- Преподавателю
- Биология
- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССА
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССА
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Румак Т.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование по биологии
1 четверть.
Количество часов - 18 (2 часа в неделю).
Проверочные работы - 1.
Лабораторные работы - 5.
№ урока
Наименование разделов,
тем
уроков.
Кол-во
часов
Дата
проведения
Требования к уровню подготовки обуч-ся
Вид контроля
Применение
ИКТ
Подготовка к ЕГЭ, ГИА
Домашнее задание
В учебном
году
В разделе,
теме.
1.
1.
ВВЕДЕНИЕ Науки, изучающие организм человека. Становление и методы исследования данных наук.
1
Знать науки, изучающие организм человека.
Фронтальная беседа, работа с текстом учебника, работа с терминами.
Биосоциальная природа человека.
С.6-12.
П.1
П.2
Таблица.
2.
1.
ТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 часа)
Место человека в систематике.
1
Определять систематические таксоны.
Таблица, работа с текстом.
Вопросы.
Эмбриологические, палеонтологические, сравнительно-анатомические доказательства.
С.14-17.
П.4.
Задание !.
Приготовиться к диктанту.
3.
2.
Историческое прошлое людей. Основные этапы эволюции человека.
1
Знать этапы формирования вида человек разумный.
Биологический диктант, работа по карточкам. Работа с текстом учебника.
Систематика, происхождение человека.
С.18-21.
П.4
Вопрос №5. с.21.
4.
3
Человеческие расы. Человек как вид.
1
Знать в чем проявляется биологическая природа людей.
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Работа с текстом учебника.
Характеристика рас.
С.21-23
П.5
Приготовиться к тестовой работе.
5.
1.
ТЕМА:
«СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА» (5 часов).
Общий обзор организма.
1
Уровни организации организмов, структура тела.
Тест (20 мин), работа с текстом учебника, термины.
Органы и системы органов.
С.26-27
П.6
Задание !
6.
2.
Внешнее и внутреннее строение организма. Клеточное строение организма.
1
Знать строение клетки животного.
Фронтальный опрос, карточки. Таблица.
Функции хромосом.
С.27-30.
Таблица.
7.
3.
Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление.
1
Знать важные процессы клетки.
Индивидуальный опрос. Работа по карточкам, текст учебника.
Эл. Доска.
Химический состав клетки, роль ферментов.
С.30-32
П.7.
Задание!
8.
4.
Ткани. Образование тканей.
Лабораторная работа №1.
«рассматривание клеток и тканей».
Знать особенности строения тканей животного.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника , выполнение работ.
Свойства и строение тканей.
С.33-39.
П.8.
Задание!
9.
5.
Нервная ткань. Рефлекторная регу Лабораторная работа №2
«Микропрепараты клеток и тканей».
1
Знать строение и значение нервной ткани.
Работа по карточкам, с текстом учебника, составление схемы.
Эл. Доска.
значение нервной ткани.
С.40-43.
П.9 приготовится к самостоятельной работе по теме: «строение и обзор организма».
10.
1.
ТЕМА: «ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» (7 уроков).
Скелет и мышцы, их функции.
Лабораторная работа №3
«Микроскопическое строение кости».
1
Определять качества кости. Знать химический состав костей.
Самостоятельная работа (20 минут), работа с текстом учебника. Работа по карточкам, лабораторная работа.
Химический состав костей.
С.46-49.
П.10.
Задание!
11.
2.
Скелет человека, его приспособления к прямохождению.
1
Знать функции опорно-двигательной системы.
Анализ работы. Работа по карточкам, текстом учебника.
Функции скелета человека.
С.50-56
П.11.
Задание!
12.
3.
Типы соединения костей.
1
Знать типы соединения костей.
Фронтальный опрос. Работа по карточкам, таблица.
Знать типы соединения костей.
С.56-62
П.12.
Задание-треугольник
13.
4.
Строение мышц и сухожилий.
Лабораторная работа №4
«Мышцы человеческого тела».
1
Объяснять строение мышц и сухожилий.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника.
