Разработка урока по экологии Алтайского края (биологии) по теме

Разработка урока "Голосеменные растения нашей местности"включает в себя сценарий урока и дополнительное приложение к нему с описанием голосеменных растений и их изображением. здесь собран самый интересный материал на мой взгляд и взгляд детей о голосеменных растениях. Также в разработку вкючены стихотворения местного поэта Владимира Гусева воспевающие и описывающие красоту этих растений. Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о голосеменных растениях. Задачи: ·        пополнить знания учащих...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: экология Алтайского края.

Тема: Голосеменные растения нашей местности.

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о голосеменных растениях.

Задачи:

  • пополнить знания учащихся о значении и многообразии голосеменных растениях Алтайского края;

  • формировать умение выделять главное, проводить сравнение и делать выводы;

  • помочь ощутить красоту и гармонию в природе, раскрыть её роль как источника творчества и вдохновения.

Девиз урока: «Если путь твой к познанию мира ведёт, -

Как бы ни был он долог и труден вперёд!»

Фирдоуси.

Межпредметные связи: биология, литература, ИЗО.

Оборудование: таблицы, плакаты, картины художников, энциклопедии, словари.

Используемые технологии: игровая, технология развития критического мышления учащихся.

Содержание урока.

  1. Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока «Голосеменные растения нашей местности». Не случаен и девиз нашего урока «Если путь твой к познанию мира ведёт, - как бы ни был он долог и труден вперёд!». На уроке мы постараемся выяснить, какие растения из данного отдела встречаются в нашей местности, и какого их значение.

2. Подготовка к путешествию в «Страну Голосеменных растений».

Наше занятие пройдет в виде путешествия по «Стране Голосеменных растений». Для работы вам нужно разделиться на группы, выбрать машиниста поезда и название вашего поезда. Каждый машинист получает маршрутный лист и бортовые журналы.

Маршрутный лист.

Станция «Сосновый бор»;

Станция «Новогодняя»;

Станция «Ореховая»;

Станция «Лиственниц»;

Станция «Пихтовая».

Бортовой журнал.

Станция.

Название растения

Особенности строения

Применение и использование

Этого я не знал!

Сосновый бор


Новогодняя


Ореховая


Лиственниц


Пихтовая


В сравнении с другими представителями флоры голосеменные растения весьма малочисленны по своим видам, тогда как важнейшие из них известны многим: это ели, сосны, пихты и кедры. В нашем селе встречаются только древесные формы голосеменных. Вот о них и пойдёт речь на уроке.

Кто не испытывал на себе благотворное влияние леса, не черпал в нем физические и духовные силы! Красочность, величие и богатства наших лесов пробуждают в нас эстетические чувства. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят в лесу источник вдохновения.

И великолепием хвойных боров восхищались художники и поэты. Русский лес, его неповторимая красота и волнующие чувства, вызываемые им, отражены с художественной силой в творчестве поэта и песенника Кольцова, например, в его известном стихотворении «О чем шумит сосновый лес?» лес был дорог поэту всю жизнь. Изображения сосен и других, хвойных можно увидеть на картинах И.И.Шишкина. Величавый образ одинокой сосны использовал в своём творчестве М.Ю. Лермонтов. Местный поэт В.Гусев тоже не обошел стороной эти величавые деревья в своем творчестве:

Снега наслоились, как время.

И заштриховали лыжню.

Под соснами старыми теми,

Что были подругами вьюг.

Те сосны с годами крепчали -

Созданья природы самой.

Как сестры мои, замечали,

Что делало время со мной.

Их кроны вчеканены в небо,

Хвоя их казалось седой…

Недаром русский писатель А.П.Чехов сказал: «Леса учат понимать прекрасное».

Вперёд! Счастливого пути!

  1. Станция «Сосновый бор» (рассказ учителя и самостоятельная работа с коллекциями и гербарием).

Сейчас речь пойдет о сосне. Прослушав рассказ, вы должны заполнить «Бортовые журналы».

Сосны издавна считали волшебными деревьями. В греческой мифологии сохранилась легенда о судьбе красавицы нимфы Питис, которую полюбил бог ветра Борей и, приревновав её к лесному богу Пану, превратил нимфу в сосну. А в Древнем Вьетнаме их сажали у дворцов императоров в качестве символов процветания, величия и долголетия монархов. И опять можно вспомнить строки из стихов В. Гусева:

…Где бор зелеными ручьями,

С грудастых катится холмов.

Там дни встречаются с ночами,

Под сводом чудо теремов!

Там тишина чутка, как струны.

Заденешь - эхом зазвенит.

Там сказку встретишь ночью лунной,

Там фея сердце полонит!

Сосна дает пропитание и приют другим жителям леса. Это белка, глухари (едят хвою), лоси (питаются побегами и корой).

Свойства и значение: выделяет фитонциды, губительно действующие на микробов и положительно влияющие на дыхательную систему человека; широко применяется в строительстве и промышленности (из сосны получают канифоль, скипидар).

Заполнив «Бортовой журнал» отправляемся дальше.

  1. Станция « Новогодняя». Посетив эту станцию, вы поближе познакомитесь с сибирской елью и узнаете, почему эта станция называется «Новогодней». Для этого прослушайте рассказ «станционного смотрителя» (одного из учащихся).

Дополнительный материал.

Древние германцы считали, что именно в могучей ели живет древний дух леса. Чтобы его задобрить, они наряжали ветки ели, развешивая на её лапах лакомства и украшения. Позже обычай наряжать елку стал новогодним, семейным праздником. В нашей стране он был введен Петром 1 в 1699г. Так елка в нашей стране стала, связана с празднованием Нового Года.

