Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Материалы урока способствуют углублению и систематизации знаний об особенностях овощей своей местности, центрах их происхождения через интеграцию биологии и географии.Данный урок проводится по технологии разновозрастного обучения.Основная форма организации - совместная деятельность школьников в разновозрастных и одновозрастных группах.В течение урока ребята отгадывают загадки, моделируют центры происхождения овощных культур, находят информацию в тексте, производят взаимообучение, рефлексию и  ра...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разновозрастное интегрированное занятие по биологии и географии

в 5+ 6+ 8+ 9 классах (1 ноября 2013 года)


Тема «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»



Разработано учителем биологии Антонюк Н.А.

МБОУ « Санниковская ООШ» Ковровского района


Цели: Систематизация и углубление знаний об особенностях овощей своей местности.


Задачи:

Образовательные: 1. формирование знаний и представлений овощах и центрах их происхождения через межпредметную связь биологии и географии.


Развивающие: 1. продолжить формирование умения работать в одновозрастных парах и РВГ.


Воспитательные: 1. Формирование любознательности, познавательной активности, патриотизма.


Оборудование: приложения, набор пазлов (материки, части света), презентация, ИКТ оборудование


Тип урока: Изучение нового материала


Формы организации работы на уроке: групповая (РВГ, ОВГ), парная

( одновозрастные), индивидуальная, фронтальная.


План - конспект урока.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

5 класс

6 класс

8 класс

9 класс

1. Оргмомент

Приветствие, психологический настрой уч-ся.

Вступительное слово учителя биологии - мотивация учащихся: Сегодня необычный урок, вы будете работать парами, в группах РВ и я думаю у вас все получиться так как:

Вместе не скучно!

Вместе не тесно!

Вместе легко и всегда интересно!


Приветствие, учащиеся сидят в одновозрастных парах.



1

2. Целеполагание

































3.Изучение нового материала

















































2.1.Организация целеполагания - фронтальная беседа


Учитель Биологии - ребята отгадайте мои загадки (Приложение 1) и попробуйте определить тему нашего занятия.

Да, сегодня речь пойдет об овощах с нашего огорода. Но всё ли вы знаете о них? Поэтому тема - Знакомые незнакомцы нашего огорода.

Исходя из темы попробуйте сформулировать цель нашего занятия?


Цель - узнать неизвестные факты об известных овощах с нашего огорода.

Для достижения этой цели будем работать по плану.

1. Работа с текстом в ОВ парах.

2. Рассказ К и моделирование огорода на доске.

3. работа в РВГ:

А) моделирование материков и частей света

Б) определение Родины овощей.

4. Тестирование

В результате мы создадим план нашего огорода.

Организация промежуточного оценивания - выставляете себе в лист самооценки 1 балл, если правильно отгадали загадки


Работают в одновозрастных парах




6



































6


















12


























5











5

Отгадывают загадки

Отгады-вают загадки

Отгады-вают загадки

Отгады-вают загадки

Отвечают на вопросы и определяют тему и цель занятия




















Промежуточное оценивание - выставление баллов в лист самооценки (Приложение 2)

.

3.1. Организация работы с текстом в ОВ парах по изучению нового биологического материала

Сейчас Вы будете работать в ОВ парах.

Перед вами текст с интересными фактами об овощах, выращиваемых на огородах нашей местности

(Приложение 3).

Вы читаете внимательно текст и отвечаете на вопросы к этому тексту.

Затем один человек из пары станет К , т.е. будет пользуясь данными вопросами будет рассказывать свой текст всем остальным учащимся.



Рабо-тают с текстом в ОВ парах.

Рабо-тают с текстом в ОВ парах.

Рабо-тают с текстом в ОВ парах.

Рабо-тают с текстом в ОВ парах.


3.2. Организация проверки выполненного задания

1.Сообщения учащихся об овощах и моделирование плана нашего огорода

( на доске учащийся прикрепляет изображение овоща, о котором будет рассказывать)


  • Учитель биологии - Давайте сделаем грядку пря­ностей: перец (из семейства пасленовых), укроп, петрушку, сельдерей (все из семейства зонтичных).

