Рабочая программа по биологии

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии

Пояснительная записка

  1. часов (1час в неделю)

Рабочая программа составлена

на основе

программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. - М., Вентана-Граф, 2008.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю)


  • в соответствии

с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2010.

Изучение биологии направлено на достижение следующих

целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Растения» ( 6 класс )

Обучения:

  1. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки ,контроля знаний .

  2. - создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 35 уроков

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности

через систему лабораторных работ и экскурсии.

-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое

отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников

-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

-эстетических эмоций,

-положительного отношения к учёбе,

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок,

определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы.

Содержание учебной программы:

Тема 1. "Введение" - 2 часа.

Биология - наука о живой природе. Значение растений в жизни человека.

Мир растений. Разнообразие растений. Растение - организм. Условия жизни растений: факторы и среды.

В соответствии со cтандартом биологического образования:

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • что изучают биология и ботаника

  • органы растения (корень и побег, части побега)

  • разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам

  • признаки живых организмов

  • факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека

на повышенном уровне

  • науки, изучающие живую природу


  • органы вегетативные и генеративные

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • распознавать органы цветкового растения

  • узнавать споровые и семенные растения

на повышенном уровне

  • сравнивать различные жизненные формы

  • обосновывать значение растений в жизни человека и необходимость их охраны

  • устанавливать взаимосвязи между строением растений и факторами среды обитания

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • биология (стр.3)

  • ботаника (стр.4)

  • однолетние (стр.7)

  • многолетние (стр.7)

  • двулетние (стр.7)

  • жизненные формы (стр.8)

  • деревья (стр.8)

  • кустарники (стр.8)

  • травы (стр.8)

  • орган (стр.10)

  • корень (стр.11)

  • побег (стр.11)

  • спора (стр.14)

  • семя (стр.12)

  • среда обитания (стр.22)

  • факторы среды (стр.18)

на повышенном уровне

  • флора (стр.3)

  • низшие растения (стр.10)

  • высшие растения стр.10)

  • вегетативные органы (стр.11)

  • генеративные органы (стр.12)

  • абиотические факторы (стр.19)

  • биотические факторы (стр.19)

  • антропогенный (стр.20)

Тема 2. « Клеточное строение организмов» - 2 часа.

Вещества, из которых состоят растения. Увеличительные приборы. Растительная клетка: строение и жизнедеятельность.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • увеличительные приборы: строение лупы и микроскопа

  • строение клетки

  • жизнедеятельность клетки

  • правила работы с микроскопом

  • последовательность приготовления микропрепарата

на повышенном уровне

  • клетка - единица строения и жизнедеятельности

  • запасные вещества клетки

  • функции основных частей клетки

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • пользоваться лупой и микроскопом

  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

  • распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток

на повышенном уровне

  • объяснять отличия молодой клетки от старой

  • доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • лупа (стр.26)

  • микроскоп (стр.26)

  • предметное и покровное стекла (стр.26)

  • объектив (стр.26)

  • окуляр (стр.26)

  • тубус (стр.26)

  • штатив (стр.26)

  • предметный столик (стр.26)

  • зеркало (стр.26)

  • винты (стр.26)

  • оболочка (стр.28)

  • ядро (стр.28)

  • вакуоль (стр.28)

  • цитоплазма (стр.28)

  • пластиды (стр.29)

на повышенном уровне

  • цитология

  • пигмент

  • хромосомы (стр.29)

  • лейкопласты (стр.28)

  • хлоропласты

  • хромопласты (стр.28)

  • поры (стр.28)

  • органоиды

Тема 3. "Органы цветкового растения" - 9 часов

1. Корень: внешнее и внутреннее строение. Значение корней, их разнообразие.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • функции корня

  • виды корней

  • типы корневых систем

  • зоны корня, их функции

  • почва, ее состав

  • видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки

на повышенном уровне

  • особенности строения клеток различных зон

  • корни дыхательные и воздушные, корни-подпорки, корни-прищепки

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • распознавать типы корневых систем

на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций клеток различных зон корня

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • корень (стр.49)

  • главный корень (стр. 49)

  • боковые корни (стр.50)

  • придаточные (стр.50)

  • корневая система (стр.49)

  • стержневая корневая система (стр.50)

  • мочковатая корневая система (стр.50)

  • зоны корня (стр.53)

  • корневые волоски (стр.53)

  • восходящий ток (стр.55)

