Доклад на августовскую конференцию учителей

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ольгинская школа

Павлодарский район

Доклад

«Активизация мыслительной деятельности на уроках биологии»

(Августовская конференция учителей)

учитель биологии: Павина О.А.

2011-2012 учебный год

Оглавление:

Введение

1. Современные технологические приемы.

1.1. Проблемная ситуация.

1.2. Биологические задачи.

1.3. Игровые технологии.

2. Заключение.

3. Литература.

Введение.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться.

Учение - очень сложная деятельность. Дело взрослых - организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должны опираться на любознательность школьников. Задача учителя - увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза стала традиционной. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Каким же должен быть современный урок, чтобы он вызвал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность могут обеспечить эффективность.

Для активизации познавательной активности учащихся в своей практике использую различные приемы, в своей работе хочу показать некоторые из них.

1.1. Проблемная ситуация.

Познавательная активность учеников повышается, если учителю удается создать так называемую проблемную ситуацию в начале изучения нового материала, то есть вызывать у учеников вопрос: почему происходит такое явление? Как можно объяснить этот факт? При таких условиях ученики на протяжении урока, слушая объяснение учителя, активно будут искать ответ на вопрос.

Учитель сам может ставить проблемные вопросы во время изучения отдельных тем урока. Например:

Как за составом крови можно судить о здоровье человека?

Почему полноценное питание считают одним из важных условий здоровья человека?

Сердце человека - удивительный механизм, который работает на протяжении жизни без остановки и ремонта. Как это достигается?

Девушка Аня встретилась со своей школьной подругой Машей, которую не видела 3 года. Маша шла усталой шаркающей походкой, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто весит мешком. Аня не сразу узнала подругу, Маша жаловалась на свое здоровье. Что же так изменило Машу? Что такое осанка? К чему приводят ее нарушения?

1.2. Биологические задачи.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся можно использовать всевозможные биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

На уроках биологии использую следующие типы задач:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.

Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?

Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.

Задача 4. У каких растений- болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?

Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Задача 6. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.

Задача 7. За 1,5 часа футбольного матча игрок теряет до 5 кг веса. За счет каких физиологических процессов это происходит?

Задача 8. В пробирку с культурой эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через 2 недели зеленая окраска исчезла. Как вы думаете погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

1.3. Игровые технологии.

Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии также имеет проведение нетрадиционных уроков, применение игровых технологий. Таким образом, решается вопрос перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой личности.

Например:

1. Задания по группам. "Объяснялки"

Инструкция по выполнению:

- Внимательно прочитайте свои отрывки, попробуйте догадаться о каком растении в каждой подборке идет речь.

- К какому семейству оно относится? По каким признакам вы сделали такой вывод?

- Какие отрывки служили для вас главной подсказкой? О чем вы узнали впервые?

- Какие объяснялки вам понравились больше всего?

Подборки "объяснялок":

Вишня.

  • Это дерево или кустарник.

  • Листья простые, черешковые с сетчатым жилкованием.

  • Про плод этого растения есть загадка: "Сижу на дереве: красная как кровь, круглая как шар, вкусная как мед".

  • Плод сочная шаровидная костянка различных оттенков красного и бурого цвета.

  • Плоды этого растения употребляют в пищу в свежем виде, а также перерабатывают на мармелад, джем, варенье.

  • Листья этого растения используют при засолке и мариновании овощей, грибов, а также как заменитель чая.

  • Цветки без запаха, правильные, чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 белых лепестков, тычинок много, пестик один.

  • Соцветие щиток.

Горох

  • Это однолетнее, травянистое растение.

  • Листья сложные, с усиками на конце, с большими прилистниками, черешковые, с сетчатым жилкованием.

  • Про плод этого растения есть загадка: "Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках".

  • Семена этого растения употребляют в пищу в свежем и засушенном виде (кладут в салаты, варят суп).

  • Плод боб.

  • На конях этого растения в симбиозе с ним живут клубеньковые растения.

  • Цветок неправильный, белого цвета, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков: 2 из них срастаются в лодочку, 2 по бокам - это весла, 1 самый большой - парус. Внутри лодочки 10 тычинок (9 из них срастаются) в 1 пестик.

Томат.

  • Это однолетнее травянистое растение.

  • Зеленые части этого растения ядовиты.

  • Цветки желтые, правильные, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестик.

