Рабочая программа по биологии (Сонин)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии (Сонин)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Казачий кадетский корпус»



ПРОВЕРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

заместитель директора по УР директор ГКОУ «ККК»

________С.В. Бессмельцева ________ Ю.Н. Павлюк

«____»_________2015 г. Приказ № 114 ОД от 27.08.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

6 (а, б) класс. (70 ч.)

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.

Срок реализации 1 год.

Программу составила

В.А. Бабченко

учитель биологии ГКОУ

«Казачий кадетский корпус»

г. Буденновска




Буденновск, 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2010. -144c.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Нормативные документы, определяющие структуру и содержание курса

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями

3.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4.Учебный план ГКОУ «ККК» на 2015-2016 учебный год.

5. Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций СК по организации образовательной деятельности в 2015-2016 учебном году.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

*освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности человека: методах познания живой природы;

*овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

*воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

*использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).

Содержание курса программы изложено в четырех разделах:

  1. Строение живых организмов

  2. Жизнедеятельность организмов

  3. Организм и среда

  4. Повторение

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, резерва времени.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2012 г.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Материал в тетради располагается в той же последовательности, что и в учебнике. Работа с тетрадью поможет ученикам лучше усвоить содержание учебника и подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА при помощи тестовых заданий, включенных в рабочую тетрадь.. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2012 г. - 176с;


Информация о количестве часов

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Казачьего кадетского корпуса». Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70 часов в год). Плановых лабораторных работ - 13, практических работ - 2.

Формы, методы и технологии организации учебного процесса

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Предусматривается не только целенаправленное формирование основных биологических понятий и предметных умений, но и обязательное формирование общеучебных, интеллектуальных и коммуникативных умений.

Достижению этих целей обучения могут способствовать такие приемы и методы обучения как воспроизведение содержания глав учебника, сопоставление, классификация изучаемого материала, планирование деятельности, работа в группах, применение дидактических игр на уроках биологии.

    • Формы образования - урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.

  • Технологии образования - индивидуальная работа, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся - тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно - информационной (знает), ценностно - ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания, умения, навыки. (см. Требования к уровню подготовки обучающихся).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА- 70 часов.


РАЗДЕЛ 1 Строение живых организмов 26 часов.


Тема 1.1.Многообразие живых организмов, их основные свойства (2 часа)

Многообразие живых организмов. Основные свойства и признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, понятия автотрофности и гетеротрофности живых организмов.

Тема 1.2 Химический состав клеток (2 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■ Лабораторная работа № 1 Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (4 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы - неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

■ Лабораторная работа № 2 Строение клеток растений (на готовых микропрепаратах).Лабораторная работа № 3 Строение клеток животной клетки.

Тема 1.4 Деление клетки (2 час)

Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Тема 1.5 Ткани растений и животных (5 часов)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■ Лабораторная работа № 4-5.Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов. Лабораторная работа № 6 «Особенности строения гладкой мышечной ткани».

Тема 1.6 Органы цветковых растений (5 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

  • Лабораторная работа № 7-9.Изучение органов цветкового растения.


Тема 1.7. Органы и системы органов животных. (3 часа)

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

  • Лабораторная работа № 10 Распознавание органов у животных.

Тема 1.8.Организм как единое целое (2 час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организма. Живые организмы и окружающая среда.

Тема 1.9. Что мы узнали о строении живых организмов. (1 час)

Итоговое тестирование.

РАЗДЕЛ 2 Жизнедеятельность организма ( 36 часов)

Тема 2.1 Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3 Транспорт веществ в организме (4 час)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления и процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа № 1Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4 Выделение (2 час)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.

Тема 2.5. Обмен веществ и энергии. (2 час)

Сущность и значение обмена веществ и энергии. Значение обмена веществ и энергии в организмах. Обмен веществ у растений и животных. Фотосинтез, дыхание. Понятия холоднокровные и теплокровные животные.

Тема 2.6 Скелет- опора организма (2 час)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа 11 «Разнообразие опорных систем животных»

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.


Тема 2.7. Движение (4 час)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторная работа №12 Движение инфузории туфельки».«Передвижение дождевого червя»


Тема 2.8 Координация и регуляция (4 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем.

Тема 2.9 Бесполое размножение (2 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений.

Практическая работа № 2 Вегетативное размножение комнатных растений. Черенкование комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разноообразия и строения соцветий.

