсов в профильном обучении и на основе этого сформулировать методические рекомендации для подготовки и проведения элективных курсов по биологии.

Гипотеза:

Проведение элективных курсов по биологии в профильной школе будет более эффективным, если:

Отбор содержания будет проведён в соответствии с целями, которые ставятся при изучении биологии в каждом конкретном профиле, в соответствии с профессиональными интересами, склонностями и способностями учащихся.

Учтены психолого-педагогические особенности учащихся разных профилей.

Методы, формы и средства обучения на элективных курсах будут соответствовать психолого-педагогическим особенностям учащихся.

Для реализации поставленных целей и проверке выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть основные положения о профильном обучении.

3. Определить психолого-педагогические особенности учащихся различных профилей.

4. Провести анкетирование учителей.

5. Разработать элективный курс по биологии.

6. Осуществить опытное преподавание.

7. Проанализировать результаты и сделать выводы.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:

Изучение биологической, учебно-методической и психолого-педагогической литературы.

Анализ нормативных документов об образовании.

Анализ учебников и школьной программы по биологии.

Опытное преподавание.

Наблюдение за учащимися во время проведения элективного курса.

Дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3-х глав; заключения, выводов, списка литературы и приложений.

Работа изложена на .. страницах, содержит .. таблиц и ..рисунков, список литературы содержит .. источников отечественных и .. зарубежных авторов.

Глава I. Элективные курсы по биологии для профильного обучения.

§1. Актуальность профильного обучения

Профильное обучение имеет вековую историю, но и в настоящее время оно не потеряло своей актуальности, так как:

Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников (социологические исследования показывают: больше 70% школьников отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углублённо знать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться).

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности (социальный опрос: в 8 классах школьники точно знают, что они пойдут в ПТУ, техникумы, колледжи или будут поступать в вуз, в 9 классе 70-75% школьников точно определились с выбором).

В высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузе.

Большинство учеников считают, что существующее ныне общее образование не даёт возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры (считают приемлемым меньше 12% учащихся старших классов - данные Всероссийского центра изучения общего мнения).

Анализ зарубежного опыта показывает, что общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.

Таким образом, для того, чтобы учащиеся углублённо осваивали нужные им предметы, а так же успешно сдавали экзамены в вуз и не испытывали больших трудностей при обучении в нём, необходим переход на профильную школу, то есть профильное обучение в настоящее время носит актуальный характер.

§2. Цели и задачи профильного обучения

В наше время одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России остаётся переход к старшей профильной школе. Необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

В соответствии с данной концепцией ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающегося, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Следует отметить различия между понятиями профильного обучения и профильной школы.

Профильная школа - институциональная форма реализации данной задачи.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более точно учитывать интересы, склонности, способности учащегося, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их

профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Таким образом, переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углублённое изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Итак, профильное обучение направлено на достижение индивидуальных потребностей школьника.

§ 3. Структура профильной школы

Важнейшим вопросом профильного обучения является определение модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, с другой стороны - ряд факторов, сдерживающих

процессы такой во многом стихийной дифференциации образования. Среди них, прежде всего, следует назвать ЕГЭ, введение образовательного стандарта на профильном уровне, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

Любая форма профилизации обучения будет требовать сокращения инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углублённым изучением отдельных предметов, когда один - два предмета изучаются более широко и глубоко, чем это предусмотрено программами общеобразовательных школ, а остальные предметы изучаются на традиционном уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофилирующих предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных курсов:

Базовые общеобразовательные курсы - курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, история, русский и иностранные языки, физкультура, а также интегрированные курсы обществоведения для естественно-математического, технологического профилей, естествознания - для гуманитарного, социально-экономического профилей.

Профильные курсы - курсы повышенного уровня (фактически

углублённые курсы старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные курсы в естественнонаучном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся ЕГЭ.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Комбинаторика и теория вероятностей» поддерживает изучение профильного курса экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курс «Информационный бизнес» в социально-гуманитарном профиле.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20. В отличие от факультативов, элективные курсы в профильном обучении обязательны. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Можно выделить следующие типы элективных курсов по биологии и экологии для профильного обучения.

