Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности по ФГОС 5 класс Зеленая аптека

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Митрофановская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области




Утверждаю

Директор школы _____________________О.Н.Косолапенкова

Приказ №___________ от «______»__________2015 года


Согласовано с заместителем директора

по воспитательной работе_____ О.А.Ржевская

Рассмотрено на заседании МС

Протокол № _______ от «______» ___________2015 года






Рабочая программа по внеурочной деятельности

(в соответствии с ФГОС)

Объединение

«Зеленая аптека»

Социальное направление.




Составила :учитель 1 категории

Крухмалева Н.А.



2015-2016 уч. год

  1. Пояснительная записка

«Мой Боже, в некий час

Помыслил я: царь строит свой дворец,

Чтоб в нём жилище обрести,

Но можно ль краше храм найти,

Чем человек?..»

Дж. Герберт

Рабочая программа составлена на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (стандарты второго поколения). Под редакцией В. А. Горского. Курс: «Мир лекарственных растений» Автор: Е. А. Постникова. - М.: Просвещение, 2013. Курс внеурочной деятельности по биологии для учащихся 9-13 лет «Зеленая аптека» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них, с историей использования лекарственных растений, с группами лекарственных растений, с временем, правилами и месте сбора и хранения и т. д. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о лекарственных растениях и о растительном мире в целом. Окружающая нас природа - солнце, вода, лекарственные растения использовались человеком ещё с древних времён. И с каждым днём интерес к ним не ослабевает. К сожалению, в обществе складывается впечатление о полной безопасности применения средств природы. Всё в природе содержит комплекс сопутствующих и балластных веществ, которые также оказывают непосредственное влияние на живой организм, поэтому существуют ограничения и противопоказания к применению живой и неживой природы. Тем не менее, этот факт не уменьшает потребительского отношения человека к природе. Неумелые заготовки лекарственного растительного сырья привели к тому ,что в настоящее время большое количество видов относятся к категории редких и исчезающих и внесены в региональные Красные книги растений, подлежащих охране. Поэтому необходимо знать особенности лекарственных растений, их биологию. Возможности применения с учётом противопоказания к использованию и что немаловажно, бережно относиться к природе, разумно использовать её ресурсы.

В рамках этого курса предусмотрена работа с дополнительной литературой, периодикой, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. Научить понимать важность сохранения здоровья при помощи народных средств, лекарственные растения.

Данный кружок имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе местного материала. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей в форме конференции.

Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

На внеурочную деятельность отводится 34 часа 1 час в неделю.

Цели курса:

  • познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);

  • начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;

  • начать формирование бережного отношения к растительному миру.

  • Определить готовность учащихся к изучению взаимосвязи между состоянием здоровья человека и окружающей средой, развитие умения использовать и применять сырьё местной флоры для укрепления здоровья.

Задачи:

  • формировать и развивать у учащихся навыки и умения, связанные с умением самонаблюдения, сравнивания. овладения биологическими знаниями, умением делать выводы, находить главное из предложенной информации;

  • повысить уровень общих и социальных знаний и умений по биологии;

  • Сформировать понятие о природотерапии, значении солнца, воды, животных, лекарственных растений в жизни человека; представление о современных достижениях народной медицины, об охране растительного мира вообще и лекарственных растениях в частности;

  • развивать творческие способности каждого члена кружка;

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в группе, в парах, к коллективе;

  • научить работать с дополнительными материалами (литературой, видеосъёмкой, фотографированием и.т.д.)

Программа предусматривает следующие формы организации деятельности обучающихся:

  • Лабораторные и практические занятия,

  • подготовка сообщений, написание рефератов,

  • оформление и описание гербарных материалов.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • значение воды. Солнца в жизни человека;

  • значение животных в жизни человека;

  • лекарственные растения, произрастающие в нашей местности;

  • правила сбора и первичной обработки лекарственного сырья;

  • применение наиболее часто используемых и распространённых в природе видов лекарственных растений. Противопоказания в использовании;

  • принципы рационального использования различных источников природы.

