Научно-практическая конференция на тему Экология питания современного школьника

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №3» г. Поворино



Научно-практическая конференция на тему:

«Экология питания современного школьника».


Выполнил:

Безлепкин Антон - 8А класс

Руководитель работы:

учитель биологии Усова Е.А.

Поворино-2015

Содержание.

1. Введение.

1.1. Цели и задачи исследования.

1.2. Предмет исследования. Методы исследования. Гипотеза.

1.3. Актуальность темы

2. Опрос учащихся.

  1. Подсчет калорийности и анализ школьного меню.

4. Практическая часть.

4.1. Определение качества мясного фарша.

4.2. Определение витамина С в яблочном соке.

4.3. Анализ продуктов, купленных в магазине.

5. Общие выводы.

  1. Введение

    1. Цели и задачи исследования.

Цель исследования:

  • выяснить качество, энергетическую ценность употребляемых обучающимися продуктов питания;

  • выяснить, чем питается современный школьник и насколько экологически безопасны продукты питания, составляющие его рацион;

  • актуализировать проблему экологии питания;

  • Пропагандировать экологическую грамотность среди молодёжи.

Задачи:

  • Изучение различных источников информации по экологии питания человека.

  • Провести анкетирование среди старшеклассников школы с целью установления набора основных продуктов питания.

  • Провести социологический опрос среди обучающихся с целью выяснения, как они организовывают свое питание в течение учебного дня.

  • Исследование качества и состава, наиболее популярных у школьников продуктов питания.

  • Проанализировать недельное меню школьной столовой на соответствие требованиям по калорийности питания.

  • Провести исследование качества продуктов, используемых в нашей школьной столовой.


  1. Предмет исследования. Методы исследования. Гипотеза.

Предмет исследования: продукты питания, которые употребляют школьники в течение учебного дня.

Методы исследования: изучение соответствующего заданной теме теоретического материала, проведение социологического опроса, практического и теоретического исследования.

Гипотеза: большую часть времени современные школьники проводят вне дома, питаясь в школьных столовых, буфетах, покупая еду в ближайших киосках и магазинах, всегда ли она вкусна, полезна, а, главное, безопасна для детского организма?

  1. Актуальность темы.

Питание - средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. В условиях технического прогресса, огромного потока информации и общего ускорения темпов жизни к питанию предъявляются особые требования. Одним из наиболее эффективных средств повышения качества питания является его рационализация. Главное и основное требование рационального питания - его адекватность, т.е. соответствие производимым затратам энергии и потребностям организма.

Рациональное питание является одним из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость. Значение правильного и полноценного питания в современных условиях трудно переоценить. Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим каналам: телевидению, радио, кино, через интернет и др. источники - создает большую нагрузку на организм ребенка. Так как же и чем питаются современные ученики? Именно на этот вопрос мы и попытались найти ответ.

  1. Опрос учащихся

Мы попросили ответить на следующие вопросы сто обучающихся 8-11 классов нашей школы:


  1. Всегда ли вы успеваете покушать перед уходом в школу?

А) всегда Б) почти всегда В) иногда Г) практически никогда.

  1. Посещаете ли вы школьную столовую?

А) каждый день Б) часто В) иногда Г) никогда

  1. Сколько раз в день вы кушаете в школьной столовой?

А) завтракаю и обедаю Б) только обедаю В) когда как

4. Съедаете ли вы полноценный завтрак или обед?

А) всегда Б) иногда В) никогда

5. Нравится ли вам пища, приготовленная в нашей столовой?

А) нравится Б) когда как В) не нравится

6. Если не в школьной столовой, то где вы покупаете себе еду?

А) в школьном буфете Б) в киосках В) в ближайших магазинах.

Полученные результаты представлены на диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1

Научно-практическая конференция на тему Экология питания современного школьника

Диаграмма2

Научно-практическая конференция на тему Экология питания современного школьника

Комментарии.


  1. По данным социологического опроса 44 % обучающихся лишь изредка или вообще никогда не кушают перед уходом в школу.

  2. 98% из опрошенных детей посещают школьную столовую.

  3. Лишь 11% школьников завтракают и обедает в школьной столовой, 43% только обедают и 46% посещают ее от случая к случаю.

  4. 69% опрошенных подростков никогда не покупают полноценный обед или завтрак.

  5. Большинству обучающихся нравится пища, приготовленная в нашей столовой (47%), 29% считают, что она не всегда соответствует их требованиям и вкусу, а 25% опрошенных вообще не нравится вкус и качество приготовленной пищи.

  6. Приблизительно одинаковое число опрошенных покупает себе еду дополнительно в школьном буфете, киосках, ближайших к школе магазинах.