  • нисходящий ток (стр.54)

  • корнеплоды (стр.56)

  • корневые шишки (стр.56)

на повышенном уровне

  • геотропизм (стр.52)

  • хемотропизм (стр.52)

  • ходульные корни (стр.56)

  • столбовидные корни (стр.56)

  • досковидные корни (стр.57)

  • воздушные корни (стр.57)

2. Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • побег

  • части побега

  • почки вегетативные и генеративные

  • почки верхушечные и боковые

  • лист - боковая часть побега

  • внешнее строение листа: листовая пластинка и черешок

  • листья простые и сложные

  • жилкование листьев

  • листорасположение

  • внутреннее строение листа: кожица, устьице, мякоть, жилка

  • видоизменения листьев: усики, колючки

  • стебель - осевая часть побега

  • функции стебля

  • многообразие стеблей

  • строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, их функции

  • видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их хозяйственное значение

на повышенном уровне

  • почка - зачаточный побег

  • части листа: прилистники, влагалище

  • разнообразие простых и сложных листьев

  • край листовой пластинки

  • кутикула и восковой налет

  • строение жилки: волокна, сосуды, ситовидные трубки, их функции

  • отложение запасных питательных веществ в стебле

  • особенности строения видоизмененных побегов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • узнавать на рисунках части побега, почки

  • называть и показывать части листа

  • определять тип листорасположения и жилкование

  • отличать простые и сложные листья

  • узнавать на рисунках и схемах части стебля

на повышенном уровне

  • сравнивать вегетативные и генеративные почки

  • распознавать по внешнему виду почки различных растений

  • доказывать, что почка - зачаточный побег

  • сравнивать листья различных растений

  • связывать особенности строения листа со средой обитания

  • объяснять взаимосвязь строения листа с выполняемыми функциями

  • объяснять взаимосвязь строения и функций клеток стебля

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • побег (стр.59)

  • лист (стр.59)

  • почки (стр.59)

  • верхушечные почки (стр.60)

  • узел (стр.60)

  • междоузлие (стр.60)

  • почечные чешуи (стр.61)

  • ветвление (стр.63)

  • крона (стр.63)

  • простой лист (стр.65)

  • сложный лист (стр.65)

  • очередное листорасположение (стр.65)

  • супротивное (стр.65)

  • мутовчатое (стр.65)

  • параллельное жилкование (стр.65)

  • дуговое (стр.65)

  • сетчатое (стр.65)

  • кожица (стр.66)

  • жилка (стр.68)

  • столбчатая ткань (стр.67)

  • губчатая ткань (стр.67)

  • листопад (стр.70)

  • усики (стр.70)

  • колючки (стр.70)

  • стебель (стр.59)

  • удлиненный стебель (стр.73)

  • укороченный стебель (стр.73)

  • кора (стр.74)

  • камбий (стр.74)

  • древесина (стр.74)

  • сердцевина (стр.74)

  • годичное кольцо (стр.74)

  • сосуды (стр.75)

  • ситовидные трубки

  • волокна (стр.75)

  • корневище (стр.81)

  • клубень (стр.81)

  • луковица (стр.81)

на повышенном уровне

  • почки: пазушные, спящие, вегетативные, генеративные (стр.60)

  • конус нарастания (стр.60)

  • листовой рубец (стр.60)

  • листовая мозаика (стр.60)

  • влагалище листа (стр.65)

  • кущение (стр.63)

  • прищипка (стр.63)

  • пасынкование (стр.63)

  • пневая поросль (стр.64)

  • ксилема (стр.68)

  • флоэма (стр.68)

  • световые и теневые листья (стр.68)

  • растения - хищники (стр.71)

  • чечевички (стр.74)

  • пробка (стр.74)

  • луб (стр.74)

  • трахеиды (стр.75)

  • суккуленты (стр.78)

  • эфемероиды (стр.83)

  • клубнелуковицы (стр.83)

3. Цветок. Соцветия. Плоды. Семена: строение, условия прорастания. Значение для растения.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • строение цветка

  • соцветия, их биологическая роль

  • типы плодов

  • значение плодов

  • распространение плодов и семян

  • значение семян в жизни растения

  • строение семян однодольных и двудольных растений

  • условия прорастания семян

  • агротехника посева семян

на повышенном уровне

  • цветок - видоизмененный побег

  • околоцветник двойной и простой

  • цветки однополые и обоеполые

  • растения однодомные и двудомные

  • соцветия простые и сложные

  • разнообразие семян по особенностям строения

  • особенности теплолюбивых и холодостойких растений

  • сроки хранения основных семян

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • узнавать и называть основные части цветка

