Рабочие прогаммы по биологии

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Займо-Обрывская средняя общеобразовательная школа

Азовского района





«Согласовано»

Руководитель МО

_______/_______/

Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«___»______2015 г

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

________/____________/

Ф.И.О.

«_____»___________2015 г

«Утверждаю»

Руководитель школы

________/_________/

Ф.И.О.

Приказ №____ от

«___»_______ 2015 г













Рабочая программа по биологии

учителя высшей категории

Скрипаленко Инны Владимировны

для 5 класса

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«____»_______ 2015 г

2015 -2016 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.

Курс «Биология. 5 класс» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является первым самостоятельным курсом в системе школьного биологического образования.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательного учреждения общего образования.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов(бактерии, грибы, растения) и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся 5 класса общеобразовательной школы.

3.Система учебников

1. Тематическое и поурочное планирование к учебнику, В.В. Пасечник

2. Учебник для общеобразовательных учреждений Биология .В.В. Пасечник

3. Рабочая тетрадь В.В. Пасечник

4. Тетрадь - практикум «Биология живой организм» Л.Н. Сухорукова

4.Основные цели и задачи данного курса

1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма;

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

5.Общая характеристика учебного курса

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.

В 5 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса биологии 5 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

6. Место учебного курса в учебном плане

На изучение биологии в 5 классе основной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 35 ч.

  • Введение. Биология - наука о жизни. 6 ч.

  • Клеточное строение организмов. 6 ч.

  • Царство Бактерии 3 ч.

  • Царство Грибы 6 ч.

  • Царство Растения 10 ч.

  • Жизнедеятельность организмов 4 ч.

7. Ценностные ориентиры содержания курса

1.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям;

  • готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

2.Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

3.Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  • развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов

  • познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

  • (планированию, контролю, оценке).

4.Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

  • критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

8. Результаты изучения курса

Личностные:

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Предметные:

осознание роли жизни:
- объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
использование биологических знаний в быту:
- объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
объяснять мир с точки зрения биологии:
- различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум - называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
- определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
- объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
- понимать смысл биологических терминов;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
- соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

9. Требования к уровню подготовки

В результате изучения биологии в 5 классе дети научатся:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

В результате изучения биологии в 5 классе дети учатся использовать приобретенные знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни

10. Планируемые результаты по курсу биология

Живые организмы

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.


3. Содержание учебного предмета.


раздела

Название раздела

Кол - во

часов

1

Введение. Биология - наука о жизни.

6

2

Клеточное строение организмов.

6

3

Царство Бактерии.

3

4

Царство Грибы.

6

5

Царство Растения

10

6

Жизнедеятельность деятельность.

4

Итого

35ч.




4. Тематическое планирование.


Тема, раздел

Количество часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

Продукт инструмент оценки планируемых результатов

Введение.

Биология как наука.

6

Биология - наука о живой природе. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории.

Как работают в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды обитания организмов.

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Знакомство с учебником, гербарием, открытками с изображением растений из Красной книги, букет из осенних цветов.

Фенологические наблюдения за растениями осенью.

Знать основные свойства живых организмов.

Называть основные царства живых организмов

Приводить примеры значения биологических знаний.

Давать определение термину биология

1.Составление карточек: «Биологические дисциплины»;

2. Лабораторная работа: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

Клеточное строение организмов.

6

Увеличительные приборы. Химический состав клетки. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки.

Работа с учебником. Выполнение лабораторной работы. Рабочая тетрадь.

Биологический диктант.

Работа с микропрепаратами.

Демонстрация таблицы со схемами деления клетки.

Правила работы с микроскопом.

Определения: хлоропласты, хлорофилл, строение клетки кожицы лука(оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро), хромосомы;

Поступление веществ в клетку;

Деление и рост;

Значение движения цитоплазмы;

Изменение ядра и цитоплазмы при делении;

Особенности строения молодой и старой клетки;

Виды тканей(покровные, механические, проводящие, основные);

Функции основных видов тканей.

Готовить микропрепараты;

Пользоваться лупой и микроскопом;

Находить основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице;

Схематически изображать строение клетки;

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

Учебник В.В. Пасечник,

Тетрадь - практикум Л.Н. Сухорукова «Биология живой организм»

Лабораторная работа «Клеточное строение организмов»

Контрольная работа «Химический состав клетки»

Царство Бактерии.

3

Классификация организмов. Строение и многообразие бактерий. Строение и многообразие грибов. Характеристика царства Растения. Водоросли. Лишайники. Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

Семенные растения. Царство животные .Подцарство Одноклеточные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Многообразие живой природы. Охрана природы.

Фронтальная, индивидуальная.

Знакомство с препаратами сенной палочки.

Практическая работа «Примитивные одноклеточные организмы».