Тема 2.10. Половое размножение животных. (2 час)

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Тема 2.11.Половое размножение растений. (2 часа)

Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Тема 2.12 Рост и развитие растений (2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.


Тема 2.13. Рост и развитие животных (2 часа)

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа № 13 Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Демонстрация способов распространения плодов семян; прорастания семян.

Тема 2.14. Что мы узнали о жизнедеятельности организмов (2 час)

Обобщение материала. Итоговое тестирование

РАЗДЕЛ 3 Организм и среда (4 часа)


Тема 3.1 Среда обитания. Экологические факторы (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и пищевые сети.

Тема 3.2 Природные сообщества. Взаимоотношения организмов и среды. (3 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

■ Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических цепей.


РАЗДЕЛ 4 Повторение. (4 часа)

Тема 4.1. Обобщение материала «Живой организм». (4 час)

Обобщение материала за курс 6 класса «Живой организм».Итоговое тестирование.


Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 6 класс:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные биологические и экологические понятия,

  • иметь представление о биологии как науке, о клетке как единице живого,

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

  • важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

  • основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции её органоидов;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основные жизненные функции и свойства всех важнейших групп организмов;

  • основные процессы, протекающие в живых организмах и их роль;

  • о способах питания и дыхания животных и растений,

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Отличия между растительной и животной клетками;

  • Основные формы цветкового растения;

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

Владеть умениями:

  • Составлять простейшие цепи питания;

  • Размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

  • Пользоваться лупой и микроскопом, готовить микропрепараты.

  • Находить дополнительную информацию в справочной литературе;

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки для обоснования ответов;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Учебно-тематический план


№ П/П

Название темы

Количество часов

Практические и лабораторные работы

Итоговое

тестирование

1.

Раздел 1. Строение живых организмов

26

Л.р. № 1-10

1

2.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

36

Л.р. № 11-13, П.р. № 1-2.

1

3.

Раздел 3. Организм и среда

4

4.

Раздел 4. Повторение

4

1

5.

Итого:

70

Л.р. - 13, П.р. -2.

3

Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 6 класс- 70 ч.


№ п/п

План

Тема урока

Лабораторные и практические

работы,

демонстрации.

Региональный компонент

Требования к уровню подготовки

Дом. Задание

Фактпроведение

Раздел 1. Строение живых организмов. (26 часов)

1-2

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов

Называть признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

С. 6-11,

Вопросы, с. 11

3-4

Химический состав клетки.

Лабораторная работа №1 (обучающая)

«Определение состава семян пшеницы».

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Называть:

-неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;

-органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

С. 12-17, «Подумайте», с. 17

5-6

Строение растительной клетки.

Лабораторная работа №2

«Строение клеток растений».

Называть признак живых организмов - клеточное строение.

Распознавать и описывать основные части и органоиды растительной клетки.

Выделять особенности строения ядра.

Доказывать, что клетка - элементарная частица живого.

С. 18-22,

«Подумайте», с. 24

7-8

Строение животной клетки

Лабораторная работа № 3 «Строение животной клетки»

Распознавать и описывать основные части и органоиды животной клетки.

Выделять особенности строения ядра.

С. 22-24

9.-10.

Деление клетки. Митоз. Мейоз и его биологическое значение

Различать 2 типа деления: митоз и мейоз.

Знать последовательность процессов, протекающих во время деления клеток.

С. 25-28

Зарисовать процесс деления клеток

11-12.

Ткани растений

Лабораторная работа №4

«Ткани растительных организмов».

Давать определение понятию «ткань».

Называть типы и функции тканей.

Различать типы тканей.

С. 29-32

«Проверь свои знания», с.34-35

13-

Ткани животных: Эпителиальная и соединительная

Лабораторная работа

№ 5 «Ткани животных организмов».

Давать определение понятию «ткань».

Называть типы и функции тканей.

Различать типы тканей.

С 32-35

14.

Мышечные ткани

Лабораторная работа № 6 «Особенности строения гладкой мышечной ткани»

Давать определение понятию «ткань».

Называть типы и функции тканей.

Различать типы тканей.

С 32-35

15.

Нервная ткань

Давать определение понятию «ткань».

Называть типы и функции тканей.

Различать типы тканей.

Изучить до конца раздел 5.

16-20

Органы цветковых растений.:

Корень.

Побег.

