- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Инютина О.С. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
-
часов (1час в неделю)
Рабочая программа составлена
на основе
программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. - М., Вентана-Граф, 2008.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю)
-
в соответствии
с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2010.
Изучение биологии направлено на достижение следующих
целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Растения» ( 6 класс )
Обучения:
-
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки ,контроля знаний .
-
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 35 уроков
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности
через систему лабораторных работ и экскурсии.
-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое
отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок,
определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы.
Содержание учебной программы:
Тема 1. "Введение" - 2 часа.
Биология - наука о живой природе. Значение растений в жизни человека.
Мир растений. Разнообразие растений. Растение - организм. Условия жизни растений: факторы и среды.
В соответствии со cтандартом биологического образования:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
что изучают биология и ботаника
-
органы растения (корень и побег, части побега)
-
разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам
-
признаки живых организмов
-
факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека
на повышенном уровне
-
науки, изучающие живую природу
-
органы вегетативные и генеративные
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
распознавать органы цветкового растения
-
узнавать споровые и семенные растения
на повышенном уровне
-
сравнивать различные жизненные формы
-
обосновывать значение растений в жизни человека и необходимость их охраны
-
устанавливать взаимосвязи между строением растений и факторами среды обитания
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
биология (стр.3)
-
ботаника (стр.4)
-
однолетние (стр.7)
-
многолетние (стр.7)
-
двулетние (стр.7)
-
жизненные формы (стр.8)
-
деревья (стр.8)
-
кустарники (стр.8)
-
травы (стр.8)
-
орган (стр.10)
-
корень (стр.11)
-
побег (стр.11)
-
спора (стр.14)
-
семя (стр.12)
-
среда обитания (стр.22)
-
факторы среды (стр.18)
на повышенном уровне
-
флора (стр.3)
-
низшие растения (стр.10)
-
высшие растения стр.10)
-
вегетативные органы (стр.11)
-
генеративные органы (стр.12)
-
абиотические факторы (стр.19)
-
биотические факторы (стр.19)
-
антропогенный (стр.20)
Тема 2. « Клеточное строение организмов» - 2 часа.
Вещества, из которых состоят растения. Увеличительные приборы. Растительная клетка: строение и жизнедеятельность.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
увеличительные приборы: строение лупы и микроскопа
-
строение клетки
-
жизнедеятельность клетки
-
правила работы с микроскопом
-
последовательность приготовления микропрепарата
на повышенном уровне
-
клетка - единица строения и жизнедеятельности
-
запасные вещества клетки
-
функции основных частей клетки
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
пользоваться лупой и микроскопом
-
готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
-
распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток
на повышенном уровне
-
объяснять отличия молодой клетки от старой
-
доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
лупа (стр.26)
-
микроскоп (стр.26)
-
предметное и покровное стекла (стр.26)
-
объектив (стр.26)
-
окуляр (стр.26)
-
тубус (стр.26)