1. Предметные курсы, цель которых - углубление и расширение содержания профильного общеобразовательного курса биологии.

1.1. Курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение учебного предмета «Биология» и согласованные с основной программой как тематически, так и по времени. Выбор такого элективного курса позволит изучить биологию не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

1.2. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса биологии, входящие в обязательную программу данного предмета (например, «Генетика», «Клетки и ткани», «Экология», «Биофизика»).

1.3. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу («Биотехнология», «Селекция», «Теория эволюции», «Вирусы и вирусные заболевания»).

1.4. Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству («Биология в сельском хозяйстве», «Экологический практикум», «Решение проблем окружающей среды и устойчивое развитие»).

1.5. Элективные курсы, посвященные изучению биологических методов познания природы («Методика и техника биологического эксперимента», «Как делаются открытия», «Математические методы и модели в биологии и экологии», «Экология в экспериментах»).

1.6. Элективные курсы, посвященные истории биологии и экологии («Современные проблемы биологии», «История экологии», «Нобелевские премии по физиологии и медицине»).

1.7. Элективные курсы, посвященные составлению и решению задач по биологии («Решение олимпиадных задач по биологии», «Экспериментальные задачи по биологии и экологии», «Задачи по биологии с практическим содержанием»).

2. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе («Эволюция и креационизм как феномен культуры», «Устойчивое развитие», «Экологическая химия», «Биология и здоровье», «Социально-экономические факторы решения экологических проблем», «Естественнонаучная картина мира»).

3. Отдельную группу составляют элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, способствующие социализации, профессиональному самоопределению учащихся («Мир профессий», «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет»).

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, какое место он занимает среди общеобразовательных и базовых профильных предметов, какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, какие общеучебные, профильные и специальные (биологические, экологические) умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.

Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие образовательные потребности удовлетворяет. В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса: что необходимо для достижения целей; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.

При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы: какие факты, понятия, представления, идеи, принципы, ценности предлагаются для усвоения; какие умения и навыки будут сформированы; для каких биологических и экологических профессий (областей прикладной биологии и экологии) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов (не только биологии, но и, например, математики, физики, химии, иностранного языка) должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) перед началом изучения элективного курса; в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы и т.п.).

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Ведущее место в обучении следует отвести методам проблемного, практического и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из целей курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть варианты как коллективного, так и индивидуально-группового изучения материала курса. В то же время если содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах (учебные проекты, деловые игры), то следует оговорить минимальную численность учебной группы. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся о возможной будущей профессиональной деятельности, соответствующей выбранному профилю обучения. Это могут быть биологический эксперимент, экологическое моделирование, опытническая работы на пришкольном участке, деловые игры по решению местных экологических проблем, перевод иностранных научных публикаций и др.

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов/тем курса с указанием времени, необходимого для их изучения. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии (в природу, в научно-исследовательские организации, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, лаборатории экологического контроля, органы управления природопользованием), учебные проекты и т.п. Дополнительные обучающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), интернет- ресурсы.

Важным элементом методической системы элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемый результат изучения курса - это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения? Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками. Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры)», «уметь», «иметь опыт», так и в терминах компетентностей. Не менее важно продумать систему контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формат итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/незачтено», так и по балльной шкале. С целью повышения привлекательности курса для учащихся и повышения шансов его продвижения на рынке образовательных услуг желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективного курса согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Для презентации наиболее важных особенностей элективного курса его разработчикам желательно составить краткую аннотацию. Аннотация должна включать в себя название, основное содержание, а также объяснять, для кого предназначен курс. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала достаточно полное представление о курсе, раскрывала его привлекательность. Указанные требования к элективным курсам должны найти отражение в системе учебно-методических материалов для учителя и учащихся - учебно-методическом комплекте (УМК). В качестве основных элементов УМК может включать как минимум программу и учебник (учебное пособие) для учащихся, а также, как дополнительные элементы, рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматию, Интернет-ресурсы и др.