Однако, по результатам опроса видно, что достаточно большой процент обучающихся вообще не пользуется услугами столовой, отдавая предпочтение школьному буфету, близлежащим киоскам и магазину. Какие же продукты питания дети покупают там и знают ли о том, насколько они безопасны для детского организма.

Анкета.

1.Какие продукты вы покупаете вне школьной столовой?

А) фрукты Б) мучные изделия В) чипсы Г) сухарики Д) другое

2.Какому напитку вы отдаете при покупке предпочтение?

А) сок Б) кока-кола В) спрайт Г) лимонад Д) минеральная вода Е) другие напитки

3. Знаете ли вы о пользе или вреде этих продуктов и напитков?

А) да Б) имею смутное представление В) не знаю Г) мне все равно

Проанализировав эту анкету, мы получили следующие результаты:

Диаграмма 3

Научно-практическая конференция на тему Экология питания современного школьника

Комментарии.

  1. 84% опрошенных школьников в качестве альтернативного питания выбирают мучные изделия и чипсы!

  2. Любимым напитком является кока-кола.

  3. 73 % опрошенных школьников или ничего не знают о пользе, вреде этих продуктов, или имеют весьма смутное об этом представление, 11% подростков вообще не интересуются данным вопросом.

Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и пластические (ростовые) нужды. Потребность в калориях детей в возрасте от 14 до 17 лет превышает таковую у взрослых. Например, потребность в калориях у юношей этой возрастной группы составляет 2900 ккал, что соответствует потребности мужчин - рабочих, занятых трудом, связанным со значительными физическими усилиями. Т.о., питание школьников должно быть калорийным. Это достигается включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

3. Подсчет калорийности.

Используя стандартные таблицы по расчету калорийности блюд и суточной потребности подросткового организма в тех или иных питательных веществах, мы изучили недельное обеденное меню нашей школьной столовой, так как результаты опроса показали, что подавляющее большинство питающихся приходит именно на обед, и получили следующие результаты:

1.Понедельник.

№/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Суп картофельный с гречневой крупой

1/200

403 ккал

2.

Котлета из кур

1/40

110 ккал

3.

Рис отварной

1/100

326 ккал

4.

Соус томатный

1/30

13 ккал

5.

Чай с сахаром

1/200

380 ккал

6.

Хлеб

2/30

100 ккал

Итого:1332 ккал

2. Вторник.

№/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Суп картофельный с горохом

1/200

373 ккал

2.

Куры тушёные в соусе

1/50/50

96 ккал

3.

Макароны отварные

1/100

336 ккал

4.

Чай с сахаром

1/200

380 ккал

5.

Хлеб

1/55

103 ккал

Итого:1288ккал

3.Среда.

№/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Суп картофельный с макаронами

1/200

376 ккал

2.

Сосиски говяжьи

1/50

102 ккал

3.

Каша гречневая

1/100

376 ккал

4.

Компот из сухофруктов

1/200

139 ккал

6.

Хлеб

1/30

50 ккал

Итого:1043ккал

4. Четверг.

№/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Суп картофельный с гречневой крупой

1/200

403 ккал

2.

Сосиски говяжьи

1/50

102 ккал

3.

Макароны отварные

1/1001/100 1/100

336 ккал

4.

Соус томатный

1/30

13 ккал

5.

Кофейный напиток

1/200

32 ккал

6.

Хлеб

1/55

103 ккалИтого:909ккал

5. Пятница.

№/п

Наименование

Выход

Энергетическая ценность

1.

Щи из свежей капусты с картофелем

1/200

67,8 ккал

2.

Куры отварные

1/50

48 ккал

3.

Макароны отварные

1/100

336 ккал

4.

Соус томатный

1/30

13 ккал

5.

Чай с сахаром

1/200

380 ккал

6.

Хлеб

1/30

50 ккал

7.

Сырок глазированный

1/40

165,2 ккал

Итого:1060ккал

Два дня на выбор (ими оказались вторник и четверг) мы обследовали количество содержащихся в пище белков, жиров и углеводов, используя данные таблиц, предоставленные источником.

Получили следующие результаты:

белки

жиры

углеводы

Вторник

31,8 г

11 г

121,7 г

Четверг

34,65 г

31,2 г

168,7 г

Дневная норма для подростков в возрасте от14 до17 лет составляет:

Белков - 100-120 г

Углеводов - 450 -500 г

Жиров - 90-110 г

Во время обеда ребенок должен получить не менее 40 г белков (в том числе половина из них должна быть животного происхождения), углеводов не менее 160 г и жиров около 35 г

По нашим подсчетам получилось, что белками пища обеспечена значительно ниже нормы, причем, и в первом и во втором случае на долю белков животного происхождения приходится 9,35 г и 6,2 г соответственно. Меньше нормы содержится в пище и жиров (11 г и 31,2 г). Количество углеводов соответствует норме только в четверг (168,7 г).