  • узнавать на наглядном материале виды соцветий

  • определять типы плодов

  • распознавать на рисунках и схемах составные части семян

  • распознавать по внешнему виду семена основных сельскохозяйственных культур

на повышенном уровне

  • сравнивать цветки

  • сравнивать плоды

  • сравнивать семена

  • обосновывать использование человеком семян в зависимости от химического состава

  • обосновывать основные агротехнические приемы

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • цветоножка (стр.85)

  • цветоложе (стр.85)

  • чашечка (стр.85)

  • венчик (стр.85)

  • тычинка (стр.85)

  • пестик (стр.85)

  • кисть (стр.87)

  • корзинка (стр.87)

  • колос (стр.87)

  • сухие плоды (стр.93)

  • сочные плоды (стр.93)

  • односемянные плоды (стр.93)

  • многосемянные плоды (стр.93)

  • ягода (стр.93)

  • коробочка (стр.93)

  • боб (стр.93)

  • стручок (стр.93)

  • костянка (стр.93)

  • зерновка (стр.93)

  • семянка (стр.93)

  • яблоко (стр.93)

  • семя (стр.38)

  • зародыш (стр.39)

  • семенная кожура (стр.38)

  • стебелек (стр.38)

  • корешок (стр.38)

  • почечка (стр.38)

  • семядоли (стр.38)

  • однодольные растения (стр.40)

  • двудольные растения (стр.40)

  • эндосперм (стр.39)

на повышенном уровне

  • простой околоцветник (стр.85)

  • двойной околоцветник (стр.85)

  • рыльце (стр.85)

  • столбик (стр.85)

  • завязь (стр.85)

  • пыльник (стр.85)

  • тычиночная нить (стр.85)

  • обоеполые цветки (стр.86)

  • однополые цветки (стр.86)

  • однодомные растения (стр.86)

  • двудомные растения (стр.86)

  • зонтик (стр.87)

  • щиток (стр.87)

  • головка (стр.87)

  • початок (стр.87)

  • простые соцветия (стр.87)

  • сложные соцветия (стр.87)

  • вскрывающиеся плоды (стр.93)

  • невскрывающиеся плоды (стр.93)

  • околоплодник (стр.92)

  • микропиле (стр.38)

  • всхожесть (стр.43)

  • агротехника (стр.44)

Тема 4. «Основные процессы жизнедеятельности растений» -7 часов.

Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • корневое питание

  • корневое давление

  • удобрения, их значение и основные виды

  • воздушное питание (фотосинтез)

  • испарение, его значение для организма

  • дыхание растений

  • размножение и его значение

  • способы вегетативного размножения:

    • черенками

    • отводками

    • усами

    • видоизмененными побегами

  • опыление: перекрестное (ветром), самоопыление

  • оплодотворение

  • образование плодов и семян

  • рост растений в длину и в толщину

  • развитие растений

на повышенном уровне

  • макро- и микроэлементы

  • космическую роль зеленых растений

  • значение воды в жизни растений

  • этапы водообмена

  • половое и бесполое размножение

  • вегетативное размножение отпрысками и прививкой

  • приспособленность растений к разным способам опыления

  • искусственное опыление

  • ветвление, формирование кроны

  • образование годичных колец

  • периоды индивидуального развития растений

  • зависимость роста и развития от условий окружающей среды

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • различать основные виды удобрений

  • применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление)

  • наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды

  • размножать комнатные растения черенками

  • проводить опыты, доказывающие рост корня

  • определять возраст дерева по спилу

на повышенном уровне

  • объяснять роль составных частей почвы в жизни растения

  • обосновывать необходимость охраны почв

  • объяснять результаты опытов

  • обосновать приспособленность растений к фотосинтезу

  • обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений

  • сравнивать фотосинтез и дыхание

  • определять по внешнему виду растений - способ опыления

  • ставить опыты с целью выявления прищепки на рост побега

  • объяснять рост побега

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • почва (стр.97)

  • корневое давление (стр.97)

  • удобрения органические (стр.98)

  • минеральные (стр.98)

  • фотосинтез (стр.98)

  • дыхание (стр.106)

  • водообмен (стр.109)

  • вегетативное размножение (стр.119)

  • черенок (стр.119)

  • семенное размножение (стр.113)

