Программа элективного курса Познай себя сам

                     Программа «Познай себя сам» предусматривает углубленное изучение школьной программы в курсе биологии «Анатомия, физиология и гигиена человека» по теме «Анализаторы. Органы чувств. Особенности ВНД». Данная программа базируется на использовании учебно-методического комплекса «Физиология человека. Организм как единое целое», разработанного  преподавателями НГУ – Л.А.Бельченко и В.А.Лавриненко. Авторы пособия демонстрируют новый, современный подход к изучению данных тем. Такой подход ориентирует учащихся на изучение механизмов регуляции функций, что позволяет воспринимать организм как единое целое. В качестве основы курса взят раздел пособия «Основные аспекты восприятия раздражений и высшей нервной деятельности».                                                                                                                                              
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа

элективного курса по физиологии человека

для учащихся 9 классов


«Познай себя сам»


Автор: Чемеркина Е.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной

категории,

МКОУ КСШ №3




Пояснительная записка


Программа «Познай себя сам» предусматривает углубленное изучение школьной программы в курсе биологии «Анатомия, физиология и гигиена человека» по теме «Анализаторы. Органы чувств. Особенности ВНД».

Данная программа базируется на использовании учебно-методического комплекса «Физиология человека. Организм как единое целое», разработанного преподавателями НГУ - Л.А.Бельченко и В.А.Лавриненко.

Авторы пособия демонстрируют новый, современный подход к изучению данных тем. Такой подход ориентирует учащихся на изучение механизмов регуляции функций, что позволяет воспринимать организм как единое целое. В качестве основы курса взят раздел пособия «Основные аспекты восприятия раздражений и высшей нервной деятельности».

Программа курса предназначена для учащихся 9 классов в качестве элективного курса и рассчитана на объём в 16 часов.

Основной целью курса является развитие познавательных потребностей в области изучения физиологии человека и формирование восприятия организма как единого целого.

В ходе реализации программы решаются следующие учебные задачи:

  • приобретение знаний о значении, строении, особенностях функционирования сенсорных систем человека и интегрирующей роли ВНД;

  • овладение навыками экспериментальной и исследовательской деятельности;

  • развитие умений работать в группе.

Отбор и структурирование учебного материала осуществляется с учётом особенностей психофизиологического восприятия информации. Теоретический материал сопровождается картинками и схемами, а практические работы представлены в качестве наблюдений, экспериментов и исследований.

Основные методы обучения:

- лекция, проводится при изучении наиболее сложного и малоизвестного материала;

- рассказ как иллюстрация истории научного поиска, как инструктаж на практических занятиях;

- запас у учащихся имеющихся знаний позволяет использовать метод беседы, она помогает соразмерить глубину освещаемого вопроса с познавательными возможностями учащихся и активизировать познавательную деятельность;

- успешное сочетание теоретических познаний с практическими действиями реализуется посредством наблюдения и эксперимента.

-

Работая по такой схеме, учащиеся научаются самостоятельно:

  • организовывать проведение исследований и экспериментов;

  • анализировать полученные результаты,

  • делать выводы;

  • закреплять теоретические знания;

  • организовывать самопроверку знаний.

Основные формы обучения - проблемные уроки, в ходе которых выявляются взаимосвязи между процессами и объектами изучения, и практические занятия для обогащения учащихся новыми знаниями и иллюстрации и систематизации полученных знаний.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- механизм установления связей организма с внешней средой;

- структуру и разнообразие анализаторов;

- значение сенсорных систем;

- классификацию рефлексов по биологическому значению и анатомическому принципу;

- правила формирования условных рефлексов;

- формы поведения человека;

- взаимодействие первой и второй сигнальных систем;

- приспособительный характер эмоций как средство достижения цели;

- роль эмоций в перестройке поведения организма в ответ на изменяющиеся условия окружающей среды;

- роль «привыкания» и «повышенной чувствительности» для процесса обучения;

- сон и уровень функционирования систем и органов, влияние сна на работоспособность и самочувствие.

Учащиеся должны уметь:

- находить функциональные связи между отдельными органами и системами органов;

- понимать механизмы регуляции функций ;

- воспринимать организм как единое целое;

- самостоятельно организовывать экспериментальную и исследовательскую деятельность;

- обобщать теоретические и практические знания для целостного восприятия учебного материала;

- организовывать работу в группах.

Содержание изучаемого курса

I.Физиология сенсорных систем (7 часов).

Понятие - сенсорные системы. Роль рецепторов в получении информации о внешней и внутренней средах. Свойства рецепторов. Сенсорные стимулы. Учение И.П.Павлова об анализаторах.

Зрительная система, Оптическая система глаза, Аккомодация. Фоторецептия. Практическая работа «Определение слепого пятна на сетчатке глаза».