Программа курса должна включать: аннотацию; место курса в образовательном процессе; цели и задачи изучения курса; основные компоненты содержания курса; методы и формы обучения; результаты изучения курса; формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки; тематический план; дополнительные обучающие материалы.

Учебное пособие для учащихся. Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и т.п.). Изложение учебного материала не должно ориентировать учителя на чтение лекций, его основная функция - предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, инструкции к лабораторным опытам и исследовательским работам, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы, для выполнения домашних зданий, подготовки учебных проектов.

Аннотированный список литературы. Его необходимо подготовить в том случае, если рекомендуемая литература доступна. Необходимо указать, при изучении каких тем следует использовать тот или иной источник.

Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.

На основе курсов трех типов: базовых общеобразовательных, профильных и элективных возможно такое построение учебного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных курсов дадут самые различные формы профилизации - для школы в целом, для

отдельных классов в ней, для группы учащихся.

Очевидно, что профильное обучение сталкивается с рядом проблем, решить которые и по сей день не удалось:

- методическое обеспечение профильного обучения (выпуск новых учебников и т.д.);

- разработка модели реализации профильного обучения в сельской местности;

- переподготовка и подготовка учителей:

- изучение и осмысление теоретических положений и методологических основ профильного образования, нормативных документов;

- ознакомление с возможными вариантами моделей профильного обучения;

- формирование умений отбирать содержание для профильного обучения, для элективных курсов;

- формирование умений разрабатывать программы элективных курсов и оценивать их качество;

- освоение учителями инновационных методов обучения и технологий, методов ведения учебных занятий и форм организации учебной деятельности обучающихся (исследовательских методов, метода проектов, методов проведения семинарских занятий, методов коллективного сотрудничества, модульной технологии, проблемного обучения).

- проведение итоговой аттестации после 9 класса;

- серьёзная проработка экономических вопросов, связанных с введением профильного обучения.

- неустойчивость предпочтений подростков.

Таким образом, структура профильной школы представляет из себя совокупность таких курсов, как: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Так же профильное обучение сталкивается с рядом проблем, так как требуется переподготовка учителей, накопление методического опыта и др.

§4. Психолого-педагогические особенности обучения биологии в классах основных профилей

При организации процесса обучения в профильных классах следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся того или иного профиля. Наиболее ярко эти особенности проявляются в классах с естественнонаучным уклоном.

Учащиеся биологических классов отличаются характером восприятия биологической картины мира, большой подвижностью мыслительных процессов, многообразием аспектов в подходе к решению задач, лёгким и свободным переключением от одной умственной операции к другой, с прямого на обратный ход мысли; стремлением к ясности, простоте, рациональности, экономичности решения.

Целями изучения биологии в этом профиле являются овладение учащимися необходимым объёмом конкретных биологических знаний и формирование в этом процессе интеллектуальной культуры личности.

Отбор содержания по теме должен проводиться в соответствии с целями, которые ставятся при изучении биологии в биологическом профиле. А также при изучении материала целесообразно использовать методы работы на уроке, соответствующие этому профилю: эвристический, проблемное изложение, исследовательский. Наиболее привлекательна для школьников индивидуальная работа. Для более

полного рассмотрения каких-либо вопросов можно использовать различные средства обучения, в том числе учебные пособия, дидактические материалы, таблицы, экранные средства, приборы, модели и инструменты.

Общая характеристика учащихся старшего школьного звена.

Возрастные психологические особенности определяются конкретно историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени характером воспитания, особенностями деятельности и общением индивида, оказывающими влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Старший школьный возраст или возраст ранней юности - период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10-11 классы средней школы. В этот период приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежной основой его дальнейшего развития. Говоря об учащихся этого возраста, Н.С. Лейтес отмечает: «В их психологическом облике чаще всего сочетаются, активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем».