Свойства и значение: легкая и мягкая древесина ели широко используется в строительстве, целлюлозно-бумажной промышленности и для изготовления музыкальных инструментов; из ели получают смолу, деготь, скипидар, канифоль, древесный уксус, витамин С; кора служит источником дубильных веществ.


  1. Станция «Ореховая».

Каждый из вас хоть раз в жизни пробовал кедровые орешки. Они славятся своим замечательным вкусом и целебными свойствами. Побывав на этой станции, вы познакомитесь с сибирским кедром. Учащиеся работают, самостоятельно используя справочники и энциклопедии.

Дополнительный материал.

Настоящим кедром является ливанский кедр и являющийся священным в этой стране. Согласно легенде, мудрый царь Соломон снаряжал экспедиции именно за этим деревом, чтобы построить из его драгоценной и ароматной древесины свой знаменитый храм. В нашей стране кедром по традиции называют только один вид - кедр сибирский (сосну сибирскую).

Красива и величественна кедровая сибирская сосна. Недаром появилась пословица «В ельнике трудиться, в березняке - веселиться, в кедровнике - Богу молиться!».

Но настоящим чудом являются кедровые орешки. Такие орешки - удивительное творение живой природы. Они не только очень вкусные, но чрезвычайно питательные. В них содержится до 28 % масла, которое по вкусу не уступает лучшим сортам оливкового. В масле кедровых орешков есть и белки, и углеводы, и минеральные соли, а также витамины и многие другие полезные вещества.

Это масло не только важный продукт питания, его ценят художники, применяя для разбавления красок. Самые высококачественные лаки готовят тоже с использованием этого масла.

В сибирской тайге кедровые орехи кормят не только людей, но и очень многих обитателей таёжных лесов, они входят в рацион примерно 200 видов птиц и зверей.

Свойства и значение: в народной медицине кедровые орешки используют для лечения различных сердечно-сосудистых заболеваний; великолепный материал для производства музыкальных инструментов


  1. Станция «Лиственница».

В отличие от остальных представителей семейства сосновых лиственница сбрасывает на зиму свои листья. А с её особенностями вас познакомит «станционный смотритель».

Дополнительный материал.

Светолюбивые лиственницы нетребовательны к почве, выносливы, могут доживать до 500 лет.

Её древесина обладает отменными качествами, она тяжелая крепкая и смолистая, поэтому широко используется в строительстве, особенно при сооружении подводных конструкций. В середине 17 века в Якутске был построен из лиственницы острог, одна башня сохранилась до наших дней. Амфитеатры Древнего Рима, сваи зданий Венеции тоже сооружены из древесины лиственниц.

Лиственницы ценны еще тем, что из их надрезов из ствола вытекает смолистая жидкость - живица. Из неё получают канифоль и скипидар, который используют как растворитель красок, а также в медицине для растирания.

  1. Станция «Пихтовая». Рассказ учителя.

Это высокое (более 30 м) дерево с узкоконической кроной и темно-серым стволом всегда заметно и в хвойном, и в смешанном лесу. Пихту нельзя назвать капризной породой, она выдерживает большие морозы зимой и недостаток света летом. Однако от ранних весенних и осенних заморозков может пострадать. Среди хвойных деревьев пихты можно считать растительным индикатором, показателем здоровой среды обитания. Там. Где плохая экологическая обстановка, пихты не будут расти.

Один из видов называют пихтой троянского коня. По легенде, из древесины именно этого дерева был построен знаменитый троянский конь. А один из подвидов пихты называют пихтой Апполона, по имени древнегреческого бога красоты.

Из хвои и молодых побегов получают камфару (лекарство для лечения сердечных болезней), а из живицы получают пихтовый бальзам. Древесину используют в качестве сырья для целлюлозно-бумажной промышленности.

  1. Подведение итогов. На данном уроке презентация «Бортовых журналов» используется на стадии рефлексии и подведения итогов. Особенно следует обратить внимание на последнюю колонку журнала « Этого я не знал!».

  2. Заключительное слово учителя. Значение леса, его многогранную роль в жизни общества трудно переоценить. Лес является источником ценных, «невесомых полезностей», не имеющих материальной формы и одновременно являются источником непосредственных огромных материальных ценностей.

Итак, роль и значение лесов в жизни общества чрезвычайно велики. Поистине, лес является зеленым другом человека. Поэтому забота о лесе - это забота о будущем человечества.

Во многих странах большие лесные массивы уже вырублены лесопромышленниками, выжжены при освоении земель для сельскохозяйственного пользования или погибли от лесных пожаров, возникших по вине людей. И наша с вами задача не дать погубить то, что мы с вами имеем. И не только сохранить, но и приумножить.

Наш урок хотелось бы закончить словами Л. Леонова: «Давно пора бы воздать ему хвалу, которой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев».

  1. Домашнее задание. Написать стихотворение, сказку о голосеменных растениях.


Список использованной литературы.

  1. Гусев В. И оборвутся паутинки. - с. Залесово, 2008. - 147с.

  2. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - М: Издательство «Лесная промышленность», 1971. - 220с.

  3. Козлова Т.А., Сивоглазов В. И. Голосеменные растения. - М: Дрофа, 2003. - 48с.

  4. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Деревья и кустарники. Т.7. - М: ООО «Мир книги», 2003. - 192с.









© 2010-2022