Рабочая программа 11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, Тарасовский район, поселок Тарасовский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1

«Утверждаю»


Директор МБОУ ТСШ№1

Приказ от_________ №_________________

Подпись руководителя______________А.С.Малов

Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ____________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

Среднее(полное) общее образование 11 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 68 часов

Учитель Ковалева Анна Викторовна

(ФИО)

Программа разработана на основе

Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), авторской программы Д.К.Беляева, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009//

(указать примерную программу\программы, издательство, год издания при наличии)


















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), авторской программы Д.К.Беляева, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Данная рабочая программа направлена на реализацию базисного обучения. Изучение биологии на базисном уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук строении,(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Задачи обучения:

- формирование знаний основ биологии- важнейших фактов, понятий, законов и теорий

- развитие умений наблюдать и объяснять биологические явления, понимать строение и свойства биологических объектов

- развитие интереса к биологии как возможной области будущей практической деятельности

- формирование у учащихся профессионального интереса к биологии

Курс биологии на ступени среднего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базисном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Учебник: под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора

Г.М.Дымшица. Общая биология 10-11. «Просвещение», 2006.

Дополнительная литература: Поурочное планирование по биологии, 11 класс. Волгоград. «Учитель», 2002.

Класс - 11

Учитель -Ковалева Анна Викторовна

Количество часов:

Всего-68; в неделю-2 часа

Учебник : под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица. Общая биология 10-11. «Просвещение», 2006.

Дополнительная литература: Поурочное планирование по биологии, 11 класс. Волгоград. «Учитель», 2002.




Раздел 2. Общая характеристика предмета


Цели и задачи

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Программа по биологии для учащихся 11 класса построена на важной содержательной основе - гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 11 класса ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 11 классе рассчитана на изучение предмета 1 часа в неделю (34 ч). В учебный процесс включены 6 лабораторные работы и практических работ.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.


Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане.


Программа по биологии рассчитана на 68 часа 2часа в неделю.








Раздел 4. Содержание программы


Раздел IV. Эволюция. (41 час)

Глава X. Развитие эволюционных идей.

Доказательства эволюции.

(8 часов)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Факторы эволюции и их характеристика.

Глава XI. Механизмы Эволюционного процесса

(16 часов)

Естественный отбор- движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Формы естественного отбора в популяциях. Борьба за существование и ее формы как основы естественного отбора. Возникновение адаптаций и их приспособительный характер. Приспособленность видов как результат действия естественного отбора. Дрейф генов- фактор эволюции. Закон Харди- Вайнберга.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Глава XII. Возникновение жизни на Земле.

(2 часа)

Развитие представлений о возникновении жизни. Теория биогенеза и абиогенеза. Опровержение теории самозарождения Пастером.

Современные взгляды на возникновение жизни. Гипотеза А.И.Опарина.

Коацерваты и абиогенный синтез.

Глава XIII. Развитие жизни на Земле.

(7 часов)Развитие жизни в криптозое: архейская и протерозойская эра.

Развитие жизни в раннем и позднем палеозое. Развитие жизни в мезозое.

Развитие жизни в кайнозое (палеоген, неоген и антропоген).Важнейшие ароморфозы и идиоадаптации в животном и растительном мире.

Многообразие органического мира. Понятие о систематике и классификации. Принципы систематики и классификации.

Глава XIV. Происхождение человека

(8 часов)


Доказательства происхождения человека от животных. Основные этапы эволюции приматов. Движущие силы антропогенеза. Этапы и направления эволюции человека. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Человеческие расы.

Лабораторные работы:

  1. Морфологические особенности растений разных видов.

  2. Изменчивость организмов.

  3. Приспособленность организмов к среде обитания.

  4. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных.

Экскурсия:

1.Причины многообразия видов в природе.

Семинар по теме «Эволюционное учение Чарлза Дарвина»

Раздел V. Основы экологии (21 час)

Глава XV. Экосистемы (12 часов)

Предмет, методы и задачи экологии. Экологические факторы. Характеристика абиотических факторов. Биотические факторы среды. Антропогенные факторы и их воздействие.

Сезонные изменения в природе и приспособленность к ним организмов. Фотопериодизм.

Понятие о сообществе и экосистеме. Функциональные группы организмов в сообществе. Поток энергии и цепи питания. Правило экологической пирамиды. Продукция экосистем. Свойства экосистем: устойчивость, саморегуляция, самовоспроизведение. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель и внедрения новых технологий выращивания растений. Охрана биогеоценозов.

Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

Конференция «Влияние антропогенного фактора на экосистемы»

Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы.

(4 часа)

Состав и функции биосферы. Функции живого вещества. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Круговорот углерода и азота в биосфере. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы.

Экскурсия: Природные биогеоценозы и сезонные изменения в них. Изучение последствий деятельности человека (луг, пруд).

Глава XVII. Человек и биосфера.

(7 часов)

Биосфера-оболочка жизни. Современное состояние природной сферы. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Глобальные экологические проблемы.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы.

Общество и окружающая среда.

Семинар:» Земля наш дом.»

Обобщение и повторение учебного материала

за курс 11 класса

(4 часа)

Раздел 5. Тематическое планирование

по биологии



Класс - 11А

Учитель -Ковалева Анна Викторовна

Количество часов:

Всего-68; в неделю-2 часа

Планирование составлено на основе программ Министерства образования и науки РФ 2004г. издания и учебного плана на 2013-2014 учебный год.

Учебник : под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица. Общая биология 10-11. «Просвещение», 2006.

Дополнительная литература: Поурочное планирование по биологии, 11 класс. Волгоград. «Учитель», 2002.

п\п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

I

Раздел IV. «Эволюция»

Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказатель-

ства эволюции.

8

II

Глава XI. Механизмы эволюционного процесса.

16

III

Глава XII. Возникновение жизни на Земле.

2

IV

Глава XIII. Развитие жизни на Земле

7

V

Глава IX.Происхождение человека

8

VI

Раздел V. «Основы экологии»

Глава XV. Экосистемы

12

VII

Глава XVI.Биосфера. Охрана биосферы.

4

VIII

Глава XVII. Влияние деятельности человека на биосферу

7

IX

Обобщение и повторение учебного

материала по курсу XI класса

4

Итого:

68

Раздел 5. Тематическое планирование 11 класс


Тема

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Универсальные учебные действия


Раздел 4. Эволюция» (8ч)

Глава 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

Система и эволюция органического мира. Вид - основная систематическая единица.Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории Ч. Дарвина. Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж. Б. Ламарка и основные положения учения Ч. Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч. Дарвине, в том числе с использованием компьютерных технологий. Работают с Интернетом как с источником информации

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- критерии вида и его популяционную структуру;

- экологические факторы и условия среды;

- основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

- движущие силы эволюции;

- пути достижения биологического прогресса;

- популяционно-видовой уровень организации живого;

- развитие эволюционных представлений;

- синтетическую теорию эволюции.

.

Глава 11. Механизмы эволюционного процесса (16ч)

Популяция как элементарная единица эволюции

Борьба за существование и естественный отбор

Популяционная генетика. Изменчивость генофонда

Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «генофонд». Называют причины изменчивости генофонда. Приводят примеры, доказывающие приспособительный (адаптивный) характер изменений генофонда. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии. Смысловое чтение

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды», «стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор». Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Разрабатывают эксперименты по изучению действий отбора, которые станут основой будущего учебно-исследова тельского проекта. Смысловое чтение

Учащиеся должны уметь:

- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.

Популяционно-видо- вой уровень: общая характеристика

Понятие о виде.Признаки вида. Критерии вида: морфологический, физиологический,генетический, экологический, географиче-

ский, исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества.

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физио-

логический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция», «свойствапопуляций», «биотические сообщества». Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. Смысловое чтение

Видообразование

Результаты эволюци: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.Понятие о микроэволюции. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразование. Географическое видообразование

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция»,«репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Смысловое чтение с последующим выдвижением гипотез о других возможных механизмах видообразования

Макроэволюция

Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадапта- ция», «дегенерация». Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро- и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиапрезентации о фактах, доказывающих эволюцию

Глава 12. Возникновение жизни на Земле (2ч)

Гипотезы возникновения жизни

Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции

Определяют понятия: «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения

жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем

13.Развитие жизни на Земле. (7ч)

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

Определяют понятия: «коацерваты», «пробионты», «гипотезасимбиотического происхождения эукариотических клеток», «гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны», «прогенот», «эубактерии», «архебактерии». Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивают гипотезы А. И. Опарина и Дж. Холдейна. Обсуждают проблемы возникновения и развития жизни с одноклассниками и учителем

- приводить доказательства эволюции;

- демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

Основные этапы развития жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

Определяют понятия: «эра», «период», «эпоха», «катархей», «архей»,«протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур»,«девон», «кар- бон», «пермь», «трилобиты», «ринио- фиты», «кистепёрые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды». Характеризуют развитие жизни на

Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Определяют понятия: «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Разрабатывают план урока-экскурсии в краеведческий музей или на геологическое обнажение

Глава 14. Происхождение человека (8ч)

Антропогенное воздействие на биосферу

Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы

Определяют понятия: «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфера», «природные ресурсы». Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами

Раздел 5. Основы экологии (12ч)

Глава 15. Экосистемы.