-
штатив (стр.26)
-
предметный столик (стр.26)
-
зеркало (стр.26)
-
винты (стр.26)
-
оболочка (стр.28)
-
ядро (стр.28)
-
вакуоль (стр.28)
-
цитоплазма (стр.28)
-
пластиды (стр.29)
на повышенном уровне
-
цитология
-
пигмент
-
хромосомы (стр.29)
-
лейкопласты (стр.28)
-
хлоропласты
-
хромопласты (стр.28)
-
поры (стр.28)
-
органоиды
Тема 3. "Органы цветкового растения" - 9 часов
1. Корень: внешнее и внутреннее строение. Значение корней, их разнообразие.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
функции корня
-
виды корней
-
типы корневых систем
-
зоны корня, их функции
-
почва, ее состав
-
видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки
на повышенном уровне
-
особенности строения клеток различных зон
-
корни дыхательные и воздушные, корни-подпорки, корни-прищепки
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
распознавать типы корневых систем
на повышенном уровне
-
обосновывать взаимосвязь строения и функций клеток различных зон корня
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
корень (стр.49)
-
главный корень (стр. 49)
-
боковые корни (стр.50)
-
придаточные (стр.50)
-
корневая система (стр.49)
-
стержневая корневая система (стр.50)
-
мочковатая корневая система (стр.50)
-
зоны корня (стр.53)
-
корневые волоски (стр.53)
-
восходящий ток (стр.55)
-
нисходящий ток (стр.54)
-
корнеплоды (стр.56)
-
корневые шишки (стр.56)
на повышенном уровне
-
геотропизм (стр.52)
-
хемотропизм (стр.52)
-
ходульные корни (стр.56)
-
столбовидные корни (стр.56)
-
досковидные корни (стр.57)
-
воздушные корни (стр.57)
2. Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
побег
-
части побега
-
почки вегетативные и генеративные
-
почки верхушечные и боковые
-
лист - боковая часть побега
-
внешнее строение листа: листовая пластинка и черешок
-
листья простые и сложные
-
жилкование листьев
-
листорасположение
-
внутреннее строение листа: кожица, устьице, мякоть, жилка
-
видоизменения листьев: усики, колючки
-
стебель - осевая часть побега
-
функции стебля
-
многообразие стеблей
-
строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, их функции
-
видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их хозяйственное значение
на повышенном уровне
-
почка - зачаточный побег
-
части листа: прилистники, влагалище
-
разнообразие простых и сложных листьев
-
край листовой пластинки
-
кутикула и восковой налет
-
строение жилки: волокна, сосуды, ситовидные трубки, их функции
-
отложение запасных питательных веществ в стебле
-
особенности строения видоизмененных побегов
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
узнавать на рисунках части побега, почки
-
называть и показывать части листа
-
определять тип листорасположения и жилкование
-
отличать простые и сложные листья
-
узнавать на рисунках и схемах части стебля
на повышенном уровне
-
сравнивать вегетативные и генеративные почки
-
распознавать по внешнему виду почки различных растений
-
доказывать, что почка - зачаточный побег
-
сравнивать листья различных растений
-
связывать особенности строения листа со средой обитания
-
объяснять взаимосвязь строения листа с выполняемыми функциями
-
объяснять взаимосвязь строения и функций клеток стебля
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
побег (стр.59)
-
лист (стр.59)
-
почки (стр.59)
-
верхушечные почки (стр.60)
-
узел (стр.60)
-
междоузлие (стр.60)
-
почечные чешуи (стр.61)
-
ветвление (стр.63)
-
крона (стр.63)
-
простой лист (стр.65)
-
сложный лист (стр.65)
-
очередное листорасположение (стр.65)
-
супротивное (стр.65)
-
мутовчатое (стр.65)
-
параллельное жилкование (стр.65)
-
дуговое (стр.65)