Обед должен составлять 30 - 35% суточной энергетической ценности.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что средняя калорийность школьного обеда соответствует нижней границе нормы. Однако калорийность его достигается, в основном, за счет введения в обеденное меню мучных изделий и гречневой крупы. Очень маленький процент приходится на мясные блюда и совершенно отсутствуют свежие овощи и фрукты, особенно, если учесть, что данное меню составлялось на весенние месяцы, когда недостаток в витаминах чувствуется больше всего, что мы без особого труда смогли определить, используя простые тесты из практикума по экологии человека (4). Поэтому, считать его рациональным и полноценным для растущего организма подростка, можно с большим трудом.

4. Практическая часть.

Далее нас заинтересовало качество продуктов, используемых для приготовления пищи в нашей столовой и мы решили провести небольшие исследования в этой области. Большой популярностью у школьников пользуются изделия из мясного фарша, поэтому его мы и взяли для исследования.

4.1. Определение качества мясного фарша.


Практическая работа №1..

Приборы и реактивы: по 20 г куриного и мясного фарша, дистиллированная вода, 5% раствор сульфата меди(II), коническая колба, штатив, пробирка, стакан с холодной водой, стеклянная воронка.

Пояснения к заданию. Если мясо свежее, то бульон остается прозрачным или слегка мутнеет. При использовании мяса сомнительной свежести в бульоне появляются хлопья, а при испорченном мясе в пробирке выпадает желеобразный осадок сине-голубого или зеленоватого цвета.

Ход работы.

1. 20 г фарша помещаем в коническую колбу и заливаем 60 мл дистиллированной воды, тщательно перемешиваем, горлышко колбы накрываем часовым стеклом.

2. Ставим на 10 минут в кипящую водяную баню.

3 .Горячий бульон фильтруем через плотный слой воды (толщиной не менее 0,5 см) в пробирку, помещенную в стакан с холодной водой.

4.Отливаем 2 мл фильтрата в чистую пробирку и добавляем 3 мл 5% раствора CuSO4.. Пробирку хорошо встряхиваем несколько раз, затем закрепляем её в штативе. Через пять минут отмечаем результат реакции.

Результат.

В первом случае бульон остался практически прозрачным, лишь слегка помутнел, а во втором - наблюдалось образование незначительное количество хлопьевидного осадка, что дает возможность предположить, что для приготовления мясного фарша использовалась продукция не первой свежести.

4.2. Определение витамина С в яблочном соке марки «Фруктовый сад».

Практическая работа №2.

Приборы и реактивы: химический стакан ёмкостью 50 мл, образец сока, крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода.

Пояснения к заданию. Молекулы аскорбиновой кислоты легко

окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля прореагирует с крахмалом, что окрасит раствор в синий цвет Ход работы.

  1. В стакан налил 2 мл сока и 10 мл дистиллированной воды.

  2. Добавил ½ чайной ложки крахмального клейстера. Всё перемешал.

  3. По каплям добавлял спиртовой раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 секунд.

15-20 капель раствора йода до появления устойчивого синего окрашивания соответствуют содержанию 9 мг витамина С в 100 мл раствора.

Результат.

В нашем опыте для получения устойчивого синего окрашивания потребовалось 32 капли йода, что приблизительно соответствует 14,5 мг витамина С на 100 мл сока и является достаточно хорошим показателем.


  1. Анализ продуктов, купленных в магазине.

Так же мы провели исследование продуктов, которые среди детей наиболее популярны и часто покупаемы - это батончик «Сникерс», чипсы «Московский картофель» и газированный напиток «Кока-кола».

5. Общие выводы.

Итак, проанализировав полученные результаты всех практических работ, можно сделать следующие выводы:

  1. Меню школьной столовой не отличается разнообразием и с трудом может соответствовать нормам полноценного питания школьников.

  2. Качество готовых блюд не всегда удовлетворяет требовательный вкус детей.

Большинство старшеклассников школы питаются в школьной столовой, но в основном завтракают. Обедает же в школьной столовой только каждый третий старшеклассник.

Меню школьной столовой, хотя и отличается разнообразием, но не полностью соответствует нормам полноценного питания школьников.

  1. Качество поступающих на кухню столовой продуктов не всегда соответствует предъявляемым к школьному питанию требованиям.

  2. Нерегулярное питание наших школьников не могло не отразиться на их здоровье. По данным годового отчета нашей медицинской комнаты за прошлый год, каждый восьмой обучающий имеет диагноз хронический гастродуоденит, поставленный ему официально в детском медицинском учреждении.




© 2010-2022