Статья экологическое воспитание школьников

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи»

Негробова Екатерина Викторовна, педагог-организатор



Некоторые аспекты экологического образования школьников в профильных лагерях.

Изучение мира природы - одна из сторон деятельности человека. Происходит экологизация не только естественных дисциплин, но и психологии, педагогики, экономики, социологии, ряда других гуманитарных наук. Антропоцентрический подход, при котором человек считался вершителем природы, заменяется экоцентрическим мировоззрением, коэволюцию человека с природной средой [1].

Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Одной из форм экологического воспитания и образования является организация летних профильных экологических лагерей. Летний экологический лагерь для учащихся интересующихся биологией, экологией, географией организуется на базе биостанции ВГУ «Веневитиново».

Итогом работы лагеря должно стать создание творческих исследовательских проектов детей.

В ходе полевой практики в лагере учащиеся активно приобщаются к исследовательской работе по изучению природной среды и экосистем родного края, происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Приобретенные знания и умения позволяют учащимся лучше усвоить программу биологии, экологии и географии, а собранные материалы, принять участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференциях.

Летний профильный экологический лагерь был организован для обучающихся биологического отдела Дворца творчества детей и молодёжи, занимающихся комплексными экологическими исследованиями и вопросами мониторинга окружающей среды.

Основные задачи, решаемые в профильном экологическом лагере:

• знакомство с особенностями различных экосистем, видовым разнообразием животного и растительного мира Усманского бора;

• совершенствование навыков проведения комплексных экологических исследований, оценка состояния среды на конкретном природном участке;

• выработка умения эстетического восприятия природных объектов.

Во время пребывания в экологическом лагере, обучающиеся получили представление о состоянии биосферы в целом, об экосистемах Усманского бора, их компонентах, о характере и особенностях природоохранных мероприятий на конкретном природном участке. Кроме того, обучающимися были выполнены индивидуальные учебно-исследовательские работы по экологии растений и животных, мониторингу экосистем, по природоохранной деятельности. Учащиеся участвовали в конкретной работе по охране окружающей среды: проводили очистку лесных массивов и берегов водоемов от мусора.

Немаловажной задачей лагеря стало привлечение детей к проведению сбора и обработки научных материалов по различным темам, разрабатываемым в предыдущие годы во время аналогичных лагерей. Такая работа помогает воспитывать у детей положительное отношение к экологическим исследованиям и формирует у них интерес и добросовестность при выполнении научно-исследовательских работ. [2]

Программой лагеря было предусмотрено проведение обзорных и учебных экскурсий (педагогами биологического отдела Дворца творчества детей и молодежи), а также проведение практических занятий, направленных на закрепление знаний, полученных на экскурсиях, и отработку методик проведения исследований в природе.

Основной принцип работы с детьми - наставничество. Взрослый работает по той же программе что и дети, и в деле демонстрирует детям профессиональные навыки, обсуждает планы и перспективы, принимает решения. Подростки и старшие дети, освоив определённые навыки, становятся наставниками для младших. [3]

Отличительной особенностью организации учебного процесса в дополнительном образовании является разновозрастный состав учебных групп. По такому же принципу были сформированы группы в нашем лагере. Положительными моментами такого подхода стали:

  • получение коммуникативных умений, знаний и навыков;

  • появление потребности организаторских способностей;

  • улучшение взаимоотношений между детьми;

  • личностный рост каждого ребёнка.

Педагоги организовывали игры и викторины, носящие экологический и краеведческий характер.

Работа лагеря строилась следующим образом: первый день дети знакомились с правилами поведения в природе, историей Усманского бора, методиками проведения полевых исследований, учились вести полевые дневники. Следующие восемь дней проводились учебные экскурсии, практические занятия, досуговые мероприятия. В последний день работы лагеря прошла мини-конференция, где педагоги и дети подводили итоги экологической практики, прошло закрытие экологического лагеря. У наших учащихся появилась редкая возможность почувствовать себя настоящими исследователями, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять своё место и осознать всю ответственность за его сохранение. И, быть может, воспоминание об удивительном времени, проведенном в летнем экологическом лагере, заставит лишний раз задуматься об уязвимости природы и необходимости сохранить это чудо для будущих поколений.

Список литературы

  1. О.П. Негробов. Основы экологии и природопользования Гидросфера: [учеб. пособие для студ.] /И.С. Суровцев. - Воронеж. : 1997. - 293 с.

  2. Полевые исследования наземных позвоночных: учебное пособие/ Нумеров А.Д., Климов А.С., Труфанова Е.И.; Воронежский государственный университет-Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета,2010 - 301 с.

  3. Экологическая азбука для детей и подростков / К.Б. Асладин [и др.] ; под общ. ред. Т.Б. Потаповой и д.б.н. Н.Г. Рыбальского; - М.:Изд. МНЭП, 1995. -150 с.

© 2010-2022