Разработка урока Биотические взаимоотношения (9 класс)

Тема урока: Биотические взаимоотношения. Цель урока: Сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм и др. Развивать мышление, творческую и познавательную активность, умение делать выводы. Продолжить развитие навыков работы с текстом. Воспитывать любовь к окружающей нас природе и бережн...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Биотические взаимоотношения.

Цель урока:

  1. Сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.

  2. Развивать мышление, творческую и познавательную активность, умение делать выводы. Продолжить развитие навыков работы с текстом.

  3. Воспитывать любовь к окружающей нас природе и бережному к ней отношению.

Тип урока: Комбинированный, с приёмами технологии Критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: интерактивная доска, текст учебника, карточки опроса домашнего задания, слайд- презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение опорных знаний.

Опрос домашнего задания по карточкам опроса.

  1. Биоценоз - это …

  2. Биотоп - это…

  3. Биогеоценоз - это…

  4. Биогеоценоз состоит трёх составных частей - …

  5. Популяция - это…


  1. Стадия ВЫЗОВА.

На этом этапе урока перед учащимися ставится проблемная задача: «Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биогеоценозе могут существовать?».

В ходе обсуждения, определяются вероятные типы взаимодействия. (Приём «Корзина понятий»)

Учащиеся приводят известные им примеры.


  1. Стадия Осмысления.

Учащимся предлагается прочитать текст учебника на стр.158-161 и выписать в тетрадь биотические взаимоотношения в виде «Трёхчастного дневника». (Работа в парах)

Заполняются только два первых столбца.

Биотические взаимоотношения

Комментарии

Примеры

Конкуренция

Организмы одного или нескольких видов ведут между собой конкурентную борьбу за жизненные ресурсы.

Стаи воробьёв, голубей и др.

Внутривидовая борьба

Борьба внутри вида

Уменьшение елей в ельниках, самоуничтожение муравьёв.

Межвидовая борьба

Борьба между разными видами, когда наиболее активный вид, имея преимущества, угнетает второй и в конце концов уничтожает его

Серая и чёрная крыса

Хищничество

Борьба между видами за среду обитания, питание.

(Хищник - жертва) Волки и олени, паук и бабочка.

Паразитизм

Представители одного вида живут за счёт другого вида, паразитируя в их организме.

Гриб - трутовик, Аскариды, эхинококки. Растение - повилика.

Симбиоз

Организмы, относящиеся к разным видам, не только не уничтожают друг друга, но и помогают вести взаимополезную жизнедеятельность.

Муравьи и растительная тля, рак-отшельник и актиния, лишайники, бактерии кишечного тракта

Комменсализм

Одна из форм симбиоза, когда остатками пищи одного вида питается представитель другого вида, при этом не нанося вреда друг другу. Иногда использует как орудие передвижения или защиты.

В жабрах крупных рыб живут мелкие рыбы, рыбы- лоцманы, гиены, в старых норах прячутся от жары мелкие грызуны и пауки

Мутуализм

Отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнёра.

Муравьи и растительная тля, рак-отшельник и актиния, муравьи и акация

Зоохория

Явление, когда животные перемещаясь разносит семена растений на большие расстояния.

Чертополох и животные, семена ягод и птицы.

Аллелопатия

Влияние организмов одних видов на организмы других путём выделения ими различных веществ. (возбуждают или угнетают)

Запах полыни угнетает кукурузу, картофель, томат и др.

Аменсализм

Подавление одного организма другим без видимого сопротивления подавляемого.

Муравьи отбирают яйца и личинки из соседнего муравейника.


Учащие презентуют свои «Трёхчастные дневники».


  1. Рефлексия.

1. Дописать примеры биотических взаимоотношений из собственного опыта. (Работа в группах).

2. Составление схемы - «Биотические взаимоотношения» (приём «Кластер»).

Составление «Кластера» на доске с помощью учащихся.


  1. На слайдах показаны различные виды биотических взаимоотношений, учащиеся определяют вид данных взаимоотношений. (Работа с интерактивной доской).


  1. Найти соответствия «Биотические взаимоотношения - примеры» (самостоятельно)

Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары:

Тип взаимоотношений

Примеры растений и животных

1. Хищничество

А.Густой подрост ельника

2.Симбиоз

Б.Волк и олень

3. Аменсализм

В.Травы под елью

4. Конкуренция внутривидовая

Г.Лишайники

5.Конкуренция межвидовая

Д.Аскарида и человек

6.Паразитизм

Е.Бабочка Адмирал и растение Телекия красивая

7.Протокооперация

Ж.Прусак и чёрный таракан

8.Мутуализм

З. Акула и рыба-прилипала

9.Комменсализм

И. Пчёлы и луговые цветы

10.Нейтрализм

К. Синица и лягушка

1-Б; 2-Г; 3-В; 4-А; 5-Ж; 6-Д; 7-И; 8-Е; 9-З; 10-К.


  1. Задание на дом. §52, вопросы в конце параграфа.

Комментарий оценок.


© 2010-2022