• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательская работа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Исследовательская работа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная научно-методическая конференция педагогов

«Инновации и традиции в современном образовании»


Секция: Современные педагогические технологии и достижения метапредметных результатов в сфере современного образования.




Исследовательская работа


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ







Автор: учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Новоузенска Саратовской области»

Гараган Мария Викторовна,

высшей квалификационной категории





Новоузенск 2015


Содержание

I. Введение…………………………………………………………………… 3-4

II.Основная часть…………………………………………………………… 5-9

2.1. Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения……………………………………………………………………………….. 5-8

2.1.1. Понятие проблемно-диалогического обучения……………………. 5-6

  1. Технология постановки учебной проблемы………………………… 6-7

  2. Технология поиска решения учебной проблемы………………….. 7-8


  1. . Реализация приемов технологии проблемно - диалогического обучения

на уроках биологии……………………………………………………………… 8-9

2.2.1. Общий алгоритм подготовки и проведения проблемно-диалогических уроков…………………………………………………………………………. 8-9

2.2.2. Примеры реализации элементов проблемно-диалогического обучения на уроках биологии…………………………………………………………………9

III. Заключение…………………………………………………………………10

  1. Список литературы и интернет-источников ………………………11



  1. Приложение……………………………………………………………12-18









«Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин

  1. Введение.

Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на «обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации». Они требуют от учителя перехода от традиционных методов к новым методам. Подобные преобразования не могут не отразиться на преподавании школьной биологии и организации урока. Значительные изменения претерпевают цели и структура урока, организация познавательной деятельности учащихся, отбор и конструирование подачи учебного материала, способы контроля качества знаний, отношения «учитель-ученик». Заметно проявляется тенденция изменения целей обучения. Если раньше основную цель урока учитель видел в том, чтобы «сформировать понятие», «дать знание», используя репродуктивные методы обучения, т.е. центре внимания было содержание предмета, представляющее собой основу базовой науки. Реальный процесс обучения, когда учитель должен был учить всех и всему, показал, что высокая научная подача учебного материала не является гарантией успеха.

Отличительной же особенностью нынешней ситуации является то, что современным молодым людям не хватает практических знаний. По результатам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA (решение проблем), а также исследований, проводимых в последние годы российскими специалистами, наши школьники занимают низкие позиции по способности к анализу жизненных ситуаций, выявлению и формулированию проблем, нахождению способов их разрешения, моделирующим действиям. Проблема возникает налицо - понижение качества приобретаемых знаний учащимися, потеря интереса к школьным предметам, в частности, к биологии.

Оценив такую ситуацию, осмыслив тот факт, что урок-часть жизни ученика, педагоги пришли к выводу, что обучение должно быть активным и главное на уроке - деятельность учащегося.

Специально проведенные наблюдения и беседы с учащимися подтвердили, что для них наиболее интересны те уроки, где они активно работают: решают проблемную ситуацию, обмениваются мнениями и суждениями, сотрудничают и т.д.

В связи с этим, я считаю, что наиболее актуальной, в сложившихся условиях, является технология проблемно-диалогического обучения.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся "открывают" их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили «готовеньким» и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Данная методическая разработка представляет собой демонстрацию опыта работы по внедрению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии. По этой технологии мною разработан ряд уроков по биологии с 5 по 9 класс.

Цель данной разработки: обоснование педагогической целесообразности использования технологии проблемно - диалогического обучения на уроках биологии.

Задачи разработки:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по технологии проблемно-диалогического обучения.

  • Систематизировать методы, формы и приемы проблемно-диалогического обучения.

  • Апробировать приемы проблемно-диалогического обучения на уроках биологии.

  • Представить результаты работы.

Основополагающий вопрос: целесообразно ли использовать технологию проблемно - диалогического обучения на уроках биологии? Или же достаточно использовать традиционные методы обучения?

Гипотеза: изучение биологии будет более эффективным, если использовать технологию проблемно - диалогического обучения на уроках биологии.

Объектом моего исследования является содержание обучения биологии, предмет исследования - целесообразность использования технологии проблемно - диалогического обучения.





II. Основная часть.

2.1. Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.

2.1.1. Понятие проблемно-диалогического обучения.

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно - диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.

Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение - в форме подводящего диалога.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

На таких уроках, где используется проблемно-диалогический метод, ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

В рамках научного направления, получившего известность как "проблемное обучение" (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (творческой, познавательной) деятельности учащихся. (Приложение№1)

Таким образом, из всей палитры проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

2.1.2. Технология постановки учебной проблемы.

Учебная проблема существует в двух основных формах: как тема урока и

как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом.

I. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя и требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: создания проблемной ситуации, побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации, побуждения к формулированию учебной проблемы и принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. (Приложение №2)

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, которое вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

представляет собой вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Так как учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы.

При побуждающем диалоге возможно появление неточных или ошибочных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательно. Лучше поступить следующим образом: поддерживающий кивок головой и слово «так» (подобная реакция не означает согласия с говорящим), затем реплика: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе?

II.Подводящий к теме диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При появлении ошибочных ответов необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?)

III. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, связанного с темой урока (сказки и легенды, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений) .

Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости изучаемой темы для самих учащихся.

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие этих методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.

2.1.3. Технология поиска решения учебной проблемы.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. Существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.

I. Побуждающий к гипотезам диалог.

Этот метод поиска решения требует осуществления четырех педагогических действий: побуждения к выдвижению гипотез, принятия выдвигаемых учениками гипотез, побуждения к проверке гипотез и принятия предлагаемых учениками проверок. Рассмотрим эти действия подробнее.

