• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии с видеофильмами на тему Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга (8 класс)

Конспект урока по биологии с видеофильмами на тему Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга (8 класс)

Данный конспект урока по биологии на тему "Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга" для учащихся 8 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). К конспекту прилагается четыре видеофильма «Нейроны», «Нервная система», «Передача нервного импульса», «Рефлекс».Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и В...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочный план Дата Класс ____ 8 - ые

Урок 13 биологии

Учитель

Тема урока: Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть значение и строение нервной системы, систематизировать знания о строении нейрона, углубить понятие о рефлексе, установить значение всех звеньев рефлекторного пути;

Развивающие: развивать умения сравнивать, рассуждать, обобщать и систематизировать информацию, делать самостоятельно выводы, работать с учебником.

Воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, умение работать в коллективе.

Оборудование: таблицы «Строение нервной системы», «Строение нейрона», презентация, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» Волковой Т.В. (ISBN978-601-7438-01-2), видеофильмы «Нейроны», «Нервная система», «Передача нервного импульса», «Рефлекс».

Ход урока

Все страсти хороши, когда мы владеем ими, все дурны, когда им подчиняемся.

Ж.Ж.Руссо

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функцио--нальной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент

Организационно-психологический настрой.

Проверка готовности класса к уроку.

Р

Коллект

II. Введение в тему

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущую роль в этом процессе играет нервной системе.

Проблемный вопрос: Как достигается согласованная работа органов в организме?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте сначала познакомимся с новой темой «строение и функции нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга».

Р

Коллект

+

III.

Изучение нового материала.

А). Определение нервной системы (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервная система - это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Б). Развитие нервной системы

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ.

Развитие центральной нервной системы происходило в связи

  • с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды;

  • совершенствовалась способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией;

  • с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов.

Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Используя знания из курса биологии «Животные», вспомните, обсудите в группах и запишите в тетради типы нервной системы у животных.

Ответы:

  • Кишечнополостные - диффузная.

  • Плоские и круглые черви - в виде нервных стволов.

  • Кольчатые черви, моллюски, членистоногие - узловая.

  • Позвоночные - трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие - головной мозг).

Таким образом: чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.

В). Значение нервной системы.

Используя материал параграфа 13 на странице 57- 58 учебника под редакцией Р. Алимкуловой, составьте кластер «Значение нервной системы».

Г). Нервная ткань. Нейрон - это основная структурная и функциональная единица нервной системы.

Актуализация знаний об особенностях строения нервной ткани.

  1. Что называется тканью? Сколько типов тканей выделяют у животных?

  2. Какой тканью образована нервная система?

  3. Какое строение имеет нервная ткань?

  4. Что составляет основу нервной ткани?

Основу нервной системы составляют нервные клетки - нейроны.

Нейрон - это нервная клетка с отростками.

Строение нейрона: тело и отростки (длинный - аксон и короткие - дендриты).

Аксоны - длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета - миелиновой оболочкой. Роль аксона: проведение импульса от тела нейрона.

Их скопления в центральной нервной системе образуют белое вещество

Дендриты- короткие сильно ветвящиеся отростки, не покрытые оболочкой.

Роль дендритов: проведение импульса к телу нейрона (Просмотр видеофильма «Нейроны» с обсуждением).

.

Конспект урока по биологии с видеофильмами на тему Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга (8 класс).

Д). Виды нейронов по функциям (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Просмотр видеофильма «Нервная система» с обсуждением.

Нейроны выполняют функции восприятия, передачи и хранения информации.

Нейроны по функциональным свойствам делятся на

  • чувствительные (центростремительные), несущие возбуждение от рецепторов цнс;

  • двигательные (центробежные), передающие возбуждение из цнс к рабочему органу;

  • вставочные, контактные или промежуточные, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы.

Е). Нервный узел или ганглии, нейроглии, нервы, медиаторы, синапс (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервный узел или ганглии - скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещество нервной ткани.

Нервы - скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы: чувствительные, двигательные и смешанные.

Медиаторы - физиологически активные вещества, выделяющиеся в результате возбуждения.

Синапс (от греч. «синапсис» - соединение, связь) - образовании служащее для передачи нервного импульса между возбудимыми клетками (видеофильм «Передача нервного импульса» с обсуждением).