Экологические факторы и условия среды

Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы. Влияние экологических условий на организмы.

Взаимосвязь организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;

- структуру разных сообществ;

- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.

Учащиеся должны уметь:

- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Экосистемная организация живой природы. Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему

Состав и структура сообщества

Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структу-

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разно-

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

- самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

- демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

ра сообщества. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень

образие», «видовой состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты», «ярусность», «редкие виды», «виды-средообразователи». Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Анализируют структуру биотических сообществ по схеме

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

Типы биотических взаимоотношений. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм». Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Разрабатывают план урока-экскурсии

Обобщающий урок- экскурсия

Экскурсия в биогеоценоз

Глава 16. Биосфера. Охрана биосферы. (4ч)

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

Биосфера - глобальная экосистема. Средообразующая деятельность организмов. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Определяют понятия: «биосфера», «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико-химическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация». Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

- особенности антропогенного воздействия на биосферу;

- основы рационального природопользования;

- основные этапы развития жизни на Земле;

- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

- круговороты веществ в биосфере;

- этапы эволюции биосферы;

- экологические кризисы;

- развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать биосферный уровень организации живого;

- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;

Круговорот веществ в биосфере

Круговорот веществ в биосфере. Био- геохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротроф- ные и макротрофные вещества. Микроэлементы

Определяют понятия: «биогеохи- мический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротроф- ные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы». Характеризуют основные биогеохимические цик-

лы на Земле, используя иллюстрации учебника. Устанавливают причин- но-следственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества

Эволюция биосферы

Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологические проблемы и кризисы

Определяют понятия: «живое вещество», «биогенное вещество», «биокосное вещество», «косное вещество», «экологический кризис». Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Объясняют возможные причины экологических кризисов. Устанавливают причин- но-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами

Глава 17. Влияние деятельности человека на биосферу (7ч)

Антропогенное воздействие на биосферу

Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы

Определяют понятия: «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфера», «природные ресурсы». Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами

Личностные результаты обучения

- Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Основы рационального природопользования

Рациональное природопользование. Общество одноразового потребления

Определяют понятия: «рациональное природопользование», «общество одноразового потребления».Характеризуют современное человечество как «общество одноразового потребления». Обсуждают основные принципы ациионального использования природных ресурсов

Обобщающий

урок-конференция

Урок-конференция

Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебноисследовательской проектной деятельности

Обобщение и повторение учебного материала по курсу 11 класса (4ч)




Раздел 6. Календарно-тематическое планирование материала по биологии в 11 классе

2часа в неделю, 68 часов

Учебник: под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица. Общая биология 10-11 классы. «Просвещение»,2006.

Методическое пособие для учителя,2004.Автор Богданова Г.И.

Учитель: Ковалева А.В.

Тема

Сроки

по

плану

Дом\зад

Знать/пони мать:

Уметь:

Примеча-ние


1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел IV. «Эволюция»

Глава X» Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции»8ч

Возникновение и развитие эволюционных представлений

Чарлз Дарвин-основоположник учения об эволюции

СТЭ (Синтетическая теория эволюции)

Доказательства эволюции

Вид. Критерии вида. Охрана видов.

Лабораторная работа «Морфологические особенности растений разных видов»-

Популяция структурная единица вида.

Экскурсия 1. Причины многообразия видов в природе и его результаты.

Контрольная работа.


01.09.14

03.09.14

8.09.14

10.09.14

15.09.14

17.09.14

22.09.14

24.09.14


№41

№42с.144-147

№42с.148

№43

№44,с.157,158

№44, с.157


Основные положения

эволюционной теории,

характеристику и критерии вида,

структуру вида,

причину многообра-

зияя видов в

природе.


Объяснять роль биологии в формировании

научного миро-

воззрения,

описывать особей

видов по морфоло- гическому критерию.


Глава XI. Механизмы эволюционного процесса. 16ч


9

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

29.09.14

№45

Основные движущие

силы эволюции,

направления эволюции;

процессы, приводящие к обра- зованию новых

видов.

