- Преподавателю
- Биология
- Деятельный подход в обучении биологии (результаты работы) учителя биологии Долгополовой Н. М
Деятельный подход в обучении биологии (результаты работы) учителя биологии Долгополовой Н. М
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долгополова Н.М. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
Деятельностный подход в обучении биологии Результаты работы учителя биологии, первой квалификационной категории Филиала МБОУ «Чагоянская СОШ» - «Селетканская школа» Шимановского района, Амурской области Долгополовой Натальи Михайловны. Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. А. Дистирвег Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь. Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности . Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Формирование предметной компетентности осуществляю при проведении групповой работы - работы в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Ткани растений и животных» ( 6 класс) предлагаю учащимся установить связи строения ткани и выполняемой функцией:
Применение знаний в новой ситуации. Из кусочка растительной ткани ученые вырастили взрослые растения. Как вы думаете, какую ткань берут растения для этих опытов? Почему подобные опыты не удаются на животных? В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение знаний, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. . Очевидно, что такие упражнения можно проводить при изучении самых разных тем. Можно организовать работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Например: Урок «Дыхание» ( 6 класс) (отработка умений свертывать и развертывать информацию, читать схемы) Схема процесса дыхания Кислород -------------+ органические вещества--------Энергия ------углекислый газ----- Вода Используя схему, дайте определение понятию «дыхание». Сравните ваше мнение с научным определением. Объединитесь в пары. Расскажите друг другу о процессе дыхания, используя определение и схему. Развитие мышления Создаю условия для освоения учащимся основных логических операций: выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи. Составление планов, схем, помогает выделить главное из второстепенного, не просто прочитать, а понять и осмыслить текст, установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации материала. Урок «Скелет - опора организма» (7 класс) Составление логических цепочек. Зная особенности внешнего строения ракообразных, дополните логическую цепочку, отражающую причины линьки раков:
Задания на классификацию. Раковины фораминифер состоят из углекислого кальция. Из них образуются мощные осадочные породы, такие как мел, которым мы пишем на доске. Предложите классификацию изображенных объектов. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности осуществляется у учащихся , работая в группе, проводя мини- исследования. Учащиеся на уроке не только учатся сами, но и учат своих одноклассников. Эти умения помогут школьникам и за пределами школы. При проведении мини - исследований использую натуральные объекты, дидактические материалы - опорные слова, вопросы, таблицы. Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению. Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы - новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способ его разрешения. - излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение. -предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации. -ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования. -даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением) -даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.\ В связи с обновлением содержания биологического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей» Психологические исследования (Л. В. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями. Так при изучении темы «Движение» (6 класс) предлагаю учащимся учебный лист, где указывается что нужно знать при выполнении заданий : 1) Рассмотрите изображение конечностей «ходильных» млекопитающих. 2) сравните их строение, предположите, каковы причины отличий в строении конечностей 3) установите закономерности: чем---------------,тем-------------. 4) подумайте, почему скорость движения в наземно-воздушной среде выше, чем в водной? 5)сформулируйте обобщающие выводы по теме. Большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах, общаясь с соседом, проговаривая выученные формулировки, имея возможность ть научить, кого - ни будь тому, что знаешь сам. Формируется у учащихся позитивное отношение к предмету. Качество знаний повышается, процесс обучения становится более успешным при использовании деятельного подхода. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху. имея |