Психологи, изучавшие этот возрастной период (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, Н.С Лейтис, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В. Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащегося. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать доказывать положение, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналоги, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

У учащихся старших классов развивается умение пользоваться разнообразными приемами логического запоминания. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая приобретает все более активный, самостоятельный, творческий характер.

У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к школе и учению заметно повышается. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так школьники отчетливо сознают, что необходимым условие достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания, умения и навыки. Поэтому потребность в самостоятельном приобретении знаний - одна из характерных черт современного старшеклассника.

Развиваются читательские интересы, тесно связанные с направленностью познавательных интересов, которые в свою очередь, становятся широкими, устойчивыми и действенными. Избирательность интересов у старшеклассников, как правило, связано с жизненными планами.

Самосознание в этом возрасте приобретает качественно-специфический характер, определяемый необходимостью оценить способности своей личности, с учетом конкретных жизненных устремлений. Происходит стабилизация самооценки, рост производительности психических процессов, совершенствование механизмов саморегуляции. На этой основе развивается потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех или иных недостатков и приобретение отдельных положительных черт и свойств, но на формирование личности в целом.

Можно отметить, что в 11 классе по сравнению с предшествующими годами обучения, происходит интенсивное развитие и совершенствование мыслительной деятельности, приемов логического запоминания, всех интеллектуальных явлений и навыков.

Обращает на себя внимание возросшая зрелость познавательной потребности и более содержательные формы ее удовлетворения по сравнению с учащимися предыдущих классов.

Таким образом, проведенный анализ данных литературы свидетельствует о том, что профильное обучение имеет огромную историю: впервые дифференциация обучения была введена в 1864 году, его модернизация продолжается и в настоящее время. Главная цель профильного образования - достижение индивидуальных потребностей школьника. Современная система образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени школы. Существуют различные модели профильной дифференциации, в каждой модели представлены возможные формы организации профильного обучения и психологические особенности преподавания биологии.



Глава II. Методика проведения элективных курсов по биологии в профильной школе

§1. Цели организации элективных курсов по биологии

Принципиальным положением организации школьного биологического образования в настоящее время является дифференциация обучения биологии - уровневая дифференциация и профильная дифференциация в старших классах средней школы.

Программа по биологии для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану, предполагает формирование у школьников представлений о биологии как части общечеловеческой культуры, как определённом методе познания мира. Но на данный момент содержание школьного курса биологии не соответствует требованиям, возникшим в современных условиях. Объём знаний, необходимый человеку, резко возрастает, в то время как количество отводимых часов для занятий сокращается. Биология как школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями.

Одним из средств реализации требований программы и разрешения имеющихся проблем является переход школы на профильное обучение и введение элективных курсов по биологии.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору для старшеклассников, которые реализуются за счет школьного компонента.

Прилагательное «элективный» (Electus - латинский, Л. Крысин «Толковый словарь иноязычных слов», «Русский язык», М., 1998.) в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что любой курс, названный в учебном плане «элективным» должен выбираться.

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трёх типов: базовых, профильных, элективных (с. 12).

Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

При этом предполагается, что элективные курсы должны способствовать внутрипрофильной специализации обучения, а так же для разработки учащимися собственного образовательного профильного маршрута, так как одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и эффективно действующего в современно меняющемся мире.

Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение - это основной вектор взросления молодых людей.

Элективные курсы должны быть содержательно и деятельно связаны с конкретным профилем, моделируя характерные для него учебные ситуации и проблемы.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору для старшеклассников, которые реализуются за счет школьного компонента и имеют следующие цели:

- развитие содержания базового курса биологии, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по биологии;

- дополнение содержания профильного курса биологии, выступают его надстройкой, что позволяет профильному курсу быть в полной мере углублённым;

- удовлетворение разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля, в различных сферах человеческой деятельности;

- развитие биологического мышления, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств, средствами углублённого изучения биологии.

Элективные курсы играют большую роль в совершенствовании школьного образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, а также варьировать объём и сложность изучаемого материла.

Значит, элективные курсы позволяют поддержать изучение биологии как профильного предмета на заданном профильном уровне или служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.