Решать задачи на

популяционную

генетику;

на примерах

показать происхождение новых

систематических

групп путем

ароморфоза.

Приводить примеры идиоадаптаций,

дегенерации,

биологического

прогресса и

регресса.

10

Лабораторная работа «Изменчивость организмов»

01.10.

№45

11

Естественный отбор -направляющий фактор эволюции.

06.10

№46

12

Формы естественного отбора в популяциях

08.10

№47

13

Дрейф генов- фактор эволюции

13.10

№48

14

Изоляция- эволюционный фактор

15.10

№49

15

Закон Харди- Вайнберга и популяционная генетика

20.10

лекция

16

Приспособленность организмов -результат действия факторов эволюции

22.10

№50

17

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания»

27.10

№50

18

Видообразование

29.10

№51

19

Обобщение материала и подготовка к семинару

10.11

№45-51повт

20

Семинар по теме «Эволюционное учение Чарлза Дарвина»

12.11

№45-51повт

21


Основные направления эволюционного процесса.

17.11

№52

22

Соотношение направлений эволюции

19.11

№52

23

Лабораторная работа «Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных»

24.11

№52

24

Обобщающий урок по теме: Механизмы эволюционного процесса.

26.11

XII. Возникновение жизни на Земле 2 ЧАСА

25

Развитие представлений о возникновении жизни

27.11

№53

26

Современные взгляды на возникновение жизни

03.12

№54

XIII.Развитие жизни на Земле 7 ЧАСОВ

27

Развитие жизни в криптозое

04.12

№55

28

Развитие жизни в раннем палеозое(кембрий, ордовик, силур)

10.12

№56

29

Развитие жизни в позднем палеозое(девон, карбон, пермь)

11.12

№57

30

Развитие жизни в мезозое

17.12

№58

31

Развитие жизни в кайнозое

18.12

№59

32

Многообразие органического мира. Принципы систематики

24.12

№60

33

Классификация организмов

25.12.

№61

Глава XIV. Происхождение человека 8час

34

Ближайшие «родственники» человека среди животных

14.01.14

№62

Понятие об этапах эволюции человека, о развитии трудо-вых навыков и общественных отношений на разных этапах антропогенеза.

Уметь проклассифициро-вать вид Человек разумный,

объяснить происхождение

человеческих рас,

политику расизма и

«социальногодарвинизма»

35

Основные этапы эволюции приматов

15.01.12

№63

36

Первые представители рода Homo

21.01

№64

37

Появление человека разумного

22.01

№65

38

Факторы эволюции человека

28.01.

№66

39

Человеческие расы и их происхождение

29.01

№66, с.241

40

Обобщение и повторение главы XIV

04.02

№62-66 повт

41

Контрольная работа по теме: «Происхождение человека».

05.02


Раздел V. Основы экологии.

Глава XV. Экосистемы 12ч

42

Предмет и задачи экологии

11.02

№67

Задачи экологии и методы ее исследования;

Влияние деятельности человека на окружающую среду и живые организмы.

Разницу между естественным биогеоценозом и агроценозом.

Уметь применять экологические знания в практической деятельности человека.

43

Экологические факторы среды

12.02

№67

44

Биологический оптимум

18.02

№67

45

Антропогенный фактор (Конференция)

19.02

46

Взаимодействие популяций разных видов

25.02

№68

47

Сообщества. Экосистемы

26.02

№69

48

Поток энергии и цепи питания

04.03

№70

49

Свойства экосистем

05.03

№71

50

Смена экосистем

10.03

№72

51

Агроценозы

11.03

№73

52

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

16.03

№74

53

Обобщение и контрольная работа по главе XV.

18.03

№67-74 повт

Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы 4часа

54

Состав и функции биосферы

30.03.15

№75

Понимать биохимические процессы в биосфере.

Знать учение В.И.Вер-

надского о биосфере

Знать и понимать глобальные экологические проблемы.

Уметь давать оценку последствиям деятельности человка в биосфере

55

Круговорот химических элементов

01.04.15

№76

56

Биогеохимические процессы в биосфере

06.04

№77

57

Экскурсия. Природные биогеоценозы, сезонные изменения в них, изучение последствий деятельности человека.(луг, пруд)

08.04

Глава XVII. Человек и биосфера. 7час

58

Влияние деятельности человека на биосферу

13.04

С273-274

Понимать биохимические процессы в биосфере.

Знать учение В.И.Вер-

надского о биосфере

Знать и понимать глобальные экологические проблемы.

Уметь давать оценку последствиям деятельности человка в биосфере

59

Глобальные экологические проблемы

15.04.