-
сетчатое (стр.65)
-
кожица (стр.66)
-
жилка (стр.68)
-
столбчатая ткань (стр.67)
-
губчатая ткань (стр.67)
-
листопад (стр.70)
-
усики (стр.70)
-
колючки (стр.70)
-
стебель (стр.59)
-
удлиненный стебель (стр.73)
-
укороченный стебель (стр.73)
-
кора (стр.74)
-
камбий (стр.74)
-
древесина (стр.74)
-
сердцевина (стр.74)
-
годичное кольцо (стр.74)
-
сосуды (стр.75)
-
ситовидные трубки
-
волокна (стр.75)
-
корневище (стр.81)
-
клубень (стр.81)
-
луковица (стр.81)
на повышенном уровне
-
почки: пазушные, спящие, вегетативные, генеративные (стр.60)
-
конус нарастания (стр.60)
-
листовой рубец (стр.60)
-
листовая мозаика (стр.60)
-
влагалище листа (стр.65)
-
кущение (стр.63)
-
прищипка (стр.63)
-
пасынкование (стр.63)
-
пневая поросль (стр.64)
-
ксилема (стр.68)
-
флоэма (стр.68)
-
световые и теневые листья (стр.68)
-
растения - хищники (стр.71)
-
чечевички (стр.74)
-
пробка (стр.74)
-
луб (стр.74)
-
трахеиды (стр.75)
-
суккуленты (стр.78)
-
эфемероиды (стр.83)
-
клубнелуковицы (стр.83)
3. Цветок. Соцветия. Плоды. Семена: строение, условия прорастания. Значение для растения.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
строение цветка
-
соцветия, их биологическая роль
-
типы плодов
-
значение плодов
-
распространение плодов и семян
-
значение семян в жизни растения
-
строение семян однодольных и двудольных растений
-
условия прорастания семян
-
агротехника посева семян
на повышенном уровне
-
цветок - видоизмененный побег
-
околоцветник двойной и простой
-
цветки однополые и обоеполые
-
растения однодомные и двудомные
-
соцветия простые и сложные
-
разнообразие семян по особенностям строения
-
особенности теплолюбивых и холодостойких растений
-
сроки хранения основных семян
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
узнавать и называть основные части цветка
-
узнавать на наглядном материале виды соцветий
-
определять типы плодов
-
распознавать на рисунках и схемах составные части семян
-
распознавать по внешнему виду семена основных сельскохозяйственных культур
на повышенном уровне
-
сравнивать цветки
-
сравнивать плоды
-
сравнивать семена
-
обосновывать использование человеком семян в зависимости от химического состава
-
обосновывать основные агротехнические приемы
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
цветоножка (стр.85)
-
цветоложе (стр.85)
-
чашечка (стр.85)
-
венчик (стр.85)
-
тычинка (стр.85)
-
пестик (стр.85)
-
кисть (стр.87)
-
корзинка (стр.87)
-
колос (стр.87)
-
сухие плоды (стр.93)
-
сочные плоды (стр.93)
-
односемянные плоды (стр.93)
-
многосемянные плоды (стр.93)
-
ягода (стр.93)
-
коробочка (стр.93)
-
боб (стр.93)
-
стручок (стр.93)
-
костянка (стр.93)
-
зерновка (стр.93)
-
семянка (стр.93)
-
яблоко (стр.93)
-
семя (стр.38)
-
зародыш (стр.39)
-
семенная кожура (стр.38)
-
стебелек (стр.38)
-
корешок (стр.38)
-
почечка (стр.38)
-
семядоли (стр.38)
-
однодольные растения (стр.40)
-
двудольные растения (стр.40)
-
эндосперм (стр.39)
на повышенном уровне
-
простой околоцветник (стр.85)
-
двойной околоцветник (стр.85)
-
рыльце (стр.85)
-
столбик (стр.85)
-
завязь (стр.85)
-
пыльник (стр.85)
-
тычиночная нить (стр.85)
-
обоеполые цветки (стр.86)
-
однополые цветки (стр.86)
-
однодомные растения (стр.86)
-
двудомные растения (стр.86)
-
зонтик (стр.87)
-
щиток (стр.87)
-
головка (стр.87)
-
початок (стр.87)
-
простые соцветия (стр.87)
-
сложные соцветия (стр.87)
-
вскрывающиеся плоды (стр.93)
-
невскрывающиеся плоды (стр.93)
-
околоплодник (стр.92)
-
микропиле (стр.38)
-
всхожесть (стр.43)
-
агротехника (стр.44)
Тема 4. «Основные процессы жизнедеятельности растений» -7 часов.
Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
корневое питание
-
корневое давление
-
удобрения, их значение и основные виды
-
воздушное питание (фотосинтез)
-
испарение, его значение для организма
-
дыхание растений
-
размножение и его значение
-
способы вегетативного размножения:
-
черенками
-
отводками
-
усами
-
видоизмененными побегами
-
-
опыление: перекрестное (ветром), самоопыление
-
оплодотворение
-
образование плодов и семян
-
рост растений в длину и в толщину
-
развитие растений
на повышенном уровне
-
макро- и микроэлементы
-
космическую роль зеленых растений
-
значение воды в жизни растений
-
этапы водообмена
-
половое и бесполое размножение
-
вегетативное размножение отпрысками и прививкой
-
приспособленность растений к разным способам опыления
-
искусственное опыление
-
ветвление, формирование кроны
-
образование годичных колец
-
периоды индивидуального развития растений
-
зависимость роста и развития от условий окружающей среды
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
различать основные виды удобрений
-
применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление)
-
наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды
-
размножать комнатные растения черенками
-
проводить опыты, доказывающие рост корня
-
определять возраст дерева по спилу
на повышенном уровне
-
объяснять роль составных частей почвы в жизни растения
-
обосновывать необходимость охраны почв
-
объяснять результаты опытов
-
обосновать приспособленность растений к фотосинтезу
-
обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений
-
сравнивать фотосинтез и дыхание
-
определять по внешнему виду растений - способ опыления
-
ставить опыты с целью выявления прищепки на рост побега
-
объяснять рост побега
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
почва (стр.97)
-
корневое давление (стр.97)
-
удобрения органические (стр.98)
-
минеральные (стр.98)
-
фотосинтез (стр.98)
-
дыхание (стр.106)
-
водообмен (стр.109)
-
вегетативное размножение (стр.119)
-
черенок (стр.119)
-
семенное размножение (стр.113)
-
оплодотворение (стр.115)
-
яйцеклетка (стр.115)
-
спермий (стр.115)
-
центральная клетка (стр.115)
-
зигота (стр.114)
-
рост (стр.126)
-
развитие (стр.126)
-
периодичность (стр.128)
на повышенном уровне
-
названия удобрений (стр.98)
-
автотрофы (стр.102)
-
гетеротрофы (стр.102)
-
гидатофиты (стр.111)
-
гидрофиты (стр.111)
-
гигрофиты (стр.111)
-
мезофиты (стр.111)
-
ксерофиты (стр.111)
-
склерофиты (стр.111)
-
суккуленты (стр.111)
-
отпрыски (стр.120)
-
привой (стр.120)
-
подвой (стр.120)
-
семязачаток
-
гамета (стр.115)
-
клон (стр.119)
-
ростовые вещества (стр.125)
-
периоды развития:
-
зародышевый
-
молодости
-
зрелости
-
старости (стр.127)
-
Тема 5. " Основные отделы царства растений " - 7 часов
Понятие по систематике растений. Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности, их значение. Мохообразные. Папоротникообразные. Голосеменные. Покрытосеменные: класс Двудольные, класс Однодольные.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
систематические категории
-
строение, жизнедеятельность и значение: - водорослей
-
мохообразных
-
папоротникообразных
-
голосеменных
-
покрытосеменных
-
-
многообразие покрытосеменных:
-
признаки классов
-
признаки семейств
-
основные представители семейств
-
на повышенном уровне
-
половое и бесполое размножение водорослей
-
жизненные циклы мхов и папоротников
-
древовидные папоротники
-
жизненных цикл сосны
-
покрытосеменные - господствующая группа растений
-
редкие и охраняемые растения Кировской области
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
распознавать представителей разных отделов
-
определять растения по определительным карточкам
-
распознавать представителей разных семейств
на повышенном уровне
-
уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши
-
выявлять приспособления у растений к среде обитания
-
различать лекарственные и ядовитые растения
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
систематика (стр.132)
-
царство (стр.133)
-
отдел (стр.133)
-
