• Преподавателю
  • Биология
  • Деятельный подход в обучении биологии (результаты работы) учителя биологии Долгополовой Н. М

Деятельный подход в обучении биологии (результаты работы) учителя биологии Долгополовой Н. М

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Деятельностный подход в обучении биологии

Результаты работы учителя биологии, первой квалификационной категории

Филиала МБОУ «Чагоянская СОШ» - «Селетканская школа» Шимановского района, Амурской области

Долгополовой Натальи Михайловны.

Плохой учитель преподносит истину,

хороший - учит ее находить.

А. Дистирвег

Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.

В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности . Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Формирование предметной компетентности осуществляю при проведении групповой работы - работы в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Ткани растений и животных» ( 6 класс) предлагаю учащимся установить связи строения ткани и выполняемой функцией:

  • Механическая ткань выполняет функцию (…), поэтому (…).

  • Покровная ткань выполняет функцию (…), и поэтому (…).

Применение знаний в новой ситуации.

Из кусочка растительной ткани ученые вырастили взрослые растения.

Как вы думаете, какую ткань берут растения для этих опытов? Почему подобные опыты не удаются на животных?

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение знаний, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. . Очевидно, что такие упражнения можно проводить при изучении самых разных тем. Можно организовать работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного.

Например:

Урок «Дыхание» ( 6 класс)

(отработка умений свертывать и развертывать информацию, читать схемы)

Схема процесса дыхания

Кислород -------------+ органические вещества--------Энергия ------углекислый газ-----

Вода

Используя схему, дайте определение понятию «дыхание».

Сравните ваше мнение с научным определением.

Объединитесь в пары. Расскажите друг другу о процессе дыхания, используя определение и схему.

Развитие мышления

Создаю условия для освоения учащимся основных логических операций: выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи. Составление планов, схем, помогает выделить главное из второстепенного, не просто прочитать, а понять и осмыслить текст, установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации материала.

Урок «Скелет - опора организма» (7 класс)

Составление логических цепочек.

Зная особенности внешнего строения ракообразных, дополните логическую цепочку, отражающую причины линьки раков:

  1. панцирь рака -----2 -------3---------4---------линька рака

Задания на классификацию.

Раковины фораминифер состоят из углекислого кальция. Из них образуются мощные осадочные породы, такие как мел, которым мы пишем на доске. Предложите классификацию изображенных объектов.

Формирование коммуникативной компетентности и толерантности осуществляется у учащихся , работая в группе, проводя мини- исследования. Учащиеся на уроке не только учатся сами, но и учат своих одноклассников. Эти умения помогут школьникам и за пределами школы. При проведении мини - исследований использую натуральные объекты, дидактические материалы - опорные слова, вопросы, таблицы.

Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению.

Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы

- новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способ его разрешения.

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение.

-предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.

-ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.

-даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением)

-даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.\

В связи с обновлением содержания биологического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей» Психологические исследования (Л. В. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями.

Так при изучении темы «Движение» (6 класс) предлагаю учащимся

учебный лист, где указывается что нужно знать при выполнении заданий :

1) Рассмотрите изображение конечностей «ходильных» млекопитающих.

2) сравните их строение, предположите, каковы причины отличий в строении конечностей

3) установите закономерности: чем---------------,тем-------------.

4) подумайте, почему скорость движения в наземно-воздушной среде выше, чем в водной?

5)сформулируйте обобщающие выводы по теме.

Большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями.

А вот работая в парах, общаясь с соседом, проговаривая выученные формулировки, имея возможность ть научить, кого - ни будь тому, что знаешь сам. Формируется у учащихся позитивное отношение к предмету. Качество знаний повышается, процесс обучения становится более успешным при использовании деятельного подхода. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.

имея



© 2010-2022