Объяснять строение мышц и сухожилий.
С.62-68.
П.13
14.
5.
Понятие о двигательной единице. Динамическая и статическая работа.
1
Определять двигательную единицу.
Работа с текстом учебника, выполнение практической работы.
Статическая работа.
С.69-72
П.14
Закончить работу.
15.
6.
Причины нарушения осанки.
Лабораторная работа №5
«Выявление нарушения осанки».
1
Уметь выявлять нарушение осанки.
Карточки. Индивидуальный опрос, практическая работа.
Первая помощь при травмах.
С.73-79
П.15
16.
7.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
1
оказывать первую помощь при травмах костей.
Первая помощь при травмах.
П.16
17.
8.
Проверочная работа по теме: «Опорно-двигательная система».
1
Знать строение и функции данной системы.
Работа по уровням сложности.
Строение и функции данной системы.
Повторить общий обзор организма человека.
18.
1.
ТЕМА:
«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА» (3 часа)
Компоненты внутренней среды организма.
1
Знать, из чего состоит внутренняя среда организма.
Анализ работы. Работа с текстом учебника, таблица.
Состав плазмы. Тканевой жидкости, клеток крови.
С.82-89.
П.17.
Задание!
2 четверть.
Количество часов - 14 (2 часа в неделю).
Проверочные работы - 1.
Лабораторные работы - 6.
№ урока
Наименование разделов,
тем
уроков.
Кол-во
часов
Дата
проведения
Требования к уровню подготовки обуч-ся
Вид контроля
Применение
ИКТ
Подготовка к ЕГЭ, ГИА
Домашнее задание
В учебном
году
В разделе,
теме.
19.
2.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Фагоцитоз.
1
Объяснять, как организм человека защищается от микроорганизмов.
Тест, работа с учебником, термины.
Воспалительный процесс. Инфекционные болезни.
С.89-93.
П.18
Задание!
20.
3.
Переливание крови. Группы крови. Резус фактор, Пересадка органов и тканей.
1
Знать группы крови, значение переливания крови.
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника,
Одаренные дети карточки №
Группы крови.
С.94 - 99
П.19.
Задание с.99.
21.
1.
ТЕМА:
«КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА» (6 ЧАСОВ),
Органы кроветворения и лимфатической систем, их роль в организме.
1
Знать строение кровеносной и лимфатической системы.
Тест, таблица, работа с текстом,
Одаренные дети: задание с.105.
Значение кровеносной и лимфатической систем.
С.102 - 105.
П.20.
22
Транспортные системы организма.
Знать строение кровеносной и лимфатической системы.
Значение кровеносной и лимфатической систем.
С.102 - 105.
П.20.
23.
2.
Круги кровообращения.
1
Определять функции большого и малого круга кровообращения.
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника, одаренные дети: задание с.108.
Строение кругов кровообращения.
С.105 - 110.
П.21.
24.
3.
Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Лабораторная работа №6.
«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»
1
Знать строение и работу сердца.
Тест, индивидуальный опрос, одаренные дети: задание с.114.
Строение и размеры сердца.
С.110 - 114.
П.22.
Закончить лабораторную работу.
25.
4.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.
Лабораторная работа №7.
«Изменение кровотока в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
1
Знать причину движения крови по сосудам, измерять артериальное давление крови.
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника, выполнение лабораторной работы. Одаренные дети: задание с.120.
Регуляция кровоснабжения органов.
С.115 - 120
П.23.
Лабораторная работа.
26.
5.
АД крови, пульс. Гигиена с.с.с. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная работа №8,9
«определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа, реакция с.с.с. на нагрузку».
1
Уметь оказывать первую помощь при кровотечениях.
Индивидуальный опрос, работа с текстом, таблица, одаренные дети: задание с.129.
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
С.121 - 129.
П.24, 25.
Приготовиться к проверочной работе.
27.
6.
Проверочная работа по теме:
«Кровеносная и лимфатическая системы».
1
Строение и значение данных систем.
Работа по вариантам.
Повторить строение организма человека.
28.