вид (стр.133)
-
высшие растения (стр.134)
-
низшие растения (стр.134)
-
споровые (стр.134)
-
семенные (стр.134)
-
зооспоры (стр.137)
-
ризоиды (стр.140)
-
заросток (стр.147)
на повышенном уровне
-
хроматофор (стр.136)
-
слоевище (таллом) (стр.135)
-
спорофит (стр.143)
-
гаметофит (стр.143)
-
конъюгация (стр.138)
-
гаметангии (стр.138)
-
архегонии (стр.147)
-
антеридии (стр.147)
Тема 6. " Историческое развитие и многообразие растительного мира." - 2 часа
Понятие об эволюции. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
многообразие и происхождение растений
-
доказательства исторического развития растений
-
этапы развития растительного мира
-
влияние человека на растительный мир
-
важнейшие сельскохозяйственные растения: зерновые, овощные, плодово-ягодные
-
биологические основы их выращивания
на повышенном уровне
-
усложнение растений в процессе исторического развития
-
причины господства покрытосеменных растений
-
происхождение культурных растений
-
понятие сорта
-
достижения науки в выведении новых сортов
-
основные регионированные сорта
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира
-
применять знания по биологии для выращивания культурных растений
на повышенном уровне
-
выявлять приспособленность растений к среде обитания
-
находить черты усложнения у растений разных отделов
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
эволюция (стр.170)
-
культурные растения (стр.176)
на повышенном уровне
-
палеоботаника (стр.171)
-
псилофиты (стр.172)
-
селекция (стр.176)
-
сорт (стр.176)
-
отбор (стр.176)
Тема 7. "Бактерии. Грибы. Лишайники." - 6 часов
Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лишайники.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне
-
строение и жизнедеятельность
-
бактерий
-
грибов
-
лишайников
-
-
их многообразие и значение
на повышенном уровне
-
значение бактерий в процессах брожения
-
деятельность серо- и железобактерий
-
жизнедеятельность грибов-хищников
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
-
распознавать бактерии разных форм на рисунках
-
распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках
-
сравнивать плесневые грибы
-
узнавать грибы-паразиты на рисунках
на повышенном уровне
-
выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку
-
выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными
-
узнавать разные формы лишайников
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
-
бактерии (стр.184)
-
прокариоты (стр.185)
-
кокки (стр.187)
-
стрептококки (стр.187)
-
стафилококки (стр.187)
-
бациллы (стр.187)
-
спириллы (стр.187)
-
вибрионы (стр.187)
-
сапрофиты (стр.188)
-
паразиты (стр.188)
-
мицелий (стр.195)
-
гифы (стр.195)
-
пластинчатые грибы (стр.196)
-
трубчатые грибы (стр.196)
-
симбиоз (стр.201)
на повышенном уровне
-
капсула (стр.184)
-
аэробы (стр.185)
-
анаэробы (стр.185)
-
симбионты (стр.188)
-
патогенные бактерии (стр.188)
-
цианобактерии (стр.189)
-
микориза (стр.200)
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Уроки
Тестовые
работы
Лабораторные работы
Контрольные
работы
1
Введение
2
1-2
-
1
-
2
Клеточное строение организмов.
2
3-4
-
1
-
3
Органы цветковых растений
9
5-13
4
-
4
Основные процессы жизнедеятельности растений.
7
13-20
1
1
-
5
Основные отделы царства растений
7
21-27
-
-
6
Историческое развитие и многообразие растительного мира.
2
28-29
-
-
-
7
Бактерии. Грибы. Лишайники
6
30 - 35
1
-
8
Всего
35
35
1
8
-
Учебно- тематический план учебного курса «Биология», 6 класс.
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Форма урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Виды контроля, измерители
Дата проведения
по плану
фактически
Введение
1
Наука о растениях- ботаника.
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Рассказ с элементами беседы.
Основные царства: бактерии, грибы, растения, животные. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.
Приводить примеры ботанических знаний.
Называть основные царства живых организмов.
Давать определение термину ботаника.
Распознавать и описывать жизненные формы растений.