Знать особенности строения ядерных и безъядерных клеток (Бактерии - прокариоты);

Распознавать представителей этих групп организмов;

Объяснять, что бактерии - живые организмы;

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки;

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека;

Давать определение терминам сапрофиты и паразиты;

Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла;

Выделять признаки царства Грибы;

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека;

Отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;

Давать определения термину грибы - паразиты;

Распознавать представителей грибов - паразитов;

Объяснять пути заражения грибами - паразитами;

Выявлять влияние грибов - паразитов на растения;


Учебник В.В. Пасечник,

Тетрадь - практикум Л.Н. Сухорукова «Биология живой организм»


Доклад «Признаки отравления грибами»;


Царство Грибы.

6

Классификация организмов. Строение и многообразие грибов.

Фронтальная, индивидуальная.

Давать определение терминам сапрофиты и паразиты;

Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла;

Выделять признаки царства Грибы;

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека;

Отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;

Давать определения термину грибы - паразиты;

Распознавать представителей грибов - паразитов;

Объяснять пути заражения грибами - паразитами;

Выявлять влияние грибов - паразитов на растения;

Доклад «Признаки отравления грибами»;


Царство Растения

10

Разнообразие, распространение, значение растений.

Систематические категории(отделы растений). Водоросли, лишайники, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

. Что изучает ботаника;

О представителях различных отделов растительного царства и особенностях их строения;

Об усложнении растений в процессе их исторического развития;

О приспособленности растений к различным средам обитания и различным природным условиям;

Низшие растения.

Высшие растения.

Группы растений.

Основные этапы развития растительного мира.

Эволюция растений.

Основные признаки водорослей.

Низшие растения. Слоевище, ризоиды.

Места обитания и распространения.

Зеленые, бурые, красные водоросли.

Значение водорослей в природе и жизни человека. Хламидомонада.

Причины выхода растений на сушу.

Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.

Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.

Хвощи. Плауны. Основные признаки папоротников.

Значение их в природе и жизни человека.

Голосеменные растения.

Особенности строения голосеменных растений.

Появление семя, развитие корневой системы.

Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.

Значение голосеменных растений.

Разнообразие голосеменных: хвойные растения.

Особенности строения покрытосеменных растений.

Органы цветкового растения.

Многообразие покрытосеменных растений.

Значение их в природе и жизни человека.

Фронтальная, индивидуальная.

Знать систематические категории растений. Различать и знать характеристику групп: водоросли, лишайники, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.

Учебник В.В. Пасечник,

Тетрадь - практикум Л.Н. Сухорукова «Биология живой организм»

Практическая работа

Жизнедеятельность организмов

4

Эволюция растений.

Основные признаки водорослей.

Низшие растения. Слоевище, ризоиды.

Места обитания и распространения.

Зеленые, бурые, красные водоросли.

Значение водорослей в природе и жизни человека. Хламидомонада.

Причины выхода растений на сушу.

Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.

Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.

Хвощи. Плауны. Основные признаки папоротников.

Значение их в природе и жизни человека.

Голосеменные растения.

Особенности строения голосеменных растений.

Появление семя, развитие корневой системы.

Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.

Значение голосеменных растений.

Разнообразие голосеменных: хвойные растения.

Особенности строения покрытосеменных растений.

Органы цветкового растения.

Многообразие покрытосеменных растений.

Значение их в природе и жизни человека.

Фронтальная, индивидуальная

Давать определение термину ботаника;

Перечислять основные группы растений;

Приводить примеры основных групп растений;

Объяснять происхождение основных групп растений;

Выделять особенности строения низших и высших растений;

Описывать наиболее распространенные растения нашей местности;

Давать определение термину низшие растения;

Распознавать водоросли различных отделов;

Распознавать и описывать внешнее строение водорослей;

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека;

Давать определение высшие растения;

Распознавать и описывать внешнее строение мхов;

Распознавать и описывать внешнее строение папоротников, объяснять роль папоротников в природе и жизни человека;

Распознавать, описывать растения отдела голосеменных, выявлять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги;

Распознавать растения отдела Покрытосеменные, выделять особенности строения покрытосеменных растений;

Распознавать и описывать жизненные формы растений.

Контрольная работа;

Творческая работа;

Кроссворд.

Сообщение «Каменный уголь и продукты его переработки».

Биологический диктант.







5.Система оценки планируемых результатов.


Оценка«5» ставится в случае:
1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3.Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка«4» ставится в случае:
1.Знания всего изученного программного материала.
2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка«3» ставится в случае:
1.Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2.Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3.Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка«2» ставится в случае:
1.Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2.Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах настандартные вопросы.
3.Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка"5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи

сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка"4" ставится, если ученик:
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка"3" ставится, если ученик:
1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка"2" ставится, если ученик:
1.Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка«5» ставится, если ученик:
1.Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка«4» ставится, если ученик:
1.Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка«3» ставится, если ученик:
1.Правильно выполняет не менее половины работы.
2.Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3.Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка«2» ставится, если ученик:
1.Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка«5» ставится, если:
1.Правильной самостоятельно определяет цель данных работ ;выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2.Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3.Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4.Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка«4» ставится, если ученик:
1.Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2.При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка«3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2.Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3.Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4.Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка"2" ставится, если ученик:
1.Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2.Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка«5» ставится, если ученик:
1.Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3.Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка"4" ставится, если ученик:
1.Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3.Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка"3" ставится, если ученик:
1.Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3.Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка«2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3.Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин

Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётами являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктуационные ошибки.