§2. Требования к программам элективных курсов

Одним из самых важных компонентов предпрофильной подготовки является организация курсов по выбору для девятиклассников.
Для начала разведем понятия «элективный курс» и «курс по выбору». В принципе, это одно к то же. однако в 9-м классе их принято называть курсами по выбору в рамках предпрофильной подготовки, а в 10-11-х классах - элективными (лат. elektus- избранный). Однако даже в нормативных документах их и в том, и в другом случае часто называют элективными курсами.
Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Вариативность курсов по выбору предполагает следующее: в рамках предпрофильной подготовки ученик 9-го класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или, наоборот, еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной подготовки, при этом курсы должны быть краткосрочными.
Иная ситуация в 10-11-х классах. Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (один или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 ч) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9-х классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11-х классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Об элективных курсах в старшей школе мы еще будем говорить, сейчас остановимся на курсах по выбору в 9-м классе.
По мнению большинства авторов, курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки подразделяются на три основных вида: предметные, межпредметные и ориентационные курсы.
Предметные курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным предметам. Содержанию и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний и кругозора ученика. В процессе реализации предметных курсов по выбору решаются следующие задачи:
¾ реализация учеником интереса к выбранному предмету;
¾ уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
¾ создание условий для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Межпредметные курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их решения в различных профессиональных сферах. Задачами данных курсов являются:
¾ поддержание мотивации ученика на изучение предметов того или иного профиля;
¾ развитие склонностей, способностей и интересов школьника;
- формирование интегративной картины мира.
Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, а в конечном итоге - профессии. Задачами данных курсов являются:
¾ создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;
- ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности соответствующих наиболее распространенным профессиям.
Элективные курсы в 9-м классе рассчитаны на небольшое количество часов (от 8 до 32), что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой , муниципального и регионального образования.
Реализация курсов со выбору в предпрофильной подготовке предполагает: самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационную продержку образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки, социальные и предпрофессиональные практики на рабочих местах; волонтерство и др.
Курсы го выбору могут быть весьма разнообразными и устанавливаются исходя из конкретных условий (подготовка учителей и преподавателей, материально-техническая база, запросы учащихся и региональная специфика рынка труда и рынка образовательных услуг). В табл. 1 дан перечень названий элективных курсов по выбору, которые могут реализовать учителя биологии.
Остановимся на некоторых организационных моментах.
1. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным» т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора. Чтобы ученик имел возможность прослушать за учебный год несколько курсов, они не должны быть длительными. Оптимальная продолжительность курсов ¾ 8-32 ч. Набор курсов желательно определить в конце 8-го класса на основе опросов, анкетирования, собеседований и т.п.
2. Главные характеристики курсов по выбору - их краткосрочность, чередующийся характер и свободный режим проведения. Учащиеся могут изучать курс по выбору в том режиме, который наиболее целесообразен для успешного прохождения программы. Это могут быть многочасовые тренинговые занятия в течение одной недели или изучение материала сессионно в течение всего учебного года с перерывами для выполнения проекта учащимися. Курсы по выбору в 9-м классе могут реализовываться и во время каникул, например экскурсии на предприятия или на природу. Такая организация учебного процесса позволяет широко использовать различные практико-ориентированные методы: КСО, метод проектов, модульную технологию, исследовательские методы и др.
3. Практическая направленность курсов по выбору. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля (таблица 1).