  • Мы, конечно же, разместили не все овощи, каждый из вас, помогая родителям сажает ещё какие культуры на совеем участке. Какие еще грядки вы бы сделали?

Подведение промежуточных итогов: Итак, на доске у нас получился план нашего огорода.

Вот оказывается сколько интересного и полезного вы добавили в копилку своих знаний об овощах.

3.3.Организация промежуточного оценивания работы ОВ пар:

1 балл за правильный рассказ,

1 балл ставит учащийся, который организовывал работу в паре и отчитывался по работе.

Учитель биологии: А кто знает Родину овощей? Откуда они к нам пришли?

Рассказать о центрах происхождения культурных растений мы попросим учителя географии.


Отчет ОВ пары

Моделирование учащимися плана огорода на доске











Промежуточное оценивание - выставление баллов в лист самооценки


3.4. Организация работы в РВГ учащихся:

3.4.1. Моделирование материков и частей света ( составляют пазлы).

Учитель географии : Чтобы узнать Родину овощей, я предлагаю вам смоделировать материки и части света, составляя пазлы

( Приложение 4) в РВГ.

Какие материки части света вы собрали?

Сев. Америка и Юж. Америка составляют одну часть света, группа 1 и 2 соединяются вместе.


3.4.2.определение Родины овощных культур по рассказу учителя географии

Учитель географии: А сейчас слушайте мой рассказ, смотрите презентацию и выполняйте следующее задание: выберите из предложенных картинок овощей те, Родиной которых является ваша часть света и разместите их на своих моделях.



3.4.3. Организация промежуточного оценивания работы РВГ:

1 балл за правильное выполнение задание

3б. - руководитель группы

2б. - работал активно в группе

1 б. - работал в группе


Учитель географии:В дальнейшем в 9 клссе по биологии и в 10 кл по географии вы будете подробно изучать названия центров и происхождение всех культур.


Работают в 4-х РВГ - Моделируют материки и части света (составляют пазлы)

Мате-рик Сев. Америка

Материк Юж. Америка

Часть света Европа

Часть света Азия





Работают в 3-х РВГ-

Определяют Родину овощных культур и размещают картинки овощей (Приложение 4), родиной которых является собранный материк или часть света

Часть света Америка

Часть света Европа


Часть света Азия


Промежуточное оценивание - выставление баллов в лист самооценки

4. Контроль знаний

Организация тестирования уч-ся

( Приложение 5)


Отвечают на вопросы тестов.

5

5 кл

6 кл

8 кл

9 кл

Промежуточное оценивание - самооценка по ключу.


Самооценка по ключу, выставление баллов.

5.Подве-дение итогов и

рефлексия

Учитель биологии.

Рассмотренные на занятии овощи так и остались для вас незнакомцами? Докажите своё утверждение.

Достигли мы цели нашего занятии?


резюме


5

7. Д/З

Инструктаж

1. Составить экологические сказки об овощах с нашего огорода

Запись в дневник




Приложение 1.

Загадки об овощах

  1. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил ... [лук]


  1. Набирай скорее в миску краснощекую ... (редиску.)


  1. Отыскали наконец и зеленый ... (огурец.)


  1. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет ... (кар­тошка.)


  1. Завалился на бочок лежебока ... (кабачок.)


  1. Разве в огороде пусто, если там растет ... [капуста)


  1. Удивляет горожан темнокожий ... [баклажан.)


  1. За ботву, как за веревку, можно вытянуть ... (морковку.)


  1. Кто, ребята, не знаком с белозубым ... (чесноком.)

  1. Держится за землю крепко, вылезать не хочет ... (репка)

11.Девица-белолица Солнца не выносит,

Зонтик себе просит.

(Цветная капуста.)

12.С перьями, да не птица,

В чешуе, на не рыба.

(Лук.)

13 Есть красавица одна - И румяна, и стройна,

Хоть в землянке век живет, А большой от всех почет. (Морковь.)

14. Желтая курица Под плетнем дуется. Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лежа. (Тыква.)



Приложение 2.

Лист самооценки.

Ф.И.______________________________________________________класс_____________.