Объяснять роль растений в природе и жизни человека.
Устный, текущий.
2
Разнообразие растений.
Л/р №1 «Знакомство с цветковым растением.»
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы, знакомство с правилами оформления л/р.
Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения.
Распознавать и описывать основные органы растения. Сравнивать высшие и низшие растения. Доказывать, что растение живой организм.
Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.
Клеточное строение организмов.
3
Строение растительной клетки. Жизнедеятельность.
Л/р №2 «Клеточное строение кожицы лука»
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.
Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука. Хлоропласты, хлорофилл. Поступление веществ в клетку. Рост и деление.
Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа, деление клетки, рост.
Называть клеточные структуры, их значение.
Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.
4
Ткани.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, заполнение таблицы.
Ткань. Виды тканей. Функции основных видов тканей.
Распознавать и описывать строение и функции тканей растения. Давать определение термину ткань.
Фронтальный, индивидуальный.
Органы цветковых растений
5
Строение семени.
Л/р №3 «Изучение строения семени фасоли»
9
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.
Двудольные, однодольные. Строение семян. Значение семян.
Называть значение семян.
Давать определение терминам двудольные и однодольные растения.
Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.
6
Корень. Внешнее и внутреннее строение.
Л/р №4 «Строение корня у проростка»
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.
Виды корней. Функции корня. Корневые системы. Зоны корня.
Распознавать и описывать: виды корней, зоны корня.
Сравнивать типы корневых систем.
Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.
7
Побег. Строение и значение побега.
Л/р №5 «Строение вегетативных и генеративных почек»
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.
Побег. Строение побега. Строение почек. Виды почек.
Распознавать и описывать на живых объектах строение побега и почки.
Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.
8
Лист- часть побега. Значение листа для растения.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы.
Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Распознавать и описывать строение листа.
Устный.
Фронтальный, индивидуальный.
9
Стебель. Внешнее и внутреннее строение.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы.
Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Клеточное строение стебля.
Называть функции стебля. Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.
Устный.
Фронтальный, индивидуальный.
10
Видоизменения подземных побегов.
Л/р №6 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.
Видоизменения побегов.
Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Доказывать, что корневище, клубень, луковица- видоизменённые побеги.
Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.
11
Цветок. Строение и значение.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы.
Строение цветка. Соцветия, виды соцветий. Функции цветка. Опыление.
Распознавать и описывать по рисункам: строение цветка, типы соцветий.
Устный.
Фронтальный, индивидуальный.
12
Плод. Разнообразие и значение.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы.
Функции плода. Виды плодов. Распространение плодов.
Давать определение термину покрытосеменные.
Выделять приспособления для распространения плодов.
Фронтальный, индивидуальный.
13
Взаимосвязь органов растения как организма.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Рассказ с элементами беседы, итоговое тестирование.
Растение - биосистема. Признаки взаимосвязи органов.
Называть признаки взаимосвязи органов.
Доказывать , что растение- биосистема.
Фронтальный, индивидуальный.
Основные процессы жизнедеятельности растений.
14
Корневое питание растений.
7
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы.
Корневое питание. Нитраты.
Описывать механизм почвенного питания.
Объяснять влияние удобрений на растения.
Фронтальный, индивидуальный.
15
Воздушное питание растений.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы.
Воздушное питание. Фотосинтез.
Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Объяснять космическую роль зелёных растений.
Фронтальный, индивидуальный.
16
Дыхание растений и обмен веществ.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы.
Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза.
Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.
Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.
Фронтальный, индивидуальный.
17
Значение воды в жизни растений.
Комбинированный.
рассказ с элементами беседы.
Значение воды. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы водообмена.
Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп.
Фронтальный, индивидуальный.
18
Размножение и оплодотворение у растений.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы
Половое и бесполое размножение. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение размножения.
Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.
Фронтальный, индивидуальный.
19
Бесполое размножение растений.