Ж). Типы нервных систем («Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервная система по строению делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, нервные узлы и нервные окончания).

Нервная система по функциональному признаку делится на соматическую и вегетативную (симпатическую и парасимпатическую).

Соматическая нервная система

  • обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц;

  • стимулирует сердечную деятельность и др;

  • благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой;

  • путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения;

  • функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию.

Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует все внутренние органы, регулирует обменные процессы, рост организма.

Действия вегетативной нервной системы, в отличие от соматической, не подчиняется воле человека, она «работает» независимо от нее, отсюда ее второе название - автономная.

Признак

Соматическая нервная система

Вегетативная нервная система

Какие органы и системы органов иннервирует

Скелетная мускулатура (поперечнополосатая мышечная ткань), суставы, сухожилия.

Гладкая мускулатура органов, железы, сердечная мышца.

Подконтрольность сознанию

Подконтрольна.

Не подконтрольна, автономна.

Расположение управляющих центров

Кора больших полушарий.

Промежуточный, средний, продолговатый и спинной мозг.

Местоположение центробежного нервного узла (ганглия)

В передних рогах спинного мозга.

В средних рогах и передних корешках спинного мозга. Парные узлы, расположенные в два ряда.

Наличие вторых узлов (ганглиев) вне цнс

Нет.

Есть (вблизи спинного мозга - у симпатической системы).

Наличие миелиновой оболочки

Имеется на всем протяжении нерва.

Имеется лишь до узлов, после узла отсутствует.

Скорость проведения нервного импульса

Высокая (30 - 120 м/с).

Низкая (1 - 3 м/с).

Деятельность нервной системы основывается на процессах: возбуждение и торможение.

Нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого нервные клетки обладают очень важными свойствами - возбудимостью и проводимостью.

З). Рефлекс. Рефлекторная дуга («Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

1. В основе деятельности нервной системы человека лежит рефлекс (от лат. «рефлексус» - отражение) - ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

2. Рефлексы - основная форма нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.

3. Рефлексы делятся на безусловные и условные.

Используя таблицу из «Электронного пособия по биологии. 8 класс), материал учебника на странице 25, изучите и запишите в тетрадь характеристики безусловных и условных рефлексов.

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные.

Приобретенные организмом в течении жизни.

Видовые.

Индивидуальные.

Жизнь без них, как правило, невозможна.

Способствуют выживанию.

Осуществляется в ответ на безусловный раздражитель.

Осуществляется в ответ на любое воспринимаемое организмом раздражение;

формируется на базе безусловных рефлексов.

Имеют готовые и постоянные рефлекторные дуги.

Не имеют готовых и постоянных рефлекторных дуг;

их дуги временны и формируются при определенных условиях.

Относительно постоянные, мало изменяющиеся в течение жизни.

Непостоянные, могут вырабатываться и исчезнуть.

Не поддаются торможению.

Возможно как внешнее, так и внутреннее торможение.

Независимы от внешней среды.

Изменяются под влиянием внешней среды - адаптируются.

Осуществляются на уровне спинного мозга, ствола мозга и подкорковых ядер (то есть рефлекторные дуги проходят через эти отделы центральной нервной системы).

Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга (то есть рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий).

Являются основой инстинктивного поведения.

Являются основой формирования навыков.

Примеры: дыхательный, сосательный, глотательный, слюноотделительный, болевой и другие.

Примеры: слюноотделение у собаки в ответ на условный раздражитель (свет0 в опытах И.П.Павлова: дрессировка животных, индивидуальные привычки каждого человека, благотворное влияние соблюдения режима дня на самочувствие человека и другие.

4. Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды. Например, при повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется работа сердца. Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия среды.

5. Рефлекторная дуга или рефлекторное кольцо - путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу (Просмотр видеофильм «Рефлекс» с обсуждением).

Конспект урока по биологии с видеофильмами на тему Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга (8 класс).Рис. 18(«Электронное пособие по биологии.

8 класс»).

6. В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

а). Рецептор - воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Обычно рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной части тела. Совокупность рецепторных образований, которые при раздражении приводят к появлению определенного специфического рефлекса, называют рефлексогенной зоной.

б). Чувствительный (центростремительный) нейрон - передает возбуждение к центру.

