• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока в 6 классе на тему: Корень. Лабораторная работа № 3 Строение корневого волоска. Корневые системы

Конспект урока в 6 классе на тему: Корень. Лабораторная работа № 3 Строение корневого волоска. Корневые системы

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 6 классе на тему: Корень. Лабораторная работа № 3 Строение корневого волоска. Корневые системыКонспект урока в 6 классе на тему: Корень. Лабораторная работа № 3 Строение корневого волоска. Корневые системыКонспект урока в 6 классе на тему: Корень. Лабораторная работа № 3 Строение корневого волоска. Корневые системыКонспект урока в 6 классе на тему: Корень. Лабораторная работа № 3 Строение корневого волоска. Корневые системыКонспект урока в 6 классе на тему: Корень. Лабораторная работа № 3 Строение корневого волоска. Корневые системыКонспект урока в 6 классе на тему: Корень. Лабораторная работа № 3 Строение корневого волоска. Корневые системыПоурочное планирование. Биология- 6 класс

Тема: Строение и жизнедеятельность растений.

Урок № 7

Дата проведения:

Тема урока: «Корень. Л/р 3. Строение корневого волоска. Корневые системы».

Цель: Цель: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.

Образовательные: формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении;

Развивающие: развитие умений сравнивать объекты на примере строения мочковатой и стержневой корневых систем;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе на примере важности корневой системы для жизни растения.

Формирование УУД

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД-проявлять познавательный интерес к изучению строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая само регуляция.
Познавательные УУД - включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы; представлять информацию в виде рисунков;

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: гербарии растений, презентация

учебная: сформировать у учащихся представление о строении корня и его функциях, о стержневой и мочковатой корневых системах.

Развивающая: развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность,

Оборудование: таблицы « Внешнее строение корня», «Внутреннее строение корня», макет «Внутреннее строение корня», «Типы корневых систем», «Видоизменения корня», рабочая тетрадь, тетрадь с печатной основой для лабораторных работ, образцы живых и гербарных растений с разными типами корневых систем, корнеплоды. ( свекла, морковь), корневые клубни (георгина), лупа.

Основные понятия и термины:

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный этап …………………………2 мин

Контроль ранее изученного………………………………………………8мин

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.2мин

Изучение нового материала ………………………20мин

Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …12мин

Подведение итогов урока ……………………….1 мин

Домашнее задание………………………………………………………1мин

Ход урока

1.Организационный этап

2.Актуализация опорных знаний.

1.Что такое орган?
2.Вспомните, какие два типа растительных органов вы уже знаете?
3. Перечислите известные вам генеративные органы растений?
4. Перечислите известные вам вегетативные органы растений?
5. Чем, по-вашему, отличается корень от других вегетативных органов?

3. Мотивация учебной деятельности Определите, какой орган мы будем сегодня изучать?

Он есть у зуба и языка, в математике он квадратный, в слове он главный, а у растений длинный?

Ответ учащихся- корень.

Какой корень мы будем изучать?

- растений

Тема урока сегодня «Корень

3.Изучение нового материала.

итак, клетки образуют ткани, а что образуют группы тканей?

- в действительности получается следующее:

КЛЕТКА ТКАНЬ ОРГАН СИСТЕМА ОРГАНОВ ОРГАНИЗМ

- Какие органы выделяются у цветковых растений?

- На какие группы их можно разделить в зависимости от выполняемых функций?

ОРГАНЫ



Вегетативные органы Генеративные органы

(процессы жизнедеятельности) (размножение)

Побег Корень Цветок Плод Семя

(стебель, лист,

почка)- Почему корень изучается первым? (он первым появляется у молодых растений)

- Какие условия нужны для развития корня? (влага, воздух, тепло)

- Каковы функции корня?

Корень - осевой подземный орган растений. Различают главный корень, который развивается из корешка зародыша семени, и придаточные корни, которые образуются на стебле (на его подземной или надземной части), а иногда и на листьях. Главный и придаточные корни ветвятся и образую тбоковые корни.
Все корни одного растения составляют его корневую систему.

Корневые системы

Стержневая имеет хорошо выраженный корень (горох, капуста, морковь, одуванчик)

Мочковатая главный корень не заметен среди массы других корней ( рожь, рис, лук, чеснок)Глубина проникновения корней в почву, занимаемая ими площадь и степень их ветвления различны. Они зависят от вида растений и условий, в которых эти растения произрастают. Основная масса корней находится в верхних слоях почвы на глубине до 1м, а некоторые деревья распространяют свои корни всего на Глубину 15см, т.е. там, где больше всего минеральных веществ. Однако корни могут проникать и на большую глубину. Например, корни гороха и картофеля достигают глубины 1,5м; пшеницы, ржи, кукурузы -: 2м; клевера - Зм; люцерны - 6м и больше. Самые длинные корни у растений, произрастающих в засушливых зонах. В пустыне растет верблюжья колючка, корни которой очень длинные,- 20м и более. Они достигают водоносного слоя и обеспечивают растение водой
2.Функции корня
1.Укрепляет растение в почве;
2. Всасывает из почвы воду и растворенные минеральные
соли;
3.Синтез некоторых органических веществ;
4.Орган запаса питательных веществ;
5.Обеспечивает связь растения с обитателями почвы (бактериями, грибами);
6. Осуществляется вегетативное размножение растений Сегодня на уроке мы рассмотрим анатомическое строение корня, а так же узнаем, какие зоны корня выделяют, и почему они вообще отличаются друг от друга

