• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Использование ТОГИС в реализации деятельностно-компетентностного подхода в обучении биологии

Статья Использование ТОГИС в реализации деятельностно-компетентностного подхода в обучении биологии

Требования ФГОС задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. К метапредметным результатам относятся универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение учащимися ключевыми компетенциями. Для достижения этой цели недостаточно изменить содержание образования. Необходимо использовать принципиально новые образовательные технологии – деятельностно-ценностные. Одна из них – ТОГИС (Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе, автор В. В. Г...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский съезд учителей биологии


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОГИС В РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ


Подмятникова Л. С. (г. Мурманск, учитель биологии МОУ гимназия № 10, [email protected])

Требования образовательных стандартов второго поколения задают ориентиры оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. К метапредметным результатам относятся универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение обучающимися ключевыми компетенциями. Для достижения этой цели недостаточно изменить содержание образования. Необходимо использовать принципиально новые образовательные технологии - деятельностно-ценностные. Одна из них - ТОГИС (Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе, автор В. В. Гузеев).

В основе ТОГИС лежит проблемный метод обучения, реализуемый через решение познавательных задач разного уровня. Каждая учебная тема представляет собой блок системы уроков: вводного, изучения нового материала (2 - 4 урока), развивающего закрепления, обобщающего повторения, контроля и коррекции.

Цель вводного урока - формирование мотива изучения темы. Учащиеся «погружаются» в тему занятия с помощью вводной беседы, видео- и аудиоматериалов. Изучение нового материала строится как групповая или парная работа по решению познавательных задач первого уровня. После проверки усвоения минимальной базы можно переходить к основному этапу - дифференцированному закреплению: группы решают задачи общего и продвинутого уровня с последующим обсуждением. Наиболее эффективной формой для этого этапа является семинар - практикум.

При разработке задач необходимо учитывать следующие особенности:

  • в задачах должны присутствовать познавательные, информационные и коммуникативные элементы;

  • сами задания должны использоваться для получения новых знаний и умений;

  • для задач продвинутого уровня целесообразно использовать проблемы, не имеющие однозначного решения [1].

В ходе работы учащиеся обычно определяют для себя разные функции: одни занимаются поиском информации в книгах, справочниках, определителях, электронных дисках, сети Интернет, другие - анализируют собранный материал, третьи - защищают решение и т.д. Ценностным ориентиром для каждой задачи является культурный образец, с которыми сопоставляются результаты поисковой и аналитической деятельности обучающихся.

Пример задачи (10 класс, тема «Возникновение и развитие жизни на Земле»)

Был ли «кембрийский взрыв» в истории Земли? (общая проблема )

Задание для III группы (креативный уровень). Ряд видов вендских животных при всей их необычности представляет предковые линии кембрийских и даже ныне живущих беспозвоночных. Какие аргументы, подтверждающие или опровергающие это суждение, можно привести?

Алгоритм работы

  1. Выделите ключевые слова для поиска.

  2. Найдите необходимую информацию.

  3. Сравните возможных вендских предков и их кембрийских потомков.

  4. Проанализируйте в группе информацию, отберите аргументы.

  5. Занесите данные в таблицу, сделайте выводы и подготовьте рассказ.

Теоретическое положение

Доказательства (факты)

1. Ряд видов вендских животных при всей их необычности представляет предковые линии кембрийских и даже ныне живущих беспозвоночных.


Таблица 1. Факты существования «кембрийского взрыва»

Информационные источники:

  1. evolbiol.ru/vend.htm

  2. vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/12_06/PALEO.HTM

  3. warrax.net/51/eskov/cover_eskov.html

Культурный образец

Вендско-эдиакарская жизненная ассоциация является началом великого разветвления в животном мире. Это разветвление приводит уже в начале кембрия к формированию всех главных типов животных. Решающую роль здесь сыграла адаптивная радиация, связанная с приспособлением к совершенно новой и разнообразной экологической среде - дну моря. Докембрий явился прологом к постановке огромной и динамичной «драмы жизни» в фанерозое. Внимательное изучение якобы внезапного появления и бурного развития родословных линий животных в начале кембрийского периода показывает, что процесс великого разветвления уходит корнями в предыдущие этапы эволюции.

Т. Николов, болгарский палеонтолог

После итогового контроля и коррекции можно переходить к изучению следующей темы.

Использование ТОГИС способствует формированию универсальных деятельностных умений:

  • умение отделять главную информацию от второстепенной;

  • умение интегрировать информацию из разных источников;

  • умение строить аргументированный ответ;

  • умение сравнивать позиции разных авторов.

Литература


  1. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях. М., Школьные технологии, 2000, № 5.


© 2010-2022