Цветок и плод

Строение семян и их функции

Лабораторная работа №7-9

«Изучение органов цветкового растения»

Многообразие цветковых растений своей местности.

Давать определение понятиям: ткань, орган, корневые системы, побег.

Называть органы цветкового растения и их роль в жизни растения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

С. 36-49

«Подумай», с.49, дополнительный материал

21-23.

Органы и системы органов животных.

Лабораторная работа №10

«Распознавание органов у животных».

Животный мир Ставропольского края.

Давать определение понятиям: ткань, орган, система органов.

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.

С. 50-55,

дополнительный материал,

рабочая тетрадь

24-25.

Организм как единое целое.

Обобщение знаний по теме.

Давать определение понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать, что организм - единое целое.

С. 56-58,

«Подумайте», с. 58

. С. 59-60,

тест

26.

Итоговое тестирование: «Строение живых организмов».

Знать органы растений и животных, их функции.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов. (36)

27-28.

Питание растений.

Почвенное питание растений

Фотосинтез.

Влияние неблагоприятной экологической среды на развитие растений.

Давать определение понятиям: питание, почвенное питание.

Описывать сущность биологических процессов: почвенное питание.

Называть органы почвенного питания.

Характеризовать роль корня в почвенном питании. Давать определение понятию фотосинтез.

Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза.

С. 62, записи в тетрадях. С 62-63.

29.

Особенности питания животных.

Группы животных по питанию своей местности.

Давать определение понятию питание.

Описывать сущность биологических процессов: питания животных.

Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов.

С. 64-68 дополнительный материал

30.

Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварение. Ферменты.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Давать определение понятиям: питание, пищеварение.

Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

С. 70 - 72, рабочие тетради. «Подумай», с.72 С. 71, записи в тетради, подг. к биологическому диктанту.

31.

Дыхание растений.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Давать определение понятию дыхание.

Знать черты отличия фотосинтеза и дыхания у растений.

С. 73

.

32.

Дыхание животных.

Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

Характеризовать особенности дыхания животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

33-34.

Транспорт веществ в организме растений

Практическая работа №1

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности переноса воды и веществ в растении.

С. 78, рабочая тетрадь.

«Подумай», с. 83

С. 80-83, подготовить рассказ по рисунку, с. 82

35-36

Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках и таблицах.

Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем.

С. 80-83

37-38.

Выделение у растений. Выделение у животных.

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках и таблицах. Характеризовать особенности процесса выделения у животных. Называть органы выделения у растений. Характеризовать особенности процессам выделения у растений.

С. 80-87, 89

С. 90 «Проверьте свои знания», в. 1-4

С. 88-89

С.90 «Подумай»

39-40.

Обмен веществ и энергии у растений.

Обмен веществ и энергии у животных

Давать определение понятию обмен веществ.

Описывать сущность процесса обмена веществу живых организмов, его значение. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

С. 91-96

41-42.

Скелет-опора организма

Лабораторная работа №11

«Разнообразие опорных систем животных» (обучающая)

Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с разными типами скелетов. Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета.

Соотносить строение опорных систем с условиями жизни. Называть значение опорных систем в жизни растений.

С. 97-99

С. 99, 101

Сост. рассказ по рисунку на с. 101. С. 100

С. 102 «Проверь свои знания»

43.-44

Движение.

Лабораторная работа № 12 «Движение инфузории туфельки». «Передвижение дождевого червя»

Называть роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.Р аспознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

С. 103-106

45.

Движение многоклеточных животных в воде

Называть роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных. Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

С. 106-108

46.

Передвижение животных в наземной и воздушной средах. Движение растений.

Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения. Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

С 108-113.

47-48.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем.

Давать определение понятию раздражимость. Давать определение понятию рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть значение нервной системы.

С. 114

Сост. рассказ по рисунку на с. 114

С. 114-120,

49.

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы. Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности

С 120-124

50.

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений.

Называть роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных. Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Наблюдать за ростом и развитием растений.

С 125-126

51-52.

Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений.

Практическая работа

№ 2

«Вегетативное размножение комнатных растений». «Черенкование комнатных растений»

(оценочная)

Давать определение понятиям размножение, вегетативное размножение. Называть значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения, органы вегетативного размножения растений. Описывать сущность бесполого размножения растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

С. 127-128

С. 128-132,

сост. рассказ по рисунку на с. 130-131

53.-54.

