- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка Изучение микроэкологичексих свойств среды школьного помещения
Методическая разработка Изучение микроэкологичексих свойств среды школьного помещения
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуликова Е.Н. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Здравствуйте! Разрешите представить Вашему вниманию доклад на тему исследования «Изучение микроэкологических свойств среды школьного помещения»
-Микроэкологические условия помещения и здоровье человека тесно взаимосвязаны. Особого внимания заслуживает качество воздушной среды в школьных помещениях, отличающихся высокой микробной загрязнённостью, так как школа - это место, где постоянно находится много людей. Одним из приёмов улучшения микроэкологических условий помещения является использование фитонцидных свойств растений.
-Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время существует проблема ухудшения условий закрытого воздушного пространства. Разработаны различные методы по очистке воздуха в помещении, но самым доступным и экологически обоснованным является биологический метод оздоровления воздушной среды.
-Цель исследования- определить степень влияния фитонцидных свойств растений на микрофлору помещения.
-Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-
изучить микрофлору школьного помещения
-
определить степень загрязнённости воздуха школьного помещения
-
выявить уровень фитонцидной активности на микрофлору школьного помещения
-
составить перечень фитонцидно-активных растений для школьного помещения
-
Объект исследования- воздушная среда школьного помещения. Предмет исследования- микрофлора воздушной среды.
-
Гипотеза- микроэкологические условия школьного помещения могут быть улучшены за счёт увеличения количества фитонцидно-активных растений.
-
Практическая значимость исследования: полученные результаты позволят составить рекомендации по выращиванию растений, в качестве поддержания благоприятного микроклимата школьных помещений.
-
Научная новизна исследования: впервые в условиях общеобразовательной школы №12 г.Североморска изучена коллекция растений и определена их фитонцидная активность.
-
Изучение микроэкологических условий школьного помещения проводилось ноябре-декабре 2014 года на базе МБОУСОШ №12 г.Североморска.
-
Исследование начиналось с приготовления питательной среды для роста микроорганизмов. В качестве питательной среды мы использовали естественную среду (порошковый желатин). Сварили порошковый желатин на среднем огне. Залили готовую питательную среду в чашки Петри. Закрыли их и оставили на 10 минут при комнатной температуре воздуха, затем убрали в холодильник до полного затвердения питательной среды.
-
Посев микроорганизмов на питательной среде проводили утром на следующий день. В исследовании применялся седиментационный
метод (метод осаждения из воздуха) - чашки Петри с питательной средой открывали на 10 минут в кабинете с растениями и в коридоре школьного помещения. Закрытые чашки Петри убирали в тёмный шкаф на неделю. Через неделю проводили подсчёт выросших колоний. Кроме того, осуществляли визуальную оценку колоний (анализировали форму и край, размеры колоний).
-
Для изучения клеток микроорганизмов при помощи световой микроскопии применялся препарат «отпечаток». Определение степени загрязнённости воздуха школьного помещения рассчитывали по формуле Омелянского:
-
В ходе исследования были выращены колонии микроорганизмов: бактерий и грибов. При микроскопировании микроорганизмов выявлены бактерии рода Sarcina . Колонии Sarcina окрашены в желтый или оранжевый цвет, диаметр колоний 4-5 мм. Среди грибов- колонии грибов рода Aspergillus.
-
Исследование показало, что количество микроорганизмов в кабинете школы в присутствии фитонцидных растений, таких как бегония, фикус, хлорофитум, алоэ, аспарагус, нефролепсис, амазонская лилия, гораздо меньше по сравнению с опытом, поставленном в коридоре школьного помещения. Кроме того, наибольшее заселение воздуха было плесневыми грибами, которые могут вызывать различные заболевания человека.
-
По формуле Омелянского мы рассчитали количество микроорганизмов в 10 л воздуха. В присутствии фитонцидно-активных растений образовалось 5 колоний микроорганизмов, в коридоре школьного помещения - 61 колония микроорганизмов. Количество выращенных микроорганизмов в присутствии фитонцидно-активных растений - 393, в коридоре школы- 5195.
В ходе данного исследования нами был составлен список фитонцидно-активных растений, которых рекомендуется выращивать в кабинетах школы:
-
Ципериус
-
Лимон
-
Хлорофитум
-
Бегония
-
Аспарагус
-
Алоэ
-
Антуриум
-
Нефролепсис
-
Фикус
-
Бриофиллум
-
Каланхоэ
-Таким образом, по результатам проведённых исследований можно сформулировать следующие выводы:
1. микрофлора школьного помещения представлена в основном грибами рода Aspergillus и бактериями рода Sarcina;
2. уровень загрязнённости воздуха школьного помещения соответствует санитарным нормам, воздух не содержит опасных патогенных микроорганизмов;
3. растения, расположенные в кабинетах школьного помещения (бегония, фикус, хлорофитум, алоэ, аспарагус, нефролепсис, амазонская лилия) обладают хорошей фитонцидной активностью;
4.составлен перечень фитонцидно активных растений.
Спасибо за внимание!