1
ТЕМА:
«ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» (4 ЧАСА).
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.
1
Строение дыхательной системы.
Работа над ошибками.
Работа с таблицами, работа с текстом учебника, индивидуальный опрос. одаренные дети: задание с.139.
Строение дыхательной системы. Значение дыхания для человека.
С.132 - 139.
П.26.
29.
2.
Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.
1
Знать механизм вдоха и выдоха.
Фронтальный опрос. работа по карточкам. одаренные дети карточки №
Газообмен в легких и тканях.
С.140 - 146.
П.27, 28.
Задание с.146.
30.
3.
Инфекционные заболевания дыхательных путей. Оказание первой помощи при заболеваниях дыхательных путей.
Лабораторная работа №10
«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
1
Знать меры борьбы с заболеваниями дыхательных путей.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника, работа по карточкам.
№
Одаренные дети задание с.153.
Оказание первой помощи при болезнях органов дыхания.
С.147 - 153.
П.29.
31.
4.
Контрольная работа за 2 четверть.
1
32.
1.
ТЕМА:
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» (6 ЧАСОВ).
Значение пищеварения. Пищевые продукты и питательные вещества.
1
Знать строение и значение пищеварительной системы человека.
Работа над ошибками.
Работа с текстом учебника, таблица, работа по карточкам,
Одаренные дети с. 161.
Строение пищеварительной системы.
С.156 -161
П.30.
3 четверть.
Количество часов - 20 (2 часа в неделю).
Проверочные работы - .
Лабораторные работы - .
№ урока
Наименование разделов,
тем
уроков.
Кол-во
часов
Дата
проведения
Требования к уровню подготовки обуч-ся
Вид контроля
Применение
ИКТ
Подготовка к ЕГЭ, ГИА
Домашнее задание
В учебном
году
В разделе,
теме.
33.
2.
Строение и функции пищеварительной системы.
1
Функции пищеварительной системы.
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос, одаренные дети: задание с.165.
Функции пищеварительной системы.
С.161 - 165.
П.31.
34.
3.
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.
Лабораторная работа №11.
«Действие слюны на крахмал».
1
Определять особенности пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта.
Таблица, работа с текстом учебника,
Карточка №
Одаренные дети задание с.169.
С.
П.32
35.
4
Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.
1
Определять особенности пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта.
Работа с текстом учебника,
Карточка.
С.
П.33
36.
5.
Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения.
Лабораторная работа №12
«Определение калорийности пищевых продуктов».
1
Знать правила гигиены органов пищеварения, уметь рассчитывать калорийность принятой пищи.
Индивидуальный опрос, работа с текстом, сообщения, выполнение лабораторной работы.
Одаренные дети: с.177 №2.
с.174-181
П.34,35.
37.
6.
Проверочная работа по теме: «Пищеварение».
1
Знать строение, значение и функции отделов пищеварительной системы.
работа по вариантам.
повторить строение организма человека.
38.
1.
ТЕМА: «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ» (3 ЧАСА).
Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен.
1
Знать особенности пластического и энергетического обмена.
Работа над ошибками, работа с текстом, индивидуальный опрос.
Одаренные дети: с.187 №2.
пластический и энергетический обмен.
с.184-187
П.36.
39.
2.
Заменимые и незаменимые аминокислоты. Роль ферментов в обмене веществ.
Лабораторная работа №13
«Составление пищевого рациона».
1
Знать строение заменимых и незаменимых аминокислот.
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника,
выполнение лабораторной работы.
Одаренные дети: с.8,9.
Заменимые и незаменимые аминокислоты.
с.185
П.36
40.
3.
Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион.
Лабораторная работа №14 «Установление зависимти межу нагрузкой и уровнем энергетического обмена»
1
Значение витаминов для организма человека. Группы витаминов.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника. Одаренные дети: с.192 №1.2
Энерготраты человека.
С.188-198
П.37-38.
41.
1.
ТЕМА: «ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ» (4 часа).
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.
1
Роль кожи для человека, функции кожи.
Тест. Работа с текстом учебника, работа по карточкам. Одаренные дети: с.204
Задание.
