Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природа в живописи

Гуманитарно - экологическое исследование

Методика исследования

В своей работе я использовал три общеизвестных научных метода: описательный, сравнительный и исторический.

В основе описательного метода лежит наблюдение. Прежде чем понять, что хотел сказать художник своей работой, необходимо внимательно посмотреть, осмыслить изображённое на картине, преломить его через своё сознание.

Сравнительный метод позволяет выявить сходства и различия в изображении картин природы у различных художников - пейзажистов.

Исторический метод помог мне осмыслить полученные факты, ещё раз прикоснуться к истории живописи, познакомиться с великими художниками- мастерами пейзажа.

Введение.

Пейзаж - это красота, а красота - это категория духовная. Недаром пейзаж издревле сделался объектом искусства, живописи, литературы и даже музыки. Надо отдать должное природе, что при её созерцании в душе человека возникают самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы - и в этом драгоценное, неоценимое свойство природы. При виде величавых белоснежных гор, глубокой небесной синевы, морского простора, тихой берёзовой рощи, колосящейся нивы вдруг тает в душе задёрганного жизнью человека вся накипь, всё мелкое, суетное, временное. Душа прикасается к возвышенному и вечному. «И в небесах я вижу Бога», - сказал про такую минуту поэт Лермонтов. Но, несомненно, что всегда красота природы по-своему воздействует на каждого человека и организовывает его сознание, воспитывает его, делает добрее, лучше, богаче.

В своей работе я хочу рассмотреть вопрос взаимосвязи между культурным и природным окружением, а именно - природа в живописи.

Изображение пейзажа в картинах И. И. Левитана

Долгое время природа России казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую, щемящую прелесть русского пейзажа, первое место по праву принадлежит Исааку Ильичу Левитану.

Левитан родился в еврейском местечке Кибарты (Литва). В 1873 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа - сначала Алексей Кондратьевич Саврасов, затем Василий Дмитриевич Поленов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 год, «Мостик. Саввинская слободка», 1884 год), словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, очарование её пейзажев в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого, любовного взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворённая.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники.

Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается ещё простор - и так без конца («После дождя. Плёс», 1889год. Художник говорил: «Только в России может быт настоящий пейзажист».

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Исаак Левитан. У омута.

В картине «У омута» (1892 год) Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут - место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния - здесь сводят счёты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным, весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец Константин Алексеевич Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но… она разлита в природе… Я бы хотел выразить грусть».

Подобное чувства навевает и знаменитое полотно «Владимирка» (1892г.). Пустынная, бескрайняя дорога - путь осуждённых на каторгу - рождает ощущение безысходности.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Исаак Левитан. Владимирка

Картину «Над вечным покоем» (1894г.) можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как и земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо - символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Исаак Левитан. Над вечным покоем.

Одна из самых лирических картин Левитана - «Вечерний звон» (1892г.). Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям от посещений Саввино - Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей.

На картине изображен летний вечер. По нежно - голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещённый последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушённые, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894 - 1895 гг. в душе художника произошёл перелом. После печальных неярких полотен он стол писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ - «Золотая осень» (1895г.). Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Исаак Левитан. Золотая осень.

Картина Исаака Левитана «Март» - одно из самых радостных произведений. Живописец сумел передать впечатление первого по - настоящему весеннего дня, которое складывается из звона капели и быстрых ручейков талой воды, из слепящих лучей солнца из необыкновенных голубых теней, которые, кажется, бывают только в марте.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописиИсаак Левитан. Март.

Творчество А. К. Саврасова

В творчестве художников - передвижников значительное место занимал пейзаж. На своих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы.

Один из родоначальников русского реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов(1830-1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в 24 года стал членом Академии художеств, а в 26 лет - преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал, посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок.

На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, - «Грачи прилетели» (1871 год). Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Всё в ней просто, обычно, с детства знакомо, особенно тем, кто живёт в деревне или небольшом городке.

Март. Средняя полоса России. Сельская окраина. Кривые белоствольные берёзки с растрёпанными грачиными гнёздами. Готовая распуститься верба. Неказистые избы, серый забор, старая церковь с колокольней. За ними - бескрайние поля, ещё покрытые снегом. Снег - рыхлый, сероватый. Озёрца талой воды вокруг деревьев. Грачи…

Казалось бы, обычная, столько раз виденная сцена. Но в том и состоит мастерство истинного художника, чтобы из этой повседневности, которую и не замечаешь порой, создать художественный образ огромной впечатляющей силы. Образ России, нашей родной и близкой каждому стороны.

Саврасов писал картину долго. В небольшом Костромском селе Молвитино сделал несколько этюдов. Саму же картину заканчивал в Москве. В один из летних дней 1871 года в его мастерскую зашёл Павел Михайлович Третьяков.

- Слышал я о ваших «Грачах». Дайте мне взглянуть на них…

Саврасов показал картину.