  • О плодах этого растения есть загадка: "Ягода красна, ягода вкусна, режь да соли, ешь да хвали".

  • Плоды - вкусные, сочные ягоды красного, желтого и оранжевого цвета.

  • Плоды употребляют в пищу в свежем, соленом, маринованном виде.

  • Итальянцы называли это растение "золотое яблоко" и первыми научились изготовлять из его плодов разнообразные соусы и кетчупы.

  • Соцветие кисть.

Капуста.

  • Это двулетнее, травянистое растение.

  • Листья простые с сетчатым жилкованием.

  • О побеге этого растения есть загадка: "Сто одежек и все без застежек".

  • Цветки белого цвета, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик - из 4 лепестков, 6 тычинок (4 длинные, 2 короткие), 1 пестик.

  • Плод стручок.

  • В пищу употребляют видоизмененный надземный побег - кочан.

  • Едят его в свежем виде и квашенном, делают салаты, варят борщ, щи; ценится он из-за большого содержания витамина С.

  • Соцветие кисть.

Пшеница.

  • Это однолетнее травянистое растение.

  • О плодах этого растения есть загадка: "Одно бросил - горсть взял".

  • Плод зерновка.

  • Соцветие сложный колос.

  • Цветки невзрачные, состоят из 2 цветочных чешуи, 2 цветочных пленок, 3 тычинок, 1 пестика.

  • Стебель соломина.

  • Об этом растении есть стихотворение:

С неба солнце золотое золотые льет лучи
В поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят они усами и тихонько шелестят...
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
В нашей печке золотятся золотые калачи.

Ландыш.

  • Это многолетнее травянистое растение.

  • Листья простые, с дуговым жилкованием.

  • Цветет в мае, июне; цветки без чашелистиков, имеют 6 белых сросшихся лепестков, 6 тычинок, 1 пестик.

  • Плод - ядовитая красная ягода.

  • Об этом растении есть загадка: "Белые горошки на зеленой ножке".

  • Есть легенда о том, что эти красивые белые цветы выросли из слез Божьей матери, которые она пролила из-за смерти своего сына Иисуса Христа.

  • Это были самые любимые цветы П.И.Чайковского, ог им даже посвятил стихотворение.

  • Соцветие кисть.

2. "Пятый лишний"

Найдите в каждом задании лишнее растение, объясните, почему оно лишнее.

  • Пшеница, рожь, одуванчик, мятлик, овес.

  • Редька, капуста, хрен, пастушья сумка, шиповник.

  • Горох, картофель, бобы, донник, клевер.

  • Картофель, томаты, белена черная, сурепка обыкновенная, табак.

  • Одуванчик, василек, лук, ромашка, астра.

  • Гиацинт, тюльпан, кукуруза, ландыш, вороний глаз.

3. анаграмма

Зашифровать слово путём перестановки букв.

Ыроп

Поры

Дяро

Ядро

Лоб+чоако

Оболочка

Рык+шодя

Ядрышко

Метки+жлекин

Межклетники

Валь+куо

Вакуоль

Какое из слов не обозначает вегетативной части листа?

Ци+кожа

Кожица

Метки+жлекин

Межклетники

Бог+пе

Побег

4. логикон

Поиск закономерностей: Сравнивая информацию в верхних и нижних записях, найдите логическую связь.

  1. Окунь орёл мальчик

________ ____________ _________

Р ?(П) Ч

  1. Жук человек лошадь

________ _____________ ___________

6 2 ? (4)

  1. Сова жаба тигр

______ ________ _____________

П З ?(М)

  1. Хлоропласты Бесцветные

____________ ______________

Зелёные ? (лейкопласты)

  1. Цитоплазма оболочка

____________ ____________

Обмен веществ ? (транспорт веществ)

5. «Узнай родственника»

Можно давать после изучения семейств. Можно играть индивидуально и с классом.

Пускаем по ряду стопку гербариев и предлагаем выбрать каждому тот, который соответствует данному семейству и классу.

Можно пустить лист бумаги по ряду и записать жилкование листьев, бесхвостых и хвостатых земноводных, какой ряд больше напишет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1.Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2.В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3.Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

4.Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда,когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

Литература:

  1. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. -М.:Просвещение, 1989.

  2. Семёнова Е.П., Пунчик В.Н.-педагогическая мастерская 2009г.

  3. Зубрицкая А.В.-занимательные материалы по биологии 2007г.



© 2010-2022