В процессе реализации курсов используются разнообразные подходы к организации занятий: лекции, беседы (их должно быть минимальное количество), проектная и исследовательская деятельность, практики, тренинги, игровые технологии и т.п. Выполняемые в ходе обучения на курсах проекты и исследования могут пополнить портфель индивидуальных достижений - портфолио.
4. В целях Формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю кусов их содержание может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, причем название курсов должно быть привлекательным для ученика.
В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы отдельные разделы учебников, используемые в учреждениях профессионального (начального, среднего, высшего) образования, учебные пособия по факультативным курсам, пособия для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания и т.д.
Что касается рецензирования программ, сошлемся на информационное письмо Министерства образования РФ №14-51-277/13 от13.11.2003, где говорится: «Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью региональных программ перехода к профильному обучению.
Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации педагогических вузах ,в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем».
Таким образом, порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по выбору в 9-м классе и элективных курсов в 10-11-х классах может быть многоуровневым:
I этап- внутренний. Программы курсов рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет). На этом этапе принимается решение о соответствии учебного плана и программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения целесообразности их введения в учебный план (школьный комитет) или вынесения на внешнее рецензирование.
II этап- внешний. Программы, выделенные на этапе внутреннего рецензирования как спорные или в случае несогласия автора с результатами первого этапа, могут быть переданы на внешнее рецензирование, которое проводится специалистами профессионального образования.
После рецензирования программа элективного курса утверждается педагогическим советом или директором образовательного учреждения.
Сегодня выпускается масса методической литературы с готовыми программами курсов по выбору. Однако, по нашему глубокому убеждению, практикующий учитель должен реализовывать собственную программу элективного курс. Причины тому три: во-первых, программа должна быть ориентирована на профиль (именно тот, который принят в конкретной школе); программа должна быть ориентирована на конкретных учащихся (кто как не учитель знает своих учеников, их интересы, способности и склонности); любая программа составляется под собственные интересы и кругозор (таблица 2).

§3. Методические рекомендации по разработке программ курсов по выбору
3.1.Общие положения

1. Программы курсов по выбору разрабатываются исходя из интересов учащихся, направления профилизации, материально-технического дидактического обеспечения.
2. Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания формулировках и учитывают:
¾ цели процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика;
- задачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими планами, программами, уставом ОУ;
- знания, полученные учащимися ранее;
¾ соответствующий профиль обучения и его концепции - информационные м методические возможности отрасли знаний.
3. Программа должна отражать требования Закона «Об образовании», нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе и Российской Федерации, и обеспечивать решение задач предпрофильной подготовки учащихся.
4. Программа должна быть нацелена на:
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
¾ формирование творческого воображения;
¾ формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся.
5. Программа должна обеспечивать:
- оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;

¾ эмоционально-психологическое благополучие школьника;
- прикладную направленность знаний, умений, навыков;
¾ преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;
- достаточность и соответствие требованиям вузов региона и страны;
- реализацию основных требований регионального компонента.
6. В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик-ученик; ученик-группа; ученик- учитель; учитель-группа; учитель-класс).
7. В программе следует допустить:
- дублирования содержания базового предметного курса;
- противоречия программам, действующим з общеобразовательной школе, и требованиям государственного стандарта.

3.2. Алгоритм разработки программы учебного курса по выбору

1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.
2. Определение результатов обучения по программе, соответствующим целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.
3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.
4. Определение последовательности изучения материала соответствующей заявленным целям обучения.
5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.
6. Определение методов раскрытия учебного материала, соответствующих целям обучения.
7. Определение времени, необходимого на изучение отдельных разделов, тем и всей программы в целом.
8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.
Опорные вопросы для составителя программы.

Прежде чем приступить к составлению программ предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы.
° На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки: помочь ученику сориентироваться в выборе профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?
° Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь»; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
° Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?
° Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
° Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?
° Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
° Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?
° Чем может завершиться для ученика изучение курса (итоговое занятие), какова должна быть форма отчетности?
Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе.

3.3. Требования к оформлению программ курса по выбору

В наилучшей степени общие требования к оформлению письменных работ (точнее, их текстовой части отражают ГОСТ 29.115.-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские», ГОСТ 2.106-96 «Текстовые документы» , ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» (дата введения - 01.07.1996).