Функции кожи человека.
С.200-204.
П.39.
42.
2.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи.
Терморегуляция.
1
Возрастные особенности кожи человека.
Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, сообщение. Одаренные дети: с.209. задание.
Особенности кожи, гигиена кожных покровов человека.
С.204-209.
П.40,41.
43.
3.
Выделение.
1.
Знать строение и функции выделительной системы человека.
Индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, работа с текстом учебника.
Одаренные дети: с.217 №4.
Значение и строение выделительной системы.
С.213-217.
П.42.
44.
4.
Проверочная работа по теме: «Покровные органы. Выделение».
1
ЗУН по данной теме.
Разноуровневая работа.
45.
1.
ТЕМА: «НЕРВНАЯ СИСТЕМА» (6 ЧАСОВ).
Значение и строение нервной системы.
1
Знать строение нервной системы, её значение для работы органов и систем органов.
Работа над ошибками. Работа с текстом учебника.
Одаренные дети: с.222!
Строение и значение Н.С.
С.220-222
П.43.
46.
2.
Спинной мозг его строение и функции.
1
Знать строение и значение СП. Мозга.
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника, работа по карточкам.
Одаренные дети: с.227!
С.222-227.
П.44.
47.
3.
Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга.
Лабораторная работа№15
«Пальценосовая проба и особенности движения связанные с функцией мозжечка»
1
Знать особенности строения головного мозга.
Индивидуальный опрос, таблица, работа с текстом учебника.
Одаренные дети: с. 230 №1!
С.227-230
П.45.
48.
4.
Функции переднего мозга.
1
Знать особенности строения и функции переднего мозга.
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника, карточки. Таблица.
Одаренные дети: с.235!
Строение и функции переднего мозга.
С.231-235
П.46.
49.
5.
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.
1
Знать функции отделов соматической Н.С.
Индивидуальный опрос. Работа с текстом учебника, работа по карточкам.
Одаренные дети: С.239?
С.235-239.
П.47.
50.
6.
Проверочная работа по теме: «Нервная система».
1
ЗУН по теме6
«Нервная система человека»
Работа по уровням сложности.
51.
1.
ТЕМА: «АНАЛИЗАТОРЫ» (5 ЧАСОВ).
Общая характеристика. Зрительный анализатор.
1
Знать отличия анализаторов и органов чувств.
Работа над ошибками.
Фронтальная работа, работа с текстом учебника.
Одаренные дети:с.244!, с.248!
Строение и значение анализаторов и органов чувств.
С.233-249
П.48,49.
52.
2.
Гигиена зрения Предупреждение глазных болезней.
Лабораторная работа№16
«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».
1
Знать гигиенические требования к органу зрения.
Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника, сообщение. Одаренные дети: с.252!
С.249
П.50.
51.
3.
Слуховой анализатор.
1
Знать строение и функции слухового анализатора.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника, карточки.
Одаренные дети: с.257?
С.253-257
П.51.
52.
4.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
1
Знать особенности строения и функции органов равновесия и чувствительности.
Тест, работа с текстом учебника,
Таблица, карточки.
Одаренные дети: с.263!
С.258-263
П.52.
4 четверть.
Количество часов - 18 (2 часа в неделю).
Проверочные работы - .
Лабораторные работы - .
№ урока
Наименование разделов,
тем
уроков.
Кол-во
часов
Дата
проведения
Требования к уровню подготовки обуч-ся
Вид контроля
Применение
ИКТ
Подготовка к ЕГЭ, ГИА
Домашнее задание
В учебном
году
В разделе,
теме.
53.
3.
Слуховой анализатор.
1
Знать строение и функции слухового анализатора.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника, карточки.
Одаренные дети: с.257?
С.253-257
П.51.
54.
4.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
1
Знать особенности строения и функции органов равновесия и чувствительности.
Тест, работа с текстом учебника,
Таблица, карточки.
Одаренные дети: с.263!
С.258-263
П.52.
55.
5.
Проверочная работа по теме: «Анализаторы»
1
Знать функции и строение анализаторов человека.