Исходя из функций рассмотрим внутреннее строение корня

В молодом корне (главном, придаточном, боковом) различают три части или зоны: роста, всасывания и проведения.
Зона роста находится на кончике корня, ее еще называют конусом нарастания. Она состоит из образовательной ткани, клетки которой постоянно делятся и обеспечивают рост корня в длину. Эта часть корня очень мала: от одного до нескольких миллиметров.
Сверху зона роста прикрыта корневым чехликом, который защищает ее неясные клетки. Твердые частицы почвы повреждают корневой чех лик. Его наружные клетки отмирают, а изнутри нарастают новые.
Над зоной роста расположена зона всасывания. В этой зоне корень состоит уже из постоянных тканей. Сверху находится покровная ткань, клетки которой образуют выросты - корневые волоски.Именно корневые волоски обеспечивают всасывающую функцию корня. Они тесно прилегают к частицам почвы и поглощают из них воду и минеральные вещества. Длина волосков невелика - всего несколько миллиметров, но их очень много - сотни на квадратный миллиметр поверхности. Ботаники подсчитали: если сложить длину всех корневых волосков развитого растения ржи, то она может достичь 10000км.
На поперечном срезе в зоне всасывания хорошо видно внутреннее строение корня. Под покровной тканью расположена многослойная кора. В центре проходят проводящие ткани: широкие сосуды ксилемы, которые транспортируют вверх воду и минеральные вещества, и более узкие ситовидные клетки флоэмы, поставляющие в корень продукты фотосинтеза. Вода и минеральные вещества всасываются корневыми волосками, потом они проходят по клеткам коры до сосудов, по которым поднимаются в стебель. Корневые волоски живут недолго, всего несколько дней. В верхней части всасывающей зоны они разрушаются, а снизу, выше зоны роста, все время образуются новые. Зона роста и зона всасывания располагаются на кончиках всех корешков корневой системы растения.
Выше корневых волосков находится проводящая зона корня. По протяженности она самая длинная, так как распространяется до самого стебля. Корень здесь покрыт пробкой, и всасывания почти не происходит. Главная функция корня в этой зоне - проведение веществ из корня в стебель и из стебля в корень. В проводящей зоне происходит ветвление, т.е. образуются боковые корни.
Особенности внутреннего строения корня соответствуют выполняемым им функциям -

Ткани, входящие в строение корня

Внешний вид клетки

Где находятся (в какой зоне корня)

1.Образовательная

Зона деления

2. Проводящая

Зона проведения

3. Всасывающая

Зона всасывания

4. Покровная

Зона всас. и провед.

5. Механическая

Во всех зонах

Учитель - А сейчас мы немного отдохнем, проведём физминутку!

Раз - подняться, подтянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Учитель -На все вопросы мы ответили, составленные вначале урока?

( ответы учащихся)

Учитель - Давайте познакомимся с внутренним строением корня. Для этого рассмотрите рис 4.13 Зоны корня.

Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

( ответ учащегося)

Самостоятельная работа

Используя текст параграфа заполните таблицу

ЗОНА КОРНЯ

КАКОЙ ТКАНЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНА

ФУНКЦИИ

1. ЗОНА ДЕЛЕНИЯ С КОРНЕВЫМ ЧЕХЛИКОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАНИЕ
НОВЫХ КЛЕТОК,
ТКАНЕЙ

2. ЗОНА РОСТА (РАСТЯЖЕНИЯ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

РОСТ КОРНЯ В ДЛИНУ

3. ЗОНА ВСАСЫВА-

НИЯ С КОРНЕВЫМИ ВОЛОСКАМИ

ПОКРОВНАЯ

ВСАСЫВАНИЕ ПОЧВЕННОГО РАСТВОРА

4.ЗОНА ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОВОДЯЩАЯ
А.ДРЕВЕСИНА

Б. ЛУБ

ПРОВЕДЕНИЕ ВОДЫ С МИНЕРАЛЬНЫМИ СОЛЯМИ, ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

4. Обобщение.- Выполнение лабораторной работы № 3 « Строение корневого волоска. Корневые системы»

Фронтальный опрос учащихся:

1.Что такое корень?

2. Какие виды кореньев и типы корневых систем существуют?

3. Назовите зоны корня?

4. Какие функции выполняет всасывающая зона корня ?\

5. Приведите примеры видоизменений кореньев?

6. Какое значение имеют видоизменения корней?

7. Зависит ли развитие побега от развития корня?

5. Домашнее задание- прочитать § 31, стр 80-81 . Ответить на вопросы на стр 81 , повторить § 30, выполнить в РТПБ на стр - упр № 3- 7

5


© 2010-2022