Программа курсов по выбору может включать следующие структурные элементы.
1. Титульный лист.
Титульный лист программы включает:

1.1. Наименование образовательного учреждения, реализующего программу.
1.2. Должность и Ф.И.О. ответственного работника образовательного учреждения, утвердившего программу.
1.3. Дату утверждения программы.
1.4. Название программы.
1.5. Возрастную категорию детей, на которых рассчитана программа.
1.6. Срок реализации программы.
1.7. Ф.И.О., должность автора (авторов) программы.
1.8. Название города, населенного пункта.
1.9. Год составления программы.
2.Пояснительная записка- раскрывает общую концепцию, замысел программы
2.1. Новизна программы. Программы считается соответствующей критерию новизны в двух (взаимоисключающих) случаях: если она имеет хотя бы один содержательный признак, которого нет ни в одной из программ-аналогов, и этот признак в совокупности с другими ее признаками позволяет получить новый образовательный положительный эффект; или если она, являясь новой комбинацией известных признаков, позволяет получить новый положительный образовательный эффект, который не является положительных эффектов, входящих в комбинацию компонентов, а представляет собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию компонентов.
2.2. Педагогическая ценность программы. Критериями педагогической ценности программы являются: соответствие программы современным тенденциям (парадигмам) развития образования; востребованность программы в системе образования.

2.3. Цели и задачи. Цель - это некое концентрированное описание планируемого результата. Отличие целей от задач в том, что цели формулируются на языке качества, а задачи- на языке действия. Основой конструирования общеобразовательного процесса выступает предвосхищаемый образ ученика, устанавливаемый на каждом этапе его обучения в совокупности освоения учеником всех базовых образовательных областей. Данный образ конкретизируется целевыми ориентирами, которые, с одной стороны, имеют универсальное общепредметное (общеучебное) содержание, а с другой - отражают специфику изучения конкретной образовательной области или предмета. Учитывая цели, учитель-автор ставит определенные задачи. Задачи - это этапы, через которые проходит учитель в своей инновационной деятельности. Как правило, задачи можно разделить на развивающие и задачи обучения.
В нашем случае цели и задачи программы курса по выбору должны быть адекватны целям и задачам предпрофильной подготовки.
2.4. Адресность программы (на кого рассчитана).

2.5. Уровень образования (стандартный, повышенный), на сколько часов рассчитана программа.
2.6. Место программы в структуре учебного плана на ОУ.
3. Предполагаемое программой содержание образования.
Содержание авторской учебной программы должно группироваться вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал, и обеспечивать первичное познание учеником реальной действительности методами изучаемых наук, а также последующее сопоставление получаемых им результатов с общекультурными аналогами (знаниями). В результате ученик имеет возможность создания собственного образовательного продукта и индивидуальной траектории освоения как реальной действительности так и знаний о ней.
Программа должна допускать возможность корректировки и видоизменения тематического содержания в процессе обучения, чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории. Один из источников личностного содержания образования - это элементы творчества на уроках, тематика творческих работ, другие планируемые учителем и учениками образовательные результаты.
3.1. Учебно-тематический план программы включает:
3.1.1. Перечень разделов, тем.
3.1.2. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

3.1.3. Формы занятий, планируемые по каждой тем (урок, игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т.д.).
3.1.4. Формы подведения итогов по каждой теме.
Если программа рассчитана на несколько лет обучения, то каждый, год описывается отдельно. Целесообразно темы уроков объединить в блоки. Обязательно следует указать сколько учебных часов отводится на каждую тему.

3.2. Содержание программы раскрывается через:
- краткое описание теп или разделов с указанием количества часов по каждой теме;
- описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).
4. Методические рекомендации.
4.1. Краткое описание методики преподавания (словесный метод, наблюдения и др.).
4.2. Рекомендуемые формы проведения занятий (с указанием списка практических, лабораторных работ, экскурсии, т.д.).
4.3. Требования к уровню подготовленности учеников (знания. умения, навыки, компетенции, полученные в результате освоения курса).
4.4. Организация образовательной среды. Образовательная среда - часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные системы, процессы и явления, субъекты и предметы с целью развития и создания условий для саморазвития, личности.
4.5. Техническое оснащение.
5. Информационное обеспечение программы включает: ¾ список литературы (библиография);
- перечень Internet-ресурсов (URL-адрес WEB-страницы);
¾ перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).
Библиографию необходимо разделить на рекомендуемую для учащихся и используемую при написании авторской учебной программы.
Основными нормативными документами, регламентирующими составление библиографической записи, являются :
¾ ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»;
- Изменение №1 к нему (введено в действие в 2000 г.);

