Временное положение об экспертизе образовательных электронных изданий и ресурсов

результатом синтеза программных средств, цифрового звуко- и видеоряда, подчиненных содержательной цели предметной области. ЭИР включают все известные способы представления информации: символьное представление, статический, динамический, реалистичный и синтезированный видеоряд, реалистичный и синтезированный звукоряд, унифицированные в цифровом формате. ЭИР используют методы моделирования и возможности телекоммуникаций. Электронные издания и ресурсы функционируют на базе аппаратно-программного ко...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Временное положение об экспертизе образовательных электронных изданий и ресурсов.

Настоящее Положение определяет правила, состав и порядок экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов (далее - ЭИР). Экспертиза проводится на предмет выдачи грифа Министерства образования Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Образовательные электронные издания и ресурсы являются результатом синтеза программных средств, цифрового звуко- и видеоряда, подчиненных содержательной цели предметной области. ЭИР включают все известные способы представления информации: символьное представление, статический, динамический, реалистичный и синтезированный видеоряд, реалистичный и синтезированный звукоряд, унифицированные в цифровом формате. ЭИР используют методы моделирования и возможности телекоммуникаций. Электронные издания и ресурсы функционируют на базе аппаратно-программного компьютерного комплекса в интерактивном режиме взаимодействия с пользователем.

1.2. Образовательные ЭИР структурируются:

по назначению:

  • поддержка и развитие учебного процесса (учебные ЭИР);

  • информационно-справочные источники;

  • ЭИР общекультурного характера;

по исполнению:

  • издания на оптических (CD, DVD …) и магнитных (дискета, ZIP …) носителях

  • ресурсы в глобальных компьютерных сетях

  • ЭИР для локальных компьютерных сетей

  • комплексированные (диск/сеть) ЭИР

по уровням образования:

  • дошкольное

  • общее среднее

  • профессиональное

  • дополнительное

  • для лиц с ограниченными возможностями.

1.3. На экспертизу принимаются образовательные ЭИР, предназначенные для массового тиража на электронных носителях или публикации в глобальных компьютерных сетях, предполагаемые к изданию или изданные (опубликованные) ранее, и представляющие интерес для группы образовательных учреждений или значительной группы населения.

1.4. При экспертизе ЭИР отдельное внимание уделяется правам собственности и лицензионной чистоте продукта в целом и использованных в нем материалов и инструментов в соответствии с Законом РФ от 09.07.93 г. № 5351-1 "Обавторском праве и смежных правах" с изменениями и дополнениями от 19.07.95 г.,Законом РФ от 23.09.92 г. № 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", международными соглашениями и конвенциями, участником которых является Российская Федерация.

1.5. Экспертиза образовательных электронных изданий и ресурсов является платной. Возмещение затрат по экспертизе осуществляется на организационно-правовой основе базовой организации Федерального экспертного совета (далее - ФЭС) Минобразования России.

2. Состав и процедура экспертизы

2.1. Полноценная экспертиза образовательных электронных изданий и ресурсов представляется объединением экспертных заключений специалистов различных областей, т.е. сочетанием экспертиз разных видов. Образовательное электронное издание/ресурс подвергается комплексной экспертизе включающей:

  • техническую экспертизу

  • содержательную экспертизу

  • экспертизу дизайн-эргономики.

Техническая (программно-техническая) экспертиза определяет работоспособность продукта и его совместимость с аппаратно-программными комплексами различных конфигураций, дает оценку исполнения принятых стандартов и соответствия современному техническому уровню аналогичных продуктов.

Содержательная экспертиза определяет полноту смыслового содержания

в предметной области, соответствие требованиям государственных образовательных стандартов, примерным учебным программам и другим нормативным требованиям, дает оценку педагогических и методических свойств издания/ресурса, его ценность для организованного учебного процесса и/или самостоятельных занятий.

Дизайн-эргономическая экспертиза оценивает качество компонентов ЭИР и дизайн в целом, психологические, эргономические, художественные качества продукта.

Таким образом, каждое электронное издание/ресурс исследуют, по меньшей мере, три эксперта разных профилей. Как правило, экспертизу каждого вида проводят от 1 до 3-х экспертов.

