Статья по теме: Роль УОУ в воспитании школьника

Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу. Поэтому мы считаем, что необходимо раскрывать красоту сельскохозяйственного труда при воспитании школьников  в процессе внеклассной работы, в частности, на учебно-опытном участке школы.              Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых.  Развитие  опытничества в нашей школе  помогает  реализации идей комплексного подхода к воспитанию...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рощина Надежда Владимировна,

учитель биологии,

МАОУ «Калининская СОШ», Амурская область, село Калинино

Роль учебно-опытного участка в воспитании школьников.

Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу.

Поэтому мы считаем, что необходимо раскрывать красоту сельскохозяйственного труда при воспитании школьников в процессе внеклассной работы, в частности, на учебно-опытном участке школы.

Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых. Развитие опытничества в нашей школе помогает реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся.

При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволяет увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении своей деятельности, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, расширять биологический кругозор.

Учебно-опытный участок нашей школы является базой опытнической работы учащихся. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Учебно-опытный участок - это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и с/х труду и другая внеклассная работа.

В соответствии со школьными программами по биологии и с/х труду в нашей школе учебно-опытный участок имеет следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, цветочно-декоративный, дендрологический, экологический, биологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся учатся выращивать различные с/х растения и ставят с ними опыты.

Прежде чем приступить к проведению опытов на школьном учебно-опытном участке, учащиеся должны ознакомиться с требованиями к опытнической работе: каждый опыт ставится на двух делянках - опытной и контрольной. Делянки имеют однородную почву, ровную поверхность, одинаковые размеры и форму. На опытной делянке растения прореживают, вносят удобрения, а на контрольной этого не делают. На обеих делянках обработка почвы, уход за растениями, уборка урожая и т. д. одинаковы и проводятся одновременно; для более точных выводов по опытам их закладывают в двух повторностях; четко формулируется тема, цель каждого опыта и намечается план его проведения. [1]

На делянках опытного участка ставят таблички с надписями: тема опыта, культура, опыт, контроль.

Постановка опытов по выращиванию растений требует от школьников проявления активности, любознательности, умения фиксировать результаты наблюдений и делать правильные выводы.

Практика работы школы показывает, что наиболее важными темами опытов являются агротехнические. Ведь известно, что в сельском хозяйстве недопустим шаблон, и если в одном случае рекомендуемый прием дает положительный эффект, то в другом может привести даже к тяжелым последствиям.

Когда лучше посеять? По срокам посева есть рекомендации. И этот познавательный опыт имеет прямое отношение к экономическим проблемам хозяйства.

«Подготовка почвы к посеву» - и эта тема дает широкое поле деятельности для юных опытников.

Большое место в плане опытнической работы проводится сортоиспытанию. Ученики изучают различные овощные культуры в тесной связи с природными условиями местного хозяйства.

Цель создания учебно-опытного участка в нашей школе - научиться выращивать с/хозяйственные растения, узнать об особенностях овощных растений и какие условия необходимо создать, чтобы вырастить красивые цветы или получить хороший урожай овощей.

На УОУ сформированы следующие отделы:

1.Отдел начальных классов.

Учащиеся 1-4 классов выращивают сельскохозяйственные растения, проводят опыты по влиянию площади питания, освещенности, полива и другие в соответствии с программой по окружающему миру и технологии. Выращивают на цветниках декоративные растения.

2.Отдел полевых культур. В этом отделе размещены и закладываются опыты с полевыми культурами, имеющими производственное значение в нашем регионе, все полевые культуры выращиваются в севооборотах.

3.Отдел овощных культур.

В этом отделе выращиваются и ставятся опыты с овощными культурами, которые характерны и нехарактерны для нашего региона. Все овощные культуры выращиваются в севооборотах.

4.Коллекционный отдел.

Состоит из трёх подотделов: морфологии растений, систематики растений, коллекционного подотдела, отдела лекарственных растений.

В отделе морфологии растений на примере распространённых и хорошо известных растений ученики 5-8 классов, рассматриваются морфологические особенности растений (типы корней, листьев, соцветий, опыление и т.д.).

В отделе систематики растений выращиваются представители различных ботанических семейств: крестоцветных, розоцветных, лилейных и т.д.

Коллекционный отдел включает растения, не вошедшие в полевой, овощной отделы, новые культуры для данной местности, лекарственные и медоносные растения, пряно-вкусовые растения.

5.Производственный отдел.

Выращивается продукция овощных и плодово-ягодных культур для обеспечения школьной столовой.

6.Цветочно-декоративный отдел.

Представлен клумбами на которых в основном выращиваются такие растения как астры, бархатцы, настурция, петуния, цинния, цинерария, кохия, львиный зев и др.

7.Плодово-ягодный отдел

Размещены кустарники: смородина, малина, крыжовник.

8.Дендрологический.

Включает деревья и кустарники произрастающие на территории пришкольного участка. Это берёза белая, черёмуха Маака, боярышник даурский, амурский бархат и др.

9.Экологический отдел.

Состоит из коллекции растений различных растительных сообществ, которые растут в условиях приближённых к естественным. К этому отделу относится и Дарвиновская площадка, которая позволяет учащимся наблюдать процессы формирования биоценоза и изучать жизнь организмов в растительном и животном сообществах. [2]

На базе школьного учебно-опытного участка проводятся экскурсии для начальных классов и воспитанников детского сада. Так же младшие школьники на уроках труда с удовольствием работают на участке, где познают азы выращивания различных культур. В летний период, согласно графику отработки на участке, проходят 5-ую трудовую четверть учащиеся 5-8, 10 классов. Осенью проводим традиционные выставки, конкурсы частушек, загадок о культурах, выращиваемых на пришкольном участке.

Учебно-опытный участок Калининской средней общеобразовательной школы один из старейших участков в Михайловском районе, целью которого, вот уже на протяжении многих лет остаётся, - научить выпускника школы выращивать растения, знать особенности овощных культур, какие условия необходимо создать, чтобы получить красивые цветы или хороший урожай овощей.[3]

В настоящее время наш участок занимает площадь 0,6 га и служит базой для проведения уроков, сельскохозяйственных и практических работ связанных с выполнением программ по биологии и технологии. В процессе работы на УОУ расширяются и углубляются знания, полученные на уроках биологии и других сопутствующих школьных предметах. В нем присутствуют все основные отделы согласно положению о школьных УОУ.

Систематическая работа на УОУ позволяет применять деятельностный подход, который на современном этапе развития образования, согласно требованиям ФГОС не только не утратил своей роли в обучении и воспитании школьников, но и приобретает всё большее значение в связи с необходимостью экологического воспитания.

Список литературы:

  1. Биткова Н.П., Кирсанова В.Ф. Обновления содержания работы на учебно-опытном участке: Методические рекомендации. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. - 48с.

  2. Васильева М.Д., Школьный дендрарий: методические рекомендации. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. - 41с.

  3. Селихова О.А., Статическая обработка результатов опыта и учёт урожая: методические рекомендации. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. - 40с.


© 2010-2022