- Преподавателю
- Биология
- Статья Использование ТОГИС в реализации деятельностно-компетентностного подхода в обучении биологии
Статья Использование ТОГИС в реализации деятельностно-компетентностного подхода в обучении биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подмятникова Л.С. |
Дата | 09.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Всероссийский съезд учителей биологии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОГИС В РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Подмятникова Л. С. (г. Мурманск, учитель биологии МОУ гимназия № 10, [email protected])
Требования образовательных стандартов второго поколения задают ориентиры оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. К метапредметным результатам относятся универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение обучающимися ключевыми компетенциями. Для достижения этой цели недостаточно изменить содержание образования. Необходимо использовать принципиально новые образовательные технологии - деятельностно-ценностные. Одна из них - ТОГИС (Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе, автор В. В. Гузеев).
В основе ТОГИС лежит проблемный метод обучения, реализуемый через решение познавательных задач разного уровня. Каждая учебная тема представляет собой блок системы уроков: вводного, изучения нового материала (2 - 4 урока), развивающего закрепления, обобщающего повторения, контроля и коррекции.
Цель вводного урока - формирование мотива изучения темы. Учащиеся «погружаются» в тему занятия с помощью вводной беседы, видео- и аудиоматериалов. Изучение нового материала строится как групповая или парная работа по решению познавательных задач первого уровня. После проверки усвоения минимальной базы можно переходить к основному этапу - дифференцированному закреплению: группы решают задачи общего и продвинутого уровня с последующим обсуждением. Наиболее эффективной формой для этого этапа является семинар - практикум.
При разработке задач необходимо учитывать следующие особенности:
-
в задачах должны присутствовать познавательные, информационные и коммуникативные элементы;
-
сами задания должны использоваться для получения новых знаний и умений;
-
для задач продвинутого уровня целесообразно использовать проблемы, не имеющие однозначного решения [1].
В ходе работы учащиеся обычно определяют для себя разные функции: одни занимаются поиском информации в книгах, справочниках, определителях, электронных дисках, сети Интернет, другие - анализируют собранный материал, третьи - защищают решение и т.д. Ценностным ориентиром для каждой задачи является культурный образец, с которыми сопоставляются результаты поисковой и аналитической деятельности обучающихся.
Пример задачи (10 класс, тема «Возникновение и развитие жизни на Земле»)
Был ли «кембрийский взрыв» в истории Земли? (общая проблема )
Задание для III группы (креативный уровень). Ряд видов вендских животных при всей их необычности представляет предковые линии кембрийских и даже ныне живущих беспозвоночных. Какие аргументы, подтверждающие или опровергающие это суждение, можно привести?
Алгоритм работы
-
Выделите ключевые слова для поиска.
-
Найдите необходимую информацию.
-
Сравните возможных вендских предков и их кембрийских потомков.
-
Проанализируйте в группе информацию, отберите аргументы.
-
Занесите данные в таблицу, сделайте выводы и подготовьте рассказ.
Теоретическое положение
Доказательства (факты)
1. Ряд видов вендских животных при всей их необычности представляет предковые линии кембрийских и даже ныне живущих беспозвоночных.
Таблица 1. Факты существования «кембрийского взрыва»
Информационные источники:
-
evolbiol.ru/vend.htm
-
vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/12_06/PALEO.HTM
-
warrax.net/51/eskov/cover_eskov.html
Культурный образец
Вендско-эдиакарская жизненная ассоциация является началом великого разветвления в животном мире. Это разветвление приводит уже в начале кембрия к формированию всех главных типов животных. Решающую роль здесь сыграла адаптивная радиация, связанная с приспособлением к совершенно новой и разнообразной экологической среде - дну моря. Докембрий явился прологом к постановке огромной и динамичной «драмы жизни» в фанерозое. Внимательное изучение якобы внезапного появления и бурного развития родословных линий животных в начале кембрийского периода показывает, что процесс великого разветвления уходит корнями в предыдущие этапы эволюции.
Т. Николов, болгарский палеонтолог
После итогового контроля и коррекции можно переходить к изучению следующей темы.
Использование ТОГИС способствует формированию универсальных деятельностных умений:
-
умение отделять главную информацию от второстепенной;
-
умение интегрировать информацию из разных источников;
-
умение строить аргументированный ответ;
-
умение сравнивать позиции разных авторов.
Литература
-
Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях. М., Школьные технологии, 2000, № 5.