Орган слуха. Кортиев орган. Путь передачи звукового сигнала.

Вестибулярный аппарат.; костный и перепончатый лабиринт. Функции вестибулярного аппарата.

Обоняние, обонятельные луковицы; обонятельная адаптация; вкусовые рецепторы. Практическая работа «Определение вкусовой чувствительности рецепторов языка».

Лабораторная работа «Адаптация анализаторов».

II. Интегрирующая роль ВНД (11 часов).

Рефлексы. Классификация условных и безусловных рефлексов по биологическому значению и анатомическому принципу в зависимости от эфферентного звена их рефлекторной дуги, по расположению центров, в которых эти рефлексы замыкаются.

Формирование и исчезновение условных рефлексов. Правила формирования по И,П.Павлову. Лабораторная работа «Выработка мигательного условного рефлекса у человека». Практическая работа «Выработка угасательного торможения».

Врождённое и приобретённое поведение. Мотивация. Элементарная рассудочная деятельность.

Первая сигнальная система. Вторая сигнальная система. Речь. Практическая работа «Условные рефлексы на базе речевого подкрепления»

Мышление - продукт целого мозга. Функциональная симметрия мозга. Особенности левополушарных и правополушарных людей.

Практическая работа «Ассоциативный эксперимент».

Эмоции: положительные и отрицательные. Роль эмоций в жизнедеятельности организма.

Состояние эмоционального напряжения. Пищевое поведение. Приспособительный характер эмоций. Функциональная ассиметрия в функциональной сфере.

Виды памяти. Запоминание, хранение, воспоминание. Привыкание. Повышение чувствительности.

Способы тренировки и сохранения памяти.

Сон парадоксальный и медленный. Значение сна. Способы улучшения сна. Гигиена сна. Физиология сна. Сновидения.

Учебно-тематический план


№п/п

Тема занятия

Теоретическое занятие, кол-во

часов

Практическое занятие, кол-во

часов


I. Физиология сенсорных систем


1

Значение сенсорных систем

1


2

Зрительная система. Расстройство зрения. Практическая работа «определение слепого пятна на сетчатке глаза».



1

3

Слуховой анализатор. Звуковые колебания.

1


4

Вестибулярная система

1


5

Обонятельный анализатор. Обонятельная адаптация

1


6

Вкусовой анализатор. Пороги вкусовой чувствительности.

Практическая работа «Определение вкусовой чувствительности рецепторов языка».


1

7

Практическая работа «Адаптация анализаторов»


1


II.Интегрирующая роль ВНД



8

Классификация рефлексов и их возникновение .

Практическая работа «Выработка условного мигательного рефлекса у человека»


1

9

Правила формирования условных рефлексов. Практическая работа «Выработка угасательного торможения».


1

10

Поведение.

1


11

I и II сигнальные системы. Речь. Практическая работа «Условные рефлексы на базе условного подкрепления».


1

12

Мышление и сознание.

1


13

Практическая работа «Ассоциативный эксперимент»


1

14

Эмоции: положительные и отрицательные. Пищевое поведение.

1


15.

Эмоциональная напряжённость

1


16

Память. Виды памяти.

1


17

Способы тренировки и сохранения памяти

1


18

Сон и сновидения. Физиология сна.

1




Методические рекомендации

Обучение по данной программе осуществляется в равной степени посредством проведения теоретических и практических занятий.

На занятиях учащиеся знакомятся с последовательностью решения поставленной задачи, получают инструктаж по выполнению этапов занятия. Теоретический материал сопровождается схемами и рисунками отсканированными с учебно-методического комплекса «Физиология человека. Организм как единое целое» и представленными через проектор.

Инструктаж по выполнению практических работ раздаётся ребятам в виде карточек, где обозначена тема, цель эксперимента и ход работы. В процессе выполнения практической работы учащиеся делают наблюдения, а затем, анализируя их, формулируют вывод. Часть таких работ имеется в самом пособии, а часть изложены в практикуме по физиологии человека для студентов биологических отделений. Многие работы проводятся только при групповой форме организации деятельности учащихся, так как каждый ученик должен побывать в роли испытуемого.

Формы контроля уровня достижений учащихся осуществляются через проверку знаний и самопроверку, обсуждение полученных результатов, обмен впечатлениями и выражение эмоций учащимися от полученных результатов. Учебно-методический комплекс, сопровождающий данный курс, предусматривает для этого контрольные тесты, а в конце изложения материала по каждому занятию предлагаются вопросы разного уровня сложности. Уровень творческого подхода к изучению курса может стать написание исследовательской работы по ряду тем. Например, «Выявление индивидуальных особенностей ВНД учащихся класса путём проведения ассоциативного эксперимента», «Влияние развивающих игр на развитие памяти». «Особенности памяти людей разных профессий».



© 2010-2022