¾ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»;
¾ ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Автор программы приводит сведения о печатном издании в установленных ГОСТ 7.2.-84 последовательности, объеме и в соответствии с основными правилами библиографического описания.
В настоящее время в ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» внесены изменения, которые связаны с необходимостью следовать международными правилами.
6. Приложения
Завершать программу целесообразно приложениями, в которых можно представить разработки семинаров, игр, диспутов, а также копии дидактического материала (инструктивные карточки, задания, темы проектов или рефератов, тесты, диагностики и т.д.).
Таким образом, к обязательным компонентам программы относятся:
- титульный лист;
¾ пояснительная записка;
¾ тематическое планирование;
- содержание программы;
¾ информационное обеспечение.
К необязательным компонентам можно отнести: методические рекомендации, поурочное планирование, приложения и т.д.

Глава III. Опытная работа

§1. Анкетирование

Анкетирование учителей биологии МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №14 и МОУ СОШ №183 им Р. Алексеева.

Нас заинтересовал вопрос: «Насколько правильно учителя понимают понятие элективного курса и проводят ли они их?». В связи с этим мы сочли необходимым изучить эту проблему. Метод исследования, который мы использовали, - анкетирование.

Проводилось анкетирование учителей биологии МОУ СОШ №14 и МОУ СОШ №183 им Р. Алексеева города Нижнего Новгорода, в опросе приняли участие 5 учителей биологии. Данные школы являются школами с углублённым изучением отдельных предметов.

Содержание анкеты.

Вопросы

1. Существуют ли в вашей школе профильные классы с профилирующим предметом «биология»?

2. Какие виды профилей существуют в Вашей школе с профилирующим предметом «биология»?

3. Как известно, элективные курсы являются неотъемлемой частью профильного обучения.

Что такое элективный курс?

В чём его основное отличие от факультативного курса?

4. Проводите ли Вы элективные курсы?

5. Проводите ли вы элективные курсы в классах, например, гуманитарного или экономического профиля?

Если да, то какие?

6. Где вы находите нужную информацию для своих факультативных или элективных курсов?

Из всех опрошенных учителей никто правильно не сформулировал понятие элективного курса, но если собрать воедино все ответы, то определение элективного курса получится. Наиболее распространённые ответы: «вопросы вне программы», «это не расширение школьной программы, а добавление новых тем», «темы, интересующие учащегося» и др. среди учителей встретились и те, у кого пока ещё не сформировалось понятие элективного курса.

41,6% ответов - «темы, выходящие за рамки программы»;

25% ответов - «межпредметные связи»;

16,6% ответов - «темы, интересующие учеников»;

8,3% ответов - «задачи с практическим содержанием», «курс по выбору», «познавательный курс».

Основное отличие элективного курса от факультативного сформулировали только два учителя «факультативный курс предусмотрен программой министерства образования».

Также выяснилось, что не все учителя проводят элективные курсы, только двое из пяти, это 40 % от общего количества учителей. Это курсы:

9 класс. «Исторические памятники и экологические проблемы нашего города».

10 класс. «Решение генетических задач».

Выяснилось, что никто из учителей не проводит элективные курсы в других профилях, помимо биологического.

Где же учителя находят нужную информацию? Опрос показал, что в учебниках для углублённого изучения биологии, в дополнительной литературе, на курсах повышения квалификации, в методической литературе, разрабатывают собственные методики, в Интернете и т.п.

Итак, до сих пор среди учителей нет полной ясности в исследуемом нами вопросе. Это связано с переходом на профильное обучение, реорганизацией учебных планов и школ, а так же недостаточностью учебно-методической литературы, в которой можно найти информацию по данному вопросу. Это всё ещё раз доказывает, что наше исследование актуально.



© 2010-2022