- Преподавателю
- Биология
- Практическая работа № 12 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом»
Практическая работа № 12 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом»
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Завьялова М.Л. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Практическая работа №12
«Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом».
Цель: 1) закрепить знания генетической символики и терминологии; 2) научиться составлять схемы скрещивания задач на наследование, сцепленное с полом.
Оборудование и материалы: таблицы, схемы скрещивания, тексты генетических задач.
Ход работы:
1. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы, повторение основных генетических понятий и законов наследования (по учебникам авторов В.Б. Захарова и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).
2. Инструктивная беседа об особенностях методики составления схем скрещивания, решения задач с демонстрацией приемов работы.
-
Правила, которые следует помнить при решении задач по генетике
-
Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов).
-
В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
-
Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n - число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
-
Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) - от матери.
-
Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
-
-
Алгоритм решения задачи
-
Внимательно изучите условие задачи.
-
Определите тип задачи, для чего выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве и их соотношение.
-
Выясните генотипы особей, неизвестных по условию.
-
Запишите схему скрещивания в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки.
-
Запишите ответ задачи.
-
4. Тренировочные упражнения.
Задачи:
№1.У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Xd). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?
№2.У канареек наличие хохолка - аутосомный ген, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. (Гетерогаметным у птиц является женский пол). Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым (А) зелёным (B) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зелёные самки, самки без хохолка коричневые. Получившихся самцов без хохолка коричневых скрестили с получившимися гетерозиготными хохлатыми зелёными самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
№3. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) - от рецессивного гена, сцепленного с Ххромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?