Побуждение к выдвижению гипотез.

На этом этапе диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть предположения, гипотезы?» Если решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Если не помогает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез.

Реагировать на гипотезы школьников следует нейтрально, эмоционально неокрашенно (не отвергать ошибочную и не хвалить решающую). Оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла.

Побуждение к проверке гипотез.

Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится путем рассуждения, а во втором - добывается в практической работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся структуру»: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

При практической проверке диалог подталкивает к выработке конкретного плана действий. («Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?»). Подсказка намекает на план.

Принятие предлагаемых учениками проверок.

Ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Порядок выдвижения гипотез на уроке.

Существует два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая - и так до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.

II. Подводящий к знанию диалог.

Данный метод поиска решения проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог состоит из цепочки посильных ученику вопросов и заданий, которые приводят класс к формулированию нового знания.

Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Проанализировав приведенные выше методы, можно сделать вывод, что технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, т.к. является результативной, здоровьесберегающей и может быть реализована на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.


  1. Реализация приемов технологии проблемно -диалогического обучения на уроках биологии.

2.2.1. Общий алгоритм подготовки и проведения проблемно- диалогических уроков.

Урок изучения нового материала в технологии проблемного обучения имеет свою структуру:

1. Этап введения знаний. Этап введения знаний содержит два самостоятельных звена: постановка проблемной ситуации и поиск решения.

Постановка учебной проблемы - это этап порождения вопроса или формулирование темы урока, а поиск решения - это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания.

На проблемном уроке учитель "проводит" учеников через звено постановки проблемы одним из возможных путей (через создание проблемной ситуации, подводящим диалогом - через систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формулировании темы урока, или третьим путём- сообщением темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приёма "яркое пятно", "актуальность").

Через звено поиска решения учитель тоже может "провести" учащихся одним из трёх возможных путей: выдвижение и проверка гипотез; подводящий диалог; подводящий без проблемы диалог.

2. Этап воспроизведения знаний. Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание, и полученный продукт представляет классу. (Приложение №3).

2.2.2 Примеры реализации элементов проблемно-диалогического обучения на уроках биологии.

I. Создание проблемной ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Например, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Реакция удивления школьников и означает возникновение проблемной ситуации. (Приложение №4)

Иногда на уроке проблемная ситуация создаётся при столкновении различных мнений учеников. Для этого классу предлагается вопрос по изучаемой теме. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.(Приложение №5)

II. Создание проблемной ситуации с затруднением.

При создании проблемной ситуации с затруднением учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. В её основе лежит одно-единственное противоречие - между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Этот приём хорошо реализуется в старших классах, например при решении задач в курсе общей биологии

Некоторые проблемные ситуации с затруднением выполняются в два шага. Сначала (шаг 1) учитель даёт учащимся практическое задание, похожее на предыдущее. Затем (шаг 2) учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.(Приложение №6).

III. Следующий способ постановки учебной проблемы - это подводящий к теме диалог. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий. которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. В данном случае учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос. (Приложение №7).

IV. Использование мотивирующих приёмов на уроке. Учащихся на уроке можно увлечь и не создавая проблемную ситуацию. Для этого существуют специальные приёмы, условно называемые «яркое пятно» или «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. (Приложение №8).

III. Заключение.

Основной целью использования учителем технологии проблемно-диалогического обучения на уроках является повышение качества усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Это технология позволяет «открывать» для себя новые знания. При проблемном введении материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и их деятельность в этом случае можно определить как творческую.

Проблемные методы эффективнее традиционных, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса.

Традиционный урок обеспечивает репродуктивное усвоение знаний, а проблемный - творческое усвоение знаний. Какой же из них эффективнее? Одним из главных результатов урока является качество знаний. Даже далекому от педагогики человеку понятно, что учащиеся лучше усваивают не те знания, которые получили в готовом виде и зазубрили, а те, которые открыли сами и по-своему выразили. Следовательно, проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный. Это подтверждает и мысль кого-то из великих мыслителей о том, что ничему нельзя научить, можно только научиться.

Однако, хорошие и прочные знания вовсе не единственное, к чему стремиться учитель. Надо ведь еще и развивать, и воспитывать. На каком из уроков учащиеся больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее развивают речь и мышление? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер? Разумеется, на проблемном уроке.

Таким образом, в сравнении с репродуктивным обучением, проблемный урок дает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, а также воспитание активной личности. Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем.

В заключение хочу сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках биологии остается моей целью. Уже сейчас видны определенные положительные результаты проблемно-диалогического обучения школьников. Повысился интерес к изучению предмета и в дальнейшем предполагается повышение качества результатов ОГЭ по биологии и выбор обучающимися естественно-научного профиля.

В данной методической разработке содержатся авторские разработки, которые были апробированы в течение моей работы в школе. Надеюсь, мой опыт заинтересует преподавателей и будет им полезен.



  1. Список литературы и интернет-источников.

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амёбы до человека. 7 класс. Учебник для общеобразовательной школы.- М.: Баласс, 2013

  2. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. О тех, кто растёт, но не бегает 6 класс. Учебник для общеобразовательной школы.- М.: Баласс, 2012

  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.- М., 2012.

  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа -2010. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 5. - М.: Баласс, 2012.

  5. Пепеляева О.А., И.Б. Сунцова Поурочные разработки по биологии.- М.: ВАКО, 2012.

  6. Сайт afromberg.narod.ru

  7. Сайт afromberg.narod.ru

  8. Сайт pdo-mel.ru







© 2010-2022