- Преподавателю
- Биология
- Статья на тему Использование ИКТ на уроках биологии
Статья на тему Использование ИКТ на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мартынова О.И. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мартынова О.И.
МОУ «Никулинская СОШ» Калининский р-он, Тверская область.
Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации в изучение предмета
Данная тема мною выбрана не случайно. Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.
В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Существенное достоинство применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Данные нововведения не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные формы восприятия учащихся, что позволяет усвоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедии (фото, видео, звук) сокращает время обучения, повышает качество наглядности, высвобождает ресурсы здоровья детей.
В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.
Использование компьютера в учебном процессе дает возможность не только накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов; но и вовремя скорректировать, внести изменения в любой файл. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.
В последнее время Интернет прочно вошел в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не отметить значение Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Большинство учащихся, много времени проводят в соцсетях, в компьютерных играх, что пагубно сказывается на их соматическом и психологическом здоровье. Использование интернет ресурсов на уроках позволяет продемонстрировать возможности глобальной сети для самообразования. Ученик самостоятельно задает поиск информации, анализирует материал, расширяет кругозор, и как один из результатов, творческое оформление работы. При этом интернет ассоциируется как источник не только информации, но и как средство самообразования и саморазвития. И здесь важная задача учителя грамотно направлять учащегося не забывая о скрытой угрозе интернета.
На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:
-
Презентации на уроках изучения нового материала;
-
Презентации по актуализации опорных знаний, обобщению материала;
-
Видео фрагменты исторических параллелей;
-
Онлайн экскурсии в музеи мира.
-
Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
-
Проведение практических и лабораторных работ.
-
При подготовке учащихся к ЕГЭ;
-
Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
-
Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
Для качественного урока с использованием ИКТ, необходимо:
-
Иметь в школе современный технически оборудованный кабинет биологии и химии.
-
При подготовке к урокам у каждого учителя дома и на работе должен быть персональный компьютер.
-
Самое главное - желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Что трудно на первых порах, но затем доводиться до автоматизма, возникает огромное количество новых идей, как сделать урок интересным запоминающимся и полным впечатлений, которыми ученики с энтузиазмом делятся с друзьями.
Моё решение использовать ИКТ на уроках биологии и химии основывалось на личном опыте. Первое серьезное знакомство с компьютером у меня произошло в университете. Написание рефератов, курсовых и защита диплома невозможны без использования компьютера, как помощника в обработке и математическом анализе данных, графическом и фото отображении материалов. Эти знания не забылись, даже пригодились и усовершенствовались в период, когда работала некоторое время не по специальности. И в который раз убеждаюсь: все чему нас научили, и мы научились, в жизни всегда пригодится.
Пару раз я слышала фразу «Учитель должен только с мелом в руках уметь объяснить материал и дать хорошие знания». В период кризиса, когда в любой момент могут отключить электричество и при других форс-мажорных обстоятельств у компетентного учителя несколько вариантов проведения одного урока. И если есть возможность дать интересный познавательный информационно-коммуникативный урок, почему бы и не использовать современные технологии на благо ученика?
Сегодня я использую ИКТ в рамках урока биологии и химии самым различным образом.
-
Отображение наглядных пособий и таблиц на экран.
-
Видео и звуковое сопровождение материала.
-
Разноуровневые контрольные, тестовые задания с самопроверкой.
Рис.1. Тест по биологии 9класс. Рис.2. Тест по химии 8 класс.
-
Видео опыты по химии, которые сложно, а иногда и опасно провести в школьной лаборатории, либо требующие длительного времени на протекание химической реакции.
Рис.3. Тема водород химия 8 класс.
-
Широкоформатное отображение докладов и сообщений учащихся.
-
Познавательные игры и блицтурниры различной тематики.
-
Презентации на любой тип урока, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока.
-
Просмотр учебных фильмов.
Рис.4. Прививка яблони биология 6 класс Рис.5. Пресмыкающиеся биология 7 класс
Рис.6. Учебный фильм «Регуляция дыхания» биология 8 класс
-
Различные возможности интерактивной доски для проверки знаний учащихся.
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных коммуникативных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, направить использование различных «гаджетов» и интернета для самообразования, улучшить качество знаний учащихся.
Продуктивность использования ИКТ заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что использование ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.
Естественно информационные технологии никоим образом не смогут заменить «живое» знакомство с природой, экскурсии, музеи, практические работы с микроскопическими объектами, создание гербариев и так далее. И всё же, за этими технологиями будущее, и очень разумно взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.
Своим примером хочу показать всем учителям, что это возможно! Было бы желание!
Многие учителя, имеющие огромный багаж знаний и опыта, исчисляемый несколькими десятками лет, скажут, что это сложно. Да, сложно. Но ведь учитель - это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам. Разобраться в «компьютерных дебрях», помогут не только молодые коллеги, но и сами ученики им это и в радость и на пользу.
Литература и Интернет -ресурсы:
-
Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр "Школьная книга", 2003
-
Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990г.
-
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998.
-
rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование
-
ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm · 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