  • оплодотворение (стр.115)

  • яйцеклетка (стр.115)

  • спермий (стр.115)

  • центральная клетка (стр.115)

  • зигота (стр.114)

  • рост (стр.126)

  • развитие (стр.126)

  • периодичность (стр.128)

на повышенном уровне

  • названия удобрений (стр.98)

  • автотрофы (стр.102)

  • гетеротрофы (стр.102)

  • гидатофиты (стр.111)

  • гидрофиты (стр.111)

  • гигрофиты (стр.111)

  • мезофиты (стр.111)

  • ксерофиты (стр.111)

  • склерофиты (стр.111)

  • суккуленты (стр.111)

  • отпрыски (стр.120)

  • привой (стр.120)

  • подвой (стр.120)

  • семязачаток

  • гамета (стр.115)

  • клон (стр.119)

  • ростовые вещества (стр.125)

  • периоды развития:

    • зародышевый

    • молодости

    • зрелости

    • старости (стр.127)

Тема 5. " Основные отделы царства растений " - 7 часов

Понятие по систематике растений. Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности, их значение. Мохообразные. Папоротникообразные. Голосеменные. Покрытосеменные: класс Двудольные, класс Однодольные.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • систематические категории

  • строение, жизнедеятельность и значение: - водорослей

    • мохообразных

    • папоротникообразных

    • голосеменных

    • покрытосеменных

  • многообразие покрытосеменных:

    • признаки классов

    • признаки семейств

    • основные представители семейств

на повышенном уровне

  • половое и бесполое размножение водорослей

  • жизненные циклы мхов и папоротников

  • древовидные папоротники

  • жизненных цикл сосны

  • покрытосеменные - господствующая группа растений

  • редкие и охраняемые растения Кировской области

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • распознавать представителей разных отделов

  • определять растения по определительным карточкам

  • распознавать представителей разных семейств

на повышенном уровне

  • уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши

  • выявлять приспособления у растений к среде обитания

  • различать лекарственные и ядовитые растения

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • систематика (стр.132)

  • царство (стр.133)

  • отдел (стр.133)

  • вид (стр.133)

  • высшие растения (стр.134)

  • низшие растения (стр.134)

  • споровые (стр.134)

  • семенные (стр.134)

  • зооспоры (стр.137)

  • ризоиды (стр.140)

  • заросток (стр.147)

на повышенном уровне

  • хроматофор (стр.136)

  • слоевище (таллом) (стр.135)

  • спорофит (стр.143)

  • гаметофит (стр.143)

  • конъюгация (стр.138)

  • гаметангии (стр.138)

  • архегонии (стр.147)

  • антеридии (стр.147)

Тема 6. " Историческое развитие и многообразие растительного мира." - 2 часа

Понятие об эволюции. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • многообразие и происхождение растений

  • доказательства исторического развития растений

  • этапы развития растительного мира

  • влияние человека на растительный мир

  • важнейшие сельскохозяйственные растения: зерновые, овощные, плодово-ягодные

  • биологические основы их выращивания

на повышенном уровне

  • усложнение растений в процессе исторического развития

  • причины господства покрытосеменных растений

  • происхождение культурных растений

  • понятие сорта

  • достижения науки в выведении новых сортов

  • основные регионированные сорта

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира

  • применять знания по биологии для выращивания культурных растений

на повышенном уровне

  • выявлять приспособленность растений к среде обитания

  • находить черты усложнения у растений разных отделов

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • эволюция (стр.170)

  • культурные растения (стр.176)

на повышенном уровне

  • палеоботаника (стр.171)

  • псилофиты (стр.172)

  • селекция (стр.176)

  • сорт (стр.176)

  • отбор (стр.176)

Тема 7. "Бактерии. Грибы. Лишайники." - 6 часов

Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лишайники.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • строение и жизнедеятельность

    • бактерий

    • грибов

    • лишайников

  • их многообразие и значение

на повышенном уровне

  • значение бактерий в процессах брожения

  • деятельность серо- и железобактерий

  • жизнедеятельность грибов-хищников

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • распознавать бактерии разных форм на рисунках

  • распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках

  • сравнивать плесневые грибы

  • узнавать грибы-паразиты на рисунках

на повышенном уровне

  • выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку

  • выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными

  • узнавать разные формы лишайников

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • бактерии (стр.184)

  • прокариоты (стр.185)

  • кокки (стр.187)

  • стрептококки (стр.187)

  • стафилококки (стр.187)