№78

60

Загрязнение атмосферы, водных систем

20.04

№78, с.276,277

61

Уничтожение лесов, опустынивание

22.04

№78,с277-280

62

Общество и окружающая среда

27.04

№79

63

Международное сотрудничество и борьба с бедностью

29.04

№79,с284

64

Обобщающий урок по теме: «Человек и биосфера».

04.05

№78-79 повт

Обобщение и повторение учебного материала по курсу XI класса 4 часа

.

65

Учение об эволюции органического мира, использование его для объяснения процессов формирования приспособлений и видообразования

06.05

Повт№41-44

Знать и понимать закономерности развития живых организмов

Уметь применять полученные знания на практике, в жизни.

66

Учение об экологических системах как научная основа сохранения природы

11.05

Повт№67-74

67

Воздействие человека на биосферу, пути сохранения равновесия в биосфере

13.05

Повт№75-78

68

Обощающий урок по теме

18.05

69

Подготовка к ЕГЭ

20.05


Раздел 7. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

11 класс

1.Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный

компонент государственного стандарта . Федеральный базисный

и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии.

М. Дрофа. 2007

2.Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных

учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством

Д.К.Беляев /Авт. Составитель Г.М.Пальдяева. -М: Дрофа,2009.

3.Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования

в школе. М. Школьная пресса. 2003.

4.Н.Н.Воронцов Эволюция органического мира. Учебное пособие для

9-11 классов. Москва. Просвещение,1991

5.О.Л.Ващенко. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы.

Волгоград, Учитель,2007 и др.

6.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Дополнительные материалы к урокам

и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах,

Волгоград, Учитель,2007.

7.М.В.Высоцкая. Биология.10-11классы.Рефераты.Волгоград. Учитель.

2007. и др.


Раздел 8 . Результаты освоения предмета

Основные требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен

знать /понимать

  • принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • биологические системы от объектов неживой природы;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику методов изучения биологических объектов;

- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

- находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

- избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

- сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

- выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;

- работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Личностные результаты обучения

- Развитие и формирование интереса к изучению природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

- признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;

- развитие мотивации к получению новых знаний.

Критерии и нормы оценки знаний

Устный опрос. Описать строение животного или растения по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.

  • «5» - выполнил всё задание правильно;

  • «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;

  • «3» - часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

  • «2» - почти ничего не смог выполнить правильно;

  • «1» - вообще не выполнил задание.

Выполнение тестовых заданий.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.

  • «5»: 80 - 100 % от общего числа баллов

  • «4»: 70 - 75 %

  • «3»:50-65%

Выполнение практических и лабораторных работ.

Оценка «5» ставится, если:


1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

Оценка «4» ставится, если ученик:


1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:


1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:


1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.



Литература.

Для учащихся.

1. Батуев А.С. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004.

2. Фросин В.Ф. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. М.: Дрофа, 2012.

3. Электронные учебники: «Биология. 9 класс. Основы общей биологии», «Экология. 10-11 класс».

4. Биология: школьный курс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

Для учителя.

  1. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина/авт.-сост. Т. И. Чайка. - Волгоград: Учитель, 2007. - 271 с.;

  2. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания.- М.: Акварикм,2000.

  3. Биология 10-11 классы. Тематическое планирование /составитель Н.М.Киреев: Волгоград, 2003.

  4. Гамбург Л.Ю. Сборник задач: Московский лицей, 2001.

  5. Мягкова А.Н., Калинова Г.С. Зачеты по биологии. Общая биология: М., «Лист», 1999.

  6. Слободянюк Е.С. Биология: примерное поурочное планирование с применением интерактивных и аудиовизуальных средств обучения. 10-11 классы: М., «Школьная пресса»,2003.

  7. Грин. Н. Биология, 1-3 том, М., «Мир», 1993.

  8. Единый государственный экзамен. Биология. Репетитор. М., «Просвещение»,2010,2011.

  9. Биология. 1С: Репетитор. Электронное учебное издание, 2001.

  10. Интерактивный курс биология. Автор Д.И.Мамонтов, Физикон, 2003

Согласовано:

Согласовано:

Протокол заседания методического совета

МБОУ ТСШ№1

от___26.08._______2014 года №_1____

____________ ____ ___________

подпись руководителя МС

ФИО

Заместитель директора по УВР

Дядиченко Н.Н.

_________ ФИО

Подпись

____27. 08.2014 года

дата


7


© 2010-2022