в). Нервный центр - возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

г). Двигательный (центробежный) нейрон - несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу.

д). Рабочий орган - реагирует на получение раздражение. Таблица 10 . Рис. 19.

7. Принцип обратной связи: информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр для того, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать её.

Например, ребенок, увидев знакомую игрушку, протягивает к ней руку: по исполнительным нервным путям от головного мозга пришла команда - что надо делать. Это прямые связи.

Вот ребенок схватил игрушку, - тотчас по чувствительным нейронам пошли сигналы о результатах деятельности. Это обратные связи.

8. Вывод: чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган - мозг, по которому идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности выполняемого действия. Поэтому правильно говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце илирефлекторной цепи.

9. И.М.Сеченов и И.П.Павлов - основоположники рефлекторной теории.

Р




Р
ЧП


Р

ИП

Р


ИП

ЧП

НО





Р
ИП
НО


Р
ИП
НО



Р

НО










Р

ИП
















Р
НО
ИП




Коллект




Работа в группах


Индивид

Фронтал


Индивид






Коллект



Индивид




Коллект










Индивид
















Коллект




+















+









+

+


+






+



+




+








































+
















+


+















+









+

+


+






+



+




+








































+
















+

IV.

А). Устно:

  1. Что осуществляет в организме рецептор?

  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон).

  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?

  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?

  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

Б). Работа в группах по заданию:

Обсудите и выскажите общее мнение группы по решению предложенной биологической задачи:

1 группа:

Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?

2 группа:

Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается; у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие - к условным? Ответ поясните.

3 группа:

На лицо спящего человека сел комар. Он отогнал насекомое рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

4 группа:

У новорожденных (особенно у недоношенных детей) проявляется рефлекс Робинзона. Ребенок крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?

5 группа:

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. Как вы можете это объяснить?

В). Вместо точек вставьте пропущенные слова:

1 вариант:

…….- структурная и функциональная единица нервной системы. Он состоит из….и ….. Один длинный, мало ветвящийся отросток -…..и несколько коротких отростков- ….

Длинный отросток нервной клетки покрытый ….. оболочкой называется нервным волокном, скопления которых образуют ….. …... Скопления коротких отростков образуют ….. ….. . Скопление нервных волокон, покрытое сверху соединительнотканной оболочкой, называется …..

2 вариант:

Основной формой нервной деятельности является ….. . Во всех органах тела располагаются нервные окончания-….. . Они воспринимают раздражения и преобразуют его в ….. ….., который передаётся по ….. нейронам и достигает центральной нервной системы. Здесь формируется ответная реакция на раздражение и по …… нейронам поступает к исполнительному …органу.

Ответы:

1 вариант:

Нейрон, тело, отростки, аксон, дендриты, миелиновая, белое вещество, серое вещество, нерв.

2 вариант:

Рефлекс, рецепторы, нервный импульс, чувствительные, двигательные, рабочий.

Р


ПП

Р






Р

Фронтал


Работа в группах






Индивид

+


+






+

+


+






+

V.

Подведение итогов

Работая в группах, самостоятельно сделайте выводы урока

Р

Работа в группах

+

VI.

Д/З:

Параграф 13

Ответьте письменно на вопрос:

При изучении рефлекторной дуги И.П.Павлов образно назвал центростремительные нервные волокна «осведомительными», а центробежные - «командными». Почему?

Р

Индивид

VII.

Рефлексия

Конспект урока по биологии с видеофильмами на тему Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга (8 класс).

Р

Индивид

Литература и Интернет - источники:

  1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

  2. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат - Школа», М.,1998, 204с.

  3. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ - ПРЕСС», 2001, 815.

  4. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

  5. Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. Биология для поступающих в вузы. М., «Оникс», 2008, 1088с.

  6. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

  7. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

  8. А.Г.Хрипкова. Физиология человека. М., «Просвещение», 1971, 159с.

  9. Р.Г.Заяц, И.В.Рачковская, В.М.Стамбровская Биология, Минск, «Вышэйшая школа», 2000, 524с.

  10. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.

  11. Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. М., «Просвещение», 1989, 193с.

  12. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

  13. З.А.Власова. Биология. Справочник школьника. М., 1995, 574с.

  14. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с


© 2010-2022