Учащиеся должны уметь:

  • наблюдать и описывать факторы, отрицательно или положительно влияющие на здоровье человека;

  • проводить мониторинговые наблюдения;

  • находить взаимосвязь науки и народной медицины;

  • находить необходимую информацию из дополнительных средств информации;

  • определять в природе и по гербарным экземплярам наиболее распространённые виды растений своего района;

  • применять полученные знания при изучении базовых дисциплин школьного курса;

  • собирать и сушить лекарственное сырьё;

  • применять полученные знания в жизненной практике;

2. Содержание курса.

Материал курса разделен на разделы.

1.Вводное занятие.(3 часа из них 2 часа теории и 1 практики)

Инструктаж по технике безопасности. История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (береза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия). Словари и справочники по лекарственным растениям. Биологически активные вещества лекарственных растений: алколоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды и др. Значение биологически активных вешеств. Лекарственные растения содержащие витамины. Практическая работа: составление гербария; заполнение сопроводительной карточки на каждое растение.

2. Дикорастущие лекарственные растения. (10 часов из них 9 часов теории и 1 практики)

Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: береза, дуб, черемуха, черника, брусника и др. Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка обыкновенная, полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать- и-мачеха, зверобой, душица, шалфей, чабрец. Растения у нас под ногами: горец, подорожник, лопух, пастушья сумка. Практическая работа: экскурсия в лес для сбора почек березы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчика лекарственного, пижмы, череды, девясила, мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль проселочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений.

3. Культурные лекарственные растения.(10часов из них 9 часов теории и 1 практики)

Культурные растения имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок, тыква, репа, ревень и др.); плодовые(черная смородина, малина, шиповник, земляника, крыжовник, рябина, облепиха, арония ); полевые культурные овес, кукуруза, ячмень); эфиромасличные культуры(кориандр, мелисса). Цветочно-декоративные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ и др.) Лекарственные растения, размножаемые семенами: валериана, женьшень, ромашка, наперстянка и др. Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом: мята, лимонник, мелисса и др. Однолетние лекарственные растения (ромашка лекарственная , паслен), двулетники(тмин, коровяк, фиалка трехцветная), многолетники(мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.). Общее представление об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ. Практическая работа: Экскурсии в хозяйство с целью сбора лекарственного сырья, приготовление свежего сока капусты, картофеля, свеклы, тыквы.

4. Сбор и хранение лекарственного сырья. (4 часа из них 3 часа теории и 1практики)

Сроки сбора лекарственного сырья: (коней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8-10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям; выставочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбира почек, побегов, цветков, корней. Обработка лекарственного сырья: определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения. Практическая работа: обработка собранного материала; определение готовности сырья к хранению; упаковка сырья для хранения.

5. Использование лекарственного сырья. (3 часа из них 2 часа теории и 1практики).

Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев, отваров. Практическая работа: Приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.

6. Подготовка итоговых работ.(2 часа из них 1час теории и 1 практики) Консультации. Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов. Обработка лекарственного сырья: определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения. Практическая работа: Освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

7. Итоговая конференция и выставка. (2 часа из них 2 часа практики) Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.


  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • Знание основных принципов собора, хранения и использования лекарственных растений.

  • Сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  • умение работать с разными источниками информации;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;

  • приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

  • различение на частей и органоидов клетки, органов цветкового растения;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений растений к среде обитания;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5.В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. - Новосибирск, 1990.

2.Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. - М., 2003.

3.Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. - М., 2005.

4.Экология: энциклопедия. - М., 2008.

5.Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. - СПб., 2006.

6.Интернет-сайт floranimal.ru

Литература для учителя

«Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. - 106 с. Ил.

«Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. - 704 с.

А. И. Тарасов. «Эколого-ботанические экскурсии в природу» (Учебно - методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х - М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.

В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.

В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2

В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. - 173 с., ил. +2

В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. - 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. - 351 с. Ил.

В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст - пресс» 1999г., 430 с +2

И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1

Литература для учащихся

«Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. - 106 с. Ил.

«Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. - 704 с.

А. М. Розенштейн. «Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1988 г - 144 с ., ил.

В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст - пресс» 1999г., 430 с +2

Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей/ Ил. Г. А. Мацигина; Оформл. Серии И. П. Смирнова. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. - 31с. - (Я открываю мир)

Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5 - 6 классов» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1985 - 223 с., ил.


© 2010-2022