п/п

Этапы урока

Само-оценка

Взаимо-оценка

Оценка группы,

пары

Оценка учителя

Итог

1

Загадки мах - 1 б

+




8-9 «5»

6-7 «4»

4-5 «3»


2

Отчет пары - сообщение об овоще 1б.- правильный ответ




+

1 б.- руководитель пары



+


3




Работа в РВГ - пазлы и определение Родины культурных растений по рассказу учителя

1 балл за правильное выполнение задание






+

3б- руководитель группы

2б - работал активно в группе

1 б - работал в группе



+


4

Тестирование - 2б


+





Приложение 3.

Тексты и вопросы к нему для одновозрастных пар об овощах, выращиваемых на территории нашей местности.

Картофель:

Картофель - семейство пасленовые. Особенность этой культуры в том, что она является культурой продовольственной, техничес­кой и кормовой. Он введен в культуру примерно 14 тысяч лет назад. Долгое время его высаживали лишь в ботанических садах и на аптекарских огородах. Придворные дамы украшали свои прически цветками картофеля. И только 200 лет назад он появился на крестьянских полях и огородах. В Россию картофель завёз Петр 1. Есть ранние, средние и поздние сорта картофеля. При правильном уходе карто­фель можно долго выращивать на одном месте.

В картофеле очень много крахмала. Именно поэтому в подмороженном картофеле крахмал превращается в сахар.

Репчатый лук:

В селе Мячкове под Коломной огородники вывели гигантский сорт лука: репка-луковица величиной с блюдце, 1 3 см в поперечнике. Мячковский лук оказался так хорош, что им снабжали не только Москву, но и Па­риж, где изобрели луковый суп. В средние века франк получал среди подарков в день свадьбы корзину, наполненную этим овощем. Это означало пожелание сохранить до глубокой старости здоровье, зре­ние, слух. Лук в Древней Руси считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней, благодаря эфирным маслам и фитонцидам - яросным врагам бактерий.

Чеснок:

Афганцы уверяют, что чеснок придает силы и снимает усталость, с ним можно идти по горам без уста­ли. Зубки чеснока в самом деле содержат большое коли­чество сахара - до половины по весу! И сахар самый нуж­ный, самый полезный для организма. Очень важно и то, что чеснок подавляет гнилостные процессы в кишечнике. Даже во рту не остается вредных микробов, это способствует со­хранению зубов, а в результате - и здоровья. На Востоке чеснок называют « зуб дракона» и утверждают, что съедая в день по зубчику чеснока, проживешь здоровым долгие годы. В чесноке очень мало витаминов и аскорбиновой кислоты, но благодаря наличию в нём фитонцидов (вещества убивающие бактерии) он обладает исключительными бактерицидными свойствами.

Морковь:

Дикая морковь - болотное растение. Культур­ные формы моркови отличаются сильным развитием запа­сающей ткани в корне. Мы привыкли к оранжевой моркови, но едят и белую, желтую.

Уже в 16 веке на Руси морковным соком лечили болезни горла, носа, сердца и печени. Но лишь в 20 веке определили, что в моркови очень много каротина, содержащего витамин А, полезного для глаз.

Русский учёный Борис Токин определил, что на 3 месте по фитонцидным свойствам среди овощей находится морковь! Её употребление очищает полость рта от микробов. Лучше усваивается каротин в натёртой моркови с маслом или сметаной. Особенно полезна морковь детям.

Капуста:

Капуста - не только первый овощ мира, но и весьма витаминный продукт: 200 г сырой белокочанной ка­пусты содержит суточную норму витамина С. Капуста единственный овощ, который при квашении и засолке увеличивает количество витамина С. Это двулетнее растение.

Отварное блюдо из этого овоща подавалось в начале как сладкое блюдо. А славяне возделывают капусту с 11 века. Она стала основой русских национальных блюд. Русская пословица гласит « Щи, да каша - ища наша». Щи подавали не только в простых избах, но и на царских свадьбах. А Великий полководец Суворов любил « кипячие русские щи». Особенно прославилась капуста в середине 20века., когда ученые уста­новили, что ее свежий сок залечивает язву желудка.

Томат:

В Америке этот овощ называют томатом, а в Италии - помидором « золотое яблоко». В Европу то­мат завезли испанские экспедиции вскоре после открытия Америки.