  • бациллы (стр.187)

  • спириллы (стр.187)

  • вибрионы (стр.187)

  • сапрофиты (стр.188)

  • паразиты (стр.188)

  • мицелий (стр.195)

  • гифы (стр.195)

  • пластинчатые грибы (стр.196)

  • трубчатые грибы (стр.196)

  • симбиоз (стр.201)

на повышенном уровне

  • капсула (стр.184)

  • аэробы (стр.185)

  • анаэробы (стр.185)

  • симбионты (стр.188)

  • патогенные бактерии (стр.188)

  • цианобактерии (стр.189)

  • микориза (стр.200)



Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Тестовые

работы

Лабораторные работы

Контрольные

работы


1

Введение

2

1-2

-

1

-

2

Клеточное строение организмов.


2

3-4

-

1

-

3

Органы цветковых растений

9

5-13


4

-

4

Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

13-20

1

1

-

5

Основные отделы царства растений

7

21-27


-

-

6

Историческое развитие и многообразие растительного мира.

2

28-29

-

-

-

7

Бактерии. Грибы. Лишайники

6

30 - 35


1

-

8

Всего

35

35

1

8

-





































Учебно- тематический план учебного курса «Биология», 6 класс.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Виды контроля, измерители

Дата проведения

по плану

фактически

Введение

1

Наука о растениях- ботаника.

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Основные царства: бактерии, грибы, растения, животные. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.

Приводить примеры ботанических знаний.

Называть основные царства живых организмов.

Давать определение термину ботаника.

Распознавать и описывать жизненные формы растений.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Устный, текущий.

2

Разнообразие растений.

Л/р №1 «Знакомство с цветковым растением.»

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы, знакомство с правилами оформления л/р.

Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения.

Распознавать и описывать основные органы растения. Сравнивать высшие и низшие растения. Доказывать, что растение живой организм.

Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.

Клеточное строение организмов.

3

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность.

Л/р №2 «Клеточное строение кожицы лука»

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.

Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука. Хлоропласты, хлорофилл. Поступление веществ в клетку. Рост и деление.

Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа, деление клетки, рост.

Называть клеточные структуры, их значение.

Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.

4

Ткани.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, заполнение таблицы.

Ткань. Виды тканей. Функции основных видов тканей.

Распознавать и описывать строение и функции тканей растения. Давать определение термину ткань.

Фронтальный, индивидуальный.

Органы цветковых растений

5

Строение семени.

Л/р №3 «Изучение строения семени фасоли»

9

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.

Двудольные, однодольные. Строение семян. Значение семян.

Называть значение семян.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения.

Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.

6

Корень. Внешнее и внутреннее строение.

Л/р №4 «Строение корня у проростка»

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.

Виды корней. Функции корня. Корневые системы. Зоны корня.

Распознавать и описывать: виды корней, зоны корня.

Сравнивать типы корневых систем.

Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.

7

Побег. Строение и значение побега.

Л/р №5 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.

Побег. Строение побега. Строение почек. Виды почек.

Распознавать и описывать на живых объектах строение побега и почки.

Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.

8

Лист- часть побега. Значение листа для растения.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы.

Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Распознавать и описывать строение листа.

Устный.

Фронтальный, индивидуальный.

9

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы.

Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Клеточное строение стебля.

Называть функции стебля. Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Устный.

Фронтальный, индивидуальный.

10

Видоизменения подземных побегов.

Л/р №6 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.

Видоизменения побегов.

Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Доказывать, что корневище, клубень, луковица- видоизменённые побеги.

Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.

11

Цветок. Строение и значение.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы.

Строение цветка. Соцветия, виды соцветий. Функции цветка. Опыление.

Распознавать и описывать по рисункам: строение цветка, типы соцветий.

Устный.

Фронтальный, индивидуальный.

12

Плод. Разнообразие и значение.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы.

Функции плода. Виды плодов. Распространение плодов.

Давать определение термину покрытосеменные.

Выделять приспособления для распространения плодов.

Фронтальный, индивидуальный.

13

Взаимосвязь органов растения как организма.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Рассказ с элементами беседы, итоговое тестирование.

Растение - биосистема. Признаки взаимосвязи органов.

Называть признаки взаимосвязи органов.

Доказывать , что растение- биосистема.

Фронтальный, индивидуальный.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

14

Корневое питание растений.

7

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы.

Корневое питание. Нитраты.

Описывать механизм почвенного питания.

Объяснять влияние удобрений на растения.