Требования к написанию школьного реферата.

Зашита реферата - одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению

1.Тема реферата и ее выбор

Основные требования к этой части реферата:
·тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
·в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими

Тема реферата и ее выбор

Основные требования к этой части реферата:
·тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
·в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими
·следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2.Требования к оформлению титульного листа

В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре - тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу - населенный пункт, год написания.

3.Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начинается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

4.Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один парграф реферата.

4.Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

5.Требования к заключению

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении

6.Требования к заключению

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3 страницы.

7.Основные требования к списку изученной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

8.Основные требования к написанию реферата

Основные требования к написанию реферата следующие:
·Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
·Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
·Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.
·Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

9.Выставление оценки за реферат

В итоге оценка складывается из ряда моментов:
• соблюдения формальных требований к реферату.
• грамотного раскрытия темы:
• умения четко рассказать о представленном реферате
·способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Выйти | Изменить6.Условия реализации программы.


  • Методические и учебные пособия (учебники, рабочие тетради, методички, перечень используемых презентаций):

1. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечник

2. Учебник для общеобразовательных учреждений Биология В.В. Пасечник;

3. Рабочая тетрадь Л.Н. Сухорукова;


  • Оборудование и приборы:

Модель стебля растения

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Модель строения корня

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Модель строения листа

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Строение клеточной оболочки

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок василька

Используется в кабинете биологии в школе в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок гороха

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок капусты

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок картофеля

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок персика

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок подсолнечника

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок пшеницы

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок тюльпана

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Цветок яблони

Используется в качестве демонстрационного материала при изучении раздела "Растения"

Гербарии

Гербарий к курсу основ по общей биологии

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Гербарий по морфологии растений

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Деревья и кустарники

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Дикорастущие растения

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Культурные растения

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Лекарственные растения

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Гербарий Основные группы растений

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Гербарий Растительные сообщества

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Сельскохозяйственные растения России

Предназначен для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии при изучении раздела "Растения"

Набор муляжей овощей и фруктов для оформления кабинета биологии


  • Дидактический материал


1.Тестовые задания Я.В. Скворцова.

2.Тестовые задания Е.А. Солодова

3.Контрольно - измерительный материал И.В. Серегина




Календарное планирование

№ п/п

Тема, раздел.

Кол-во часов

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Введение. Биология - наука о жизни. 6 ч.

1.Вводный урок.

Биология наука о жизни.

2. Методы исследования в биологии

3.Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

4. Диагностическая контрольная работа.

5. Среда обитания организмов. Экологичемкие факторы и их влияние на живые организмы.

6.Контрольная работа: «Биология - наука о жизни»»

1

1

1



1

1

1

03.09.

10.09.

17.09.



24.09.

01.10.



08.10.




2.

Клеточное строение организмов. 6 ч.

1.Работа над ошибками. Устройство увеличительных приборов

Строение клетки

2.Химический состав клетки.

3.Химический состав клетки

4.Жизнедеятельность клетки, её деление и рост.

5 Ткани

6.Контрольная работа «Клеточное строение организмов»

1

1

1

1

1

1

15.10.



22.10.

29.10.

3.

Царство Бактерии 3 ч.

1.Работа над ошибками. Строение и жизнедеятельность бактерий

2. Роль бактерий в природе и жизни человека

3.Контрольная работа «Царство Бактерий»

1

1

1

4.

Царство Грибы 6 ч.

1.Работа над ошибками. Общая характеристика грибов

2.Шляпочные грибы

3.Плесневые грибы и дрожжи

4. Грибы - паразиты

5. Урок - практикум «Что мы знаем о грибах»

6.Тест: «Царство Грибы»

1

1

1

1

1

1

5.

Царство Растения 10 ч.

1.Работа над ошибками. Разнообразие, распространение, значение растений

2.Водоросли

3.Лишайники

4.Мхи

5.Плауны. Хвощи. Папоротники

6. Голосеменные

7.Покрытосеменные, или Цветковые

8.Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

9. Контрольная работа : «Царство Растения»

10.Работа над ошибками. Организм - единое целое.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Жизнедеятельность деятельность 4ч.

1.Раздражимость - свойство живых организмов..

2.Движение организмов.

3.Контрольная работа за курс «Биология 6 класс»

4.Работа над ошибками. Организм - живая система.

1

1

1

1



© 2010-2022