Л/р№7 «Черенкование комнатных растений»
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.
Виды и роль вегетативного размножения в природе. Его использование.
Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.
Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.
20
Рост и развитие растения
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, итоговое тестирование
Взаимосвязь роста и развития растений. Зависимость от условий среды.
Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность.
Фронтальный, индивидуальный.
Основные отделы царства растений
21
Водоросли.
7
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.
Основные признаки водорослей. Зелёные, бурые, красные водоросли.
Давать определение термину низшие растения.
Распознавать водоросли различных отделов.
Фронтальный, индивидуальный.
22
Высшие споровые растения. Мхи.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.
Основные признаки мхов. Листостебельные мхи, кукушкин лён и сфагнум.
Давать определение термину высшие растения.
Распознавать и описывать строение мхов.
Фронтальный, индивидуальный.
23
Папоротники.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.
Основные признаки папоротников. Многообразие.
Распознавать и описывать строение папоротников.
Фронтальный, индивидуальный.
24
Голосеменные.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.
Особенности строения, значение, разнообразие.
Давать определение термину голосеменные растения.
Описывать процесс размножения сосны.
Фронтальный, индивидуальный.
25
Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.
Особенности строения, органы цветкового растения, жизненные формы.
Давать определение термину покрытосеменные растения.
Сравнивать однодольные и двудольные растения.
Фронтальный, индивидуальный.
26
Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.
Признаки класса Двудольные. Значение основных семейств, c/х растений.
Определять принадлежность растений к классу Двудольные.
Фронтальный, индивидуальный.
27
Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала, итоговое тестирование.
Признаки строения семейств Злаки и Лилейные.
Определять принадлежность к классу Однодольные.
Фронтальный, индивидуальный.
Историческое развитие и многообразие растительного мира.
28
Понятие об эволюции растительного мира.
2
Урок обобщения и систематизации знаний.
Рассказ с элементами беседы.
Понятие об эволюции. Приспособления к условиям существования.
Называть основные этапы эволюции растительного мира.
Фронтальный, индивидуальный.
29
Многообразие и происхождение культурных растений.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Рассказ с элементами беседы.
Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и центры происхождения.
Приводить примеры дикорастущих и культурных растений.
Фронтальный, индивидуальный.
Бактерии.
30
Общая характеристика бактерий.
2
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы
Строение бактериальной клетки. Питание, размножение, образование спор.
Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.
Фронтальный, индивидуальный.
31
Многообразие и значение бактерий.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися.
Рассказ с элементами беседы.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
Выделять особенности строения бактерий различных групп.
Объяснять роль бактерий.
Письменный.
Грибы. Лишайники
32
Общая характеристика грибов.
Л/р № 8 «Изучение строения плесневых грибов»
3
Урок изучения и первичного закрепления знаний
Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.
Признаки царства Грибы. Строение, разнообразие, грибов.
Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.
Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.
33
Многообразие и значение грибов.
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы
Особенности строения шляпочных грибов.
Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
Фронтальный, индивидуальный.
34
Лишайники.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
рассказ с элементами беседы, итоговое тестирование.
Лишайники- симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение, питание, размножение.
Распознавать и описывать строение лишайника.
Фронтальный, индивидуальный.
Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.
35
Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Рассказ с элементами беседы
Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ.
Называть основные типы природных сообществ.
Описывать видовой состав природных сообществ.
Фронтальный, индивидуальный.
Учебно-методическое обеспечение:
литература для учащихся:
-
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 2010.
· литература для учителя:
-
Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. - М., Просвещение, 1982.
-
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. - М., Просвещение, 1989.
-
Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология - 6 кл./ экспериментальный учебник. - М., Вентана - Граф, 1993.
-
Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора - 7 кл./ экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.
-
Генкель П.А. Физиология растений. - М., Просвещение, 1985.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1997.
-
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.
-
Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, - М., Просвещение, 1990.
-
Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1991.
-
Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
-
Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.
-
Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.
1