Фронтальный, индивидуальный.

15

Воздушное питание растений.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы.

Воздушное питание. Фотосинтез.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Объяснять космическую роль зелёных растений.

Фронтальный, индивидуальный.

16

Дыхание растений и обмен веществ.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы.

Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза.

Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.

Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.

Фронтальный, индивидуальный.

17

Значение воды в жизни растений.

Комбинированный.

рассказ с элементами беседы.

Значение воды. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы водообмена.

Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп.

Фронтальный, индивидуальный.

18

Размножение и оплодотворение у растений.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы

Половое и бесполое размножение. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение размножения.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Фронтальный, индивидуальный.

19

Бесполое размножение растений.

Л/р№7 «Черенкование комнатных растений»

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.

Виды и роль вегетативного размножения в природе. Его использование.

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.

Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.

20

Рост и развитие растения

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, итоговое тестирование

Взаимосвязь роста и развития растений. Зависимость от условий среды.

Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность.

Фронтальный, индивидуальный.

Основные отделы царства растений

21

Водоросли.

7

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.

Основные признаки водорослей. Зелёные, бурые, красные водоросли.

Давать определение термину низшие растения.

Распознавать водоросли различных отделов.

Фронтальный, индивидуальный.

22

Высшие споровые растения. Мхи.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.

Основные признаки мхов. Листостебельные мхи, кукушкин лён и сфагнум.

Давать определение термину высшие растения.

Распознавать и описывать строение мхов.

Фронтальный, индивидуальный.

23

Папоротники.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.

Основные признаки папоротников. Многообразие.

Распознавать и описывать строение папоротников.

Фронтальный, индивидуальный.

24

Голосеменные.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.

Особенности строения, значение, разнообразие.

Давать определение термину голосеменные растения.

Описывать процесс размножения сосны.

Фронтальный, индивидуальный.

25

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.

Особенности строения, органы цветкового растения, жизненные формы.

Давать определение термину покрытосеменные растения.

Сравнивать однодольные и двудольные растения.

Фронтальный, индивидуальный.

26

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала.

Признаки класса Двудольные. Значение основных семейств, c/х растений.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

Фронтальный, индивидуальный.

27

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы, демонстрация гербарного материала, итоговое тестирование.

Признаки строения семейств Злаки и Лилейные.

Определять принадлежность к классу Однодольные.

Фронтальный, индивидуальный.

Историческое развитие и многообразие растительного мира.

28

Понятие об эволюции растительного мира.

2

Урок обобщения и систематизации знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Понятие об эволюции. Приспособления к условиям существования.

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

Фронтальный, индивидуальный.

29

Многообразие и происхождение культурных растений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и центры происхождения.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений.

Фронтальный, индивидуальный.

Бактерии.

30

Общая характеристика бактерий.

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы

Строение бактериальной клетки. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Фронтальный, индивидуальный.

31

Многообразие и значение бактерий.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Рассказ с элементами беседы.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Выделять особенности строения бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий.

Письменный.

Грибы. Лишайники

32

Общая характеристика грибов.

Л/р № 8 «Изучение строения плесневых грибов»

3

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рассказ с элементами беседы, выполнение л/р.

Признаки царства Грибы. Строение, разнообразие, грибов.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Устный, письменный, по результатам лабораторных работ.

33

Многообразие и значение грибов.

Комбинированный.

Рассказ с элементами беседы

Особенности строения шляпочных грибов.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Фронтальный, индивидуальный.

34

Лишайники.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

рассказ с элементами беседы, итоговое тестирование.

Лишайники- симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение, питание, размножение.

Распознавать и описывать строение лишайника.

Фронтальный, индивидуальный.

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.

35

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Рассказ с элементами беседы

Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ.

Называть основные типы природных сообществ.

Описывать видовой состав природных сообществ.

Фронтальный, индивидуальный.


Учебно-методическое обеспечение:

литература для учащихся:


  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 2010.

· литература для учителя:

  1. Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. - М., Просвещение, 1982.

  2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. - М., Просвещение, 1989.

  3. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология - 6 кл./ экспериментальный учебник. - М., Вентана - Граф, 1993.

  4. Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора - 7 кл./ экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.

  5. Генкель П.А. Физиология растений. - М., Просвещение, 1985.

  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1997.

  7. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.

  8. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, - М., Просвещение, 1990.

  9. Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1991.

  10. Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.

  11. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.

  12. Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.

1


© 2010-2022