2.2. Для проведения содержательной экспертизы, как правило, привлекаются эксперты, назначаемые соответствующей предметной секцией ФЭС. Для технической и дизайн-эргономической экспертиз - секцией учебных электронных изданий (УЭИ) ФЭС. Для всех видов экспертиз, при необходимости, секция УЭИ ФЭС может привлечь соответствующих специалистов, не входящих в состав ФЭС, или уполномоченные организации.

2.3. Комплексная экспертиза проводится в течение не более, чем двух месяцев. По экспертизе каждого вида заполняется аттестат экспертной оценки. Заполненные и подписанные соответствующими экспертами аттестаты (3 аттестата, в 3-х экземплярах каждый) передаются председателю секции учебных электронных изданий ФЭС не позднее, чем за неделю до даты очередного заседания секции.

2.4. На заседании секции присутствуют, по меньшей мере, по одному эксперту из проводивших экспертизу соответствующего вида. На заседание может быть приглашен представитель Заявителя.

На заседании рассматриваются аттестаты экспертной оценки. Представитель Заявителя имеет право сделать короткую презентацию обсуждаемого продукта. В результате обсуждения принимается решение и заполняется сводная форма - Заключение секции учебных электронных изданий ФЭС, в котором дается общая оценка продукта и рекомендация секции УЭИ по выдаче грифа Минобразования.

2.5. На заседании секции может быть принято одно из следующих решений:

  • Рекомендовать Минобразования России присвоить гриф

  • Рекомендовать Заявителю доработать ЭИР с последующим рас-

  • смотрением на заседании секции

  • Отклонить заявку на присвоение грифа.

2.6. При положительном решении секция, в соответствии с нормативными

документами, предложениями и указаниями структурных подразделений Минобразования России, а также с учетом пожеланий Заявителя, предлагает редакцию грифа: "Допущено …" или "Рекомендовано …" в качестве:

  • учебника

  • учебного пособия

  • учебно-наглядного пособия

  • самоучителя

  • хрестоматии (информационно-справочного источника)

  • практикума (в т.ч. - задачника)

ЭИР, впервые представленные на федеральную экспертизу, могут претендовать только на гриф "Допущено …". Издания и ресурсы, прошедшие апробацию в течение не менее одного года после получения грифа "Допущено …", могут претендовать на гриф "Рекомендовано …". Гриф "Допущено в качестве учебника …" также может предлагаться только при второй положительной экспертизе, после апробации с грифом "Допущено в качестве учебного пособия …".

2.7. Заседание секции считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов секции. При равенстве голосов мнение председателя является решающим.

2.8. Решение секции по каждому ЭИР оформляется в виде заключения, подписанного председателем или заместителем председателя секции (в том случае, если заместитель вел заседание секции во время обсуждения). Копии решения секции, а также аттестатов экспертной оценки ЭИР представляются Заявителю и в соответствующее структурное подразделение Министерства.

2.9. При рекомендации секции о доработке ЭИР Заявитель на следующее рассмотрение представляет два экземпляра доработанного издания/ресурса, справку о доработке в соответствии с рекомендациями экспертов.

3. Составление экспертного заключения на электронное учебное

издание

3.1. Результатом работы эксперта (группы экспертов) является экспертное заключение (аттестат экспертной оценки) ЭИР по соответствующему виду комплексной экспертизы, представляемое в секцию ФЭС. Экспертное заключение служит основанием для принятия на заседании секции одного их трех указанных выше решений.

3.2. В случае, когда экспертизу одного вида проводят несколько экспертов, представляется один согласованный вариант заключения (аттестат экспертной оценки). При разногласиях любой из экспертов может приложить заключение с особым мнением.

3.3. Эксперт вправе отказаться от проведения экспертизы, если представленные документы, материалы и программные продукты не позволяют провести качественную оценку ЭИР.

3.4. Эксперт должен дать аргументированную характеристику ЭИР, подкрепленную конкретными примерами. Эксперт может приложить к экспертному заключению список замеченных ошибок, неточностей и опечаток. Эксперт высказывает свои предложения по оценке ЭИР в форме одного из заключений:

  • может быть использовано в соответствии с целевым назначением;

  • рекомендуется к доработке по определенным (перечисляется каким) направлениям с последующим рассмотрением на заседании секции или ее рабочей группы;

  • не рекомендовано к использованию в образовании.

3.5. Экспертные заключения представляются каждым экспертом (группой экспертов) в секцию ФЭС в трех экземплярах. Все экземпляры должны быть подписаны экспертом (группой экспертов).



© 2010-2022