Половое размножение животных.

Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть значение полового размножения, органы и клетки полового размножения.

С. 133-138

55-56.

Половое размножение растений.

Давать определение понятиям: опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть значение полового размножения, органы полового размножения у растений.

Описывать строение цветка, сущность полового размножения у растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

С. 139, 143

С. 140-142

С. 144 «Проверь свои знания»

57-58.

Рост и развитие растений.

Давать определение понятию индивидуальное развитие.

Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена 2-дольных и 1-дольных растений, типы плодов.

Называть роль семян и плодов в жизни растений; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян, способы прорастания семян.

С. 145-149

59-60.

Рост и развитие животных

Лабораторная работа

№ 13 «Прямое и непрямое развитие насекомых».

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Называть этапы развития животных.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития.

С. 150-154

подготовиться к тестированию.

С. 155-156

61-62.

Обобщение материала. Итоговое

тестирование:

«Жизнедеятельность организмов»

Знать процессы жизнедеятельности организмов

Подготовиться к тесту

Раздел 3 Организм и среда. (4 часа)

63.

Среда обитания. Экологические факторы.

Давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы. Называть виды экологических факторов, типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры факторов природы, взаимосвязей живых организмов, приспособлений организмов к действию экологических факторов.

С. 158-167

64.-65.

Природные сообщества. Взаимоотношения организмов и среды

Экологические проблемы Буденновского района.

Знать понятия: природные сообщества, виды взаимоотношений организмов и среды обитания. Приводить примеры сообществ.

С. 168-172 С. 173

66.

Обобщение знаний «Организм и среда»

Знать особенности взаимоотношений организмов и среды их обитания.

Раздел 4. Повторение «Живой организм» (4 часа)

67-69.

Обобщение материала «Живой организм».

Знать особенности строения и жизнедеятельности живых организмов разных типов.

70.

Итоговое тестирование

Тест, дополнительный материал

Контроль и оценка знаний

Система контроля учебных достижений учащихся включает разные варианты поурочного контроля (тесты, работа в рабочей тетради, лабораторные работы) и тематический контроль ( повторительно-обобщающие уроки и зачеты). Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума биологического образования в основной школе. В преподавании курса используются элементы технологии полного усвоения, поэтому планируется проведение срезовых работ, варианты этих работ предлагаются в технологических картах по всем разделам курса программы Н.И. Сонина и др.

Критерии и нормы оценки деятельности

Устный ответ:

Отметка «5». Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины. Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов. Ответ самостоятельный. Использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4». Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения большие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3». Усвоено основное содержание учебного материала. Но изложено фрагментарно. Не всегда последовательно. Определения понятий недостаточно четкие. Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении.

Отметка «2». Основное содержание учебного материала не раскрыто. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий. При использовании терминологии. При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Критерии оценивания выполнения лабораторных и практических работ

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид работы аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); работана выполнена неполностью, или не закончена в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, работа имеет грубые ошибки.

Список литературы:

УМК для учащихся:

1.Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2010г. - 176с;

2.Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2011г..

УМК для учителя:

1.Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

2.«Биология 6 класс. Поурочные планы», составитель М.В. Высоцкая, Волгоград, Учитель,2010г.

3.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009г.;

4.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.:Дрофа,2006;

Дополнительная литература для учителя:

  1. Акперова И.А. «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;

  2. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология.- Ярославль: «Академия развития», 2007. -128 с. (Серия «Учиться надо весело»).

  3. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. -256 с.: ил. (Я иду на урок).

  4. Биология. Проверочные тесты. Разноуровневые задания. 6-11 классы. Составитель О.П. Дудкина - Волгоград: Учитель, 2010г.,

  5. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы. Составители: М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина - Волгоград, Учитель, 2007г.

  6. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.. Биология. Растения, бактерии, грибы, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008. -128 с.: ил.- (Дидактические материалы).,

  7. Кучменко В.С. Биология: Задания и вопросы с ответами и решениями/ В.С. Кучменко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002.,

  8. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;

  9. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Просвещение АО «Учеб. Лит.», 1996. -224 с.: ил.,

  10. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение: «Учеб. Лит.», 1997. 336 с.: ил..,

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование презентаций по курсу «Биология. Живой организм», электронных уроков издательства «Дрофа».

18


© 2010-2022