Работа по вариантам.
особенности анализаторов и их строения.
повторить строение нервной системы.
56.
1.
ТЕМА: «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА».
(4 ЧАСА)
Отечественные ученые о высшей нервной деятельности.
1
Знать строение нервной системы человека, отличия от животных.
Работа над ошибками, работа с текстом учебника, таблица.
Одаренные дети: задание с.270.
теории и закономерности ВНД.
С.
57.
2.
Врожденные и приобретенные программы поведения.
Лабораторная работа №17
«выработка навыка зеркального письма»
1
объяснять процессы взаимной индукции и доминанты.
фронтальный опрос, работа с текстом учебника, карточки.
Одаренные дети: составить план ответа на параграф.
Врожденные и приобретенные программы поведения.
С.
сообщение: «Значение сна для человека».
58.
3.
Сон и сновидения.
1
Знать внешние и внутренние факторы - ритмы.
Уметь сопоставлять быстрый и медленный сон.
индивидуальный опрос, работа по карточкам, таблица.
Одаренные дети: тест.
Значение запечатления для сохранения вида.
С.
59.
4.
Особенности ВНД человека. Речь и сознание, воля, эмоции, внимание.
Лабораторная работа №18
«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды»
1
Определять значение сознательной деятельности и психических процессов человека.
фронтальный опрос, карточки, работа с текстом учебника.
Одаренные дети: составить по два вопроса по параграфу.
биоритмы человека, психические процессы человека.
С.
60.
1.
ТЕМА: «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА» (2 ЧАСА),
Роль эндокринной системы.
1
Знать строение эндокринной системы, её роль в жизнедеятельности организма.
Индивидуальный опрос, работа с таблицами, текстом учебника.
Одаренные дети: с.301 !.
Функции и строение эндокринной системы.
С.298.
П.58.
61.
2.
Функции желез внутренней секреции.
1
Определять значение гормонов в развитии организма.
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника, таблица.
Одаренные дети: с.305 №5-6.
Функции гормонов.
С. 302.
П.59.
62.
1
ТЕМА: «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА» (7 ЧАСОВ).
Жизненные циклы. Размножение.
1
Значение размножения в живой природе.
Тест, работа с текстом учебника, схема.
Одаренные дети: с. 312 !.
С,308.
П.60.
63.
2.
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
1
Знать закон индивидуального развития.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника.
Одаренные дети: с.317 !
Онтогенез.
С.312.
П.61.
64.
3.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.
1
Знать чем наследственные заболевания отличаются от врожденных.
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника, конспект.
Одаренные дети: с.319 №4,5.
С.317
П.62.
65.
4.
Жизненные циклы организмов. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка.
1
Знать жизненные циклы организмов.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника, схема.
Одаренные дети: составить план.
Жизненные циклы организмов. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка
с.308-309.
П.60.
66.
5.
Развитие ребенка после рождения. Становление личности.
1
Знать этапы развития ребенка после рождения.
Индивидуальный опрос, работа с текстом учебника.
Одаренные дети: с.324 !
Этапы становления личности.
С.320.
П.63.
приготовить сообщение.
67.
6.
Интересы, склонности, способности.
1
Чем отличается интерес от склонности.
Фронтальный опрос, работа по карточкам, сообщение.
Одаренные дети: с.327 !
Онтогенез.
С.324
П.64.
68.
7
Личность и её индивидуальные психологические особенности.
1
Знать индивидуальные особенности личности.
Индивидуальный опрос, работа по карточкам.
Одаренные дети: таблица.
Индивидуальные психологические особенности.
С.326.
П.64.
приготовиться к тестированию.
69.
1
Итоговое тестирование за курс «Биология. Человек».
1
ЗУН по программе.
Работа по вариантам.
70.
1.
Заключительный урок по курсу: «Биология. Человек».
1
Работа над ошибками. Индивидуальная работа с учащимися, фронтальный опрос, работа по карточкам.
Строение, функции и индивидуальное развитие систем органов человеческого организма.