- Прекрасная работа! - взволнованно сказал Павел Михайлович. - Она как бы излучает весенний свет. Этот мартовский снег, этот прозрачный воздух, эти берёзки и эти грачи… Весной пахнет от вашей картины! Истинной весной! Поздравляю Вас от всей души.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописиАлексей Саврасов. Грачи прилетели.

На полотне «Просёлок»(1873 год) Саврасов изобразил раскисшую мокрую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми вётлами на повороте и островками травы на обочине.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Алексей Саврасов. Просёлок.

Поздние маленькие этюды художника написаны лёгкими свободными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия. Таков этюд «Дворик. Зима» (конец 70-хгодов), где зритель как будто из окна видит двор, окружённый деревянными постройками, и утиное семейство, греющееся на зимнем солнышке.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописиАлексей Саврасов. Дворик. Зима.

«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу», - писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан.

Отображение природы в картинах В. Д. Поленова

Подобно саврасовским «Грачам» всенародно знаменита картина «Московский дворик», написанная Василием Дмитриевичем Поленовым.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Василий Поленов. Московский дворик.

Перед нами почти деревенское захолустье - в прошлом веке Москва изобиловала такими двориками. Начало лета. Полуденное солнце. Небо с лёгкими облачками. Просторный двор, заросший травой. Цветёт сирень. Старая церковь. Дом. Сараи. Колодец.Запряжённая в телегу лошадь. По траве бродят куры. Играют босоногие дети. Словом, повседневный быт Москвы.

Но почему картина так любима нами? Да потому, что показывает покойную праздничность русской земли. Этот двор, этих босоногих ребятишек и сегодня можно встретить во многих наших городах и сёлах. Встретить и запомнить. Запомнить и оставить в сердце своём на всю жизнь. Именно поэтому «Московский дворик» олицетворяет собой образ Родины.

Эту картину очень любил великий наш писатель Иван Сергеевич Тургенев. Последние годы жизни он провёл вдали от России - в Париже. Тургенев попросил Поленова сделать для него копию «Московского дворика». Картину Иван Сергеевич повесил в своём кабинете. Она была дорогим воспоминанием о далёкой родине.

Интересна картина «Бабушкин сад»(1878 год). Большую часть полотна занимает пышно разросшаяся зелень. Сквозь густое переплетение ветвей видна часть особняка, старинного, обветшавшего, но всё ещё красивого. По садовой дорожке прогуливается сгорбленная старушка и юная девушка. Пейзаж здесь не является фоном: именно на нём сосредоточено внимание художника, любующегося тонкими цветовыми переходами в тени и на солнце. Картина окрашена грустью об уходящем в прошлое уюте дворянского быта.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Василий Поленов. Бабушкин сад.

Связь природы и народного творчества в картинах В. М. Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов, по картинам которого многие до сих пор представляют себе персонажей русских сказок и былин, как будто самой судьбой был предназначен для этой роли. Он происходил из заповедной глубины России: родился в Вятской губернии и на Вятке провёл детство - среди подлинно русской природы и живого фольклора. Огромное впечатление на меня производит его картина «Алёнушка». Сидит у мрачного речного омута близ сумрачного леса девушка. Сидит, пригорюнившись , и плачет. Обидели её недобрые люди - некому ей помочь, некому защитить.

Художник в этом произведении обратился к русскому народному творчеству - к сказке о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Однако Васнецов не просто перенёс в картину сюжет сказки, он по-своему и весьма существенно переосмыслил её, как часто делал это в своих произведениях. Через сказку показал печальную действительность, рассказал о сироте, оставшейся без отца и матери, без дома, без любимого братца. Пейзаж картины подчёркивает настроение Алёнушки! Сумрачно насупилось неприветливое осеннее небо, зловеще - неподвижна гладь речного омута, за спиной сироты - тёмный провал леса.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Виктор Васнецов. Алёнушка.

Знаменитые пейзажи И. И. Шишкина

Очень интересны пейзажи Ивана Ивановича Шишкина. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастия к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

Настоящую славу Шишкину принесла картина «Утро в сосновом лесу» (1889г.). Эту картину он создал вместе с другом, художником Савицким, который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях, и туман над оврагом справа. Сосновый бор написал Шишкин. Мне очень нравится эта картина, наверное за то, что медведям здесь присущи вполне человеческие отношения: дети балуются, а мама ворчит.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописи

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу.

Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878г.) он написал сказочной красоты колосья - по плечи идущим вдалеке крестьянам, а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца создают тем не менее убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы.

Сюжет картины прост. Но смотришь на неё и глаз не оторвёшь: вот она - Россия, с её раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия.

Гуманитарно – экологическое исследование Природа в живописиИван Шишкин. Рожь.

Заключение

Итак, природа кормила, поила, одевала человека, но она же, с её волнующей, божественной красотой, всегда влияла и на его душу, порождая в ней удивление, преклонение и восторг, о чем свидетельствуют описанные в работе картины художников.

11

© 2010-2022