Никто, впрочем, тогда не знал о его питательных качествах и сначала его выращивали как декоративное ра­стение с красивыми плодами. Позднее кашицу растертых плодов томата стали использовать для заживления гнойных ран. Сейчас, когда у нас есть сильнейшие антибиотики, ник­то томатом раны не лечит, но в старину его лечебные свой­ства ценились высоко. Лишь в 19 веке томат стал настоящей овощной культурой. Правда, за всеобщее признание томат «расплатился» сокращением срока жизни. В природе он живет многие годы, а в культуре - это однолетник.

Огурцы:

Огурцы - растение семейства тыквенных. Огурцы - рекордсмены по количеству содержащейся в них воды ( 97%). Они бедны витаминами, но богаты минеральными солями. Благодаря удачному соотношению минеральных солей, огурец способен регулировать работу сердца, печени и почек.

Уже в глубокой древности огуречный сок использовали в косметике, как очищающие средство для кожи. А толчённые семена огурцов применяли для разглаживания морщин..

Самый скороспелый - муромский огу­рец, от всходов до урожая проходит всего 5 недель, но плоды небольшие и быстро желтеют. А для засолки хоро­ши зеленцы с шипиками.

Давайте сделаем грядку со всякой всячиной, грядку пря­ностей: перец (из семейства пасленовых), укроп, петрушку, сельдерей (все из семейства зонтичных). Какие еще грядки вы бы сделали?

Грядку редиса. На грядке редиса, чтобы она не пустовала после сбора урожая, рассадите редьку.


Вопросы к тексту « Картофель».

  1. Какова особенность картофеля как культуры?

  2. Сразу ли клубни картофеля стали употребляться в пищу?

  3. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие?

Вопросы к тексту « Лук».

  1. Что и почему получал в средние века в день свадьбы франк?

  2. Чем знаменит Мячковский лук?

  3. Где был изобретен луковый суп?

Вопросы к тексту « Чеснок».

  1. Благодаря каким веществам чеснок обладает исключительными бактерицидными свойствами?

  2. Почему на Востоке чеснок называют « зуб дракона»?

Вопросы к тексту « Морковь».

  1. Где растёт дикая морковь?

  2. Благодаря какому веществу и витамину морковь является лечебным средством для глаз?

  3. Что лечили морковным соком на Руси?

Вопросы к тексту « Капуста».

  1. Является ли капуста витаминным продуктом?

  2. Почему капусту считают основой русских национальных блюд?

  3. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие?

Вопросы к тексту «Огурцы».

  1. Есть ли у томатов другое название и что оно означает?

  2. Благодаря какому веществу и витамину морковь является лечебным средством для глаз?

  3. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие?

Вопросы к тексту « Морковь».

  1. Где растёт дикая морковь?

  2. Благодаря какому веществу и витамину морковь является лечебным средством для глаз?

  3. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие?


Приложение 4.


Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Картинки овощей для моделирования.

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»

Урок по биологии для 5-9 класса «Знакомые незнакомцы нашего приусадебного участка»







Приложение 5.

Тесты для учащихся.


  1. Цветками, какого овоща придворные дамы украшали свои прически?

а) капуста б) картофель в) огурец г) тыква

2. Что означает слово « помидор»?

а) золотое яблоко б) крупная ягода в) чертово яблоко г)зеленое яблоко

3. В этом овоще количество витамина С больше в засоленном виде, чем в свежем

а) морковь б) лук в) капуста г) томат

4. Где был изобретён луковый суп?

а) в Париже б) в Риме в) в России г) в Лондоне

5.Назовитет овощ, стоящий на 3-м месте по фитонцидным свойствам

а) огурец б) баклажан в) картофель г)морковь

6. Назовите русского учёного, который выделил 7 центров происхождения культурных растений

а) И. Вернадский б) Гумбольт в) Н. Вавилов г) Докучаев

7. Родиной, какого овоща является Америка?

А)морковь б) картофель в) чеснок г) капуста

8. Родиной, какого овоща является Средиземноморье?

А)морковь б) картофель в) чеснок г) капуста






© 2010-2022