• Преподавателю
  • Биология
  • Экологический проект Экологические стереотипы населения п. Тазовский Тазовского района ЯНАО

Экологический проект Экологические стереотипы населения п. Тазовский Тазовского района ЯНАО

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ НАСЕЛЕНИЯ П. ТАЗОВСКИЙ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА ЯНАО»

Введение:

Актуальность и важность данной проблемы.

Всем известно, что в современном обществе один из самых острых вопросов - экологический вопрос. Глобальные проблемы нашей планеты напрямую связаны с образом жизни, поведением и потребностями человечества. Совершенствуя уже имеющиеся и создавая новые блага, мы наносим непоправимый вред природе - дому, в котором живем.

Сегодня мир вынужден искать решения экологических проблем, которые помогли бы нам сотрудничать с природой в настоящем и будущем. Но, помимо цели - найти выход из нынешнего экологического кризиса - нашему обществу нужно не допустить появления новых критических ситуаций, связанных с состоянием окружающей среды.

Все выше перечисленное требует сформировать новое, бережное отношение людей к окружающей их среде. От того, насколько человечество будет стремиться сохранить природу, нести ответственность за свои поступки, насколько гуманно будет использовать природные ресурсы, зависит состояние Земли и, соответственно, будущее человеческого общества.

Формирование экологической культуры человека начинается в семье и продолжается на протяжении всей жизни. Как с возрастом меняются экологические представления человека? Что позволяет индивиду приобретать опыт взаимодействия с окружающей средой? Каковы экологические стереотипы моих земляков - эти вопросы и являются предметом данного исследования.

Цель работы - выявление представлений (стереотипов) тазовчан по вопросам и проблемам экологии в п. Тазовский.

Задачи, поставленные для достижения цели:

1. Определить уровень экологической грамотности у разновозрастного населения п.Тазовский.

2. Выявить источники, влияющие на формирование экологических стереотипов населения п. Тазовский.

3. Выяснить: знают ли жители п.Тазовский об организациях, занимающихся природоохранной деятельностью.

4. Проанализировать, какие экологические проблемы волнуют тазовчан.

Методы исследования:

Теоретические (анализ, синтез, обобщение) и практические (сбор материалов);

1. Анализ статей газет "Советское Заполярье" за 2014 - 2015 годы и доклада " Об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе в 2014 году" г. Салехард;

2. Анкетирование жителей и статистическая обработка анкет для выяснения экологических стереотипов населения п.Тазовский;

Основная часть. Описание исследовательской деятельности в рамках проекта.

Не подлежит сомнению, что проблемы экологии - это такие проблемы, которые влияют на каждого человека, не зависимо от того, знает он о них или нет. В нашем регионе по итогам каждого года в соответствии с пунктом 18 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 6 декабря 2010 года № ПР-3534 составляют доклад об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе, в котором дают достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Право человека знать об экологической обстановке места, где он проживает, закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации. Меня очень интересует состояние окружающей среды, поэтому я уже второй год внимательно знакомлюсь с содержанием "Доклада об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе". Однако, мало кто из моего окружения вообще слышал об этом документе. Поэтому я решила изучить экологические стереотипы населения п. Тазовский.

С этой целью я провела анкетирование учеников школы двух возрастных категорий (10 - 14 лет и 15 - 18 лет) и взрослого населения (19 лет и больше). Для этого была составлена анкета (приложение 1). Всего в опросе участвовал 81 человек.

Анализ анкет показал:

  1. На вопрос: «Что такое "экология"?» правильно ответили:

Группа 10 - 14 лет - 19 человек из 40 (47,5 %)

Группа 15 - 18 лет - 16 человек из 26 (61,5 %)

Группа 19 лет и выше - 4 человека из 15 (26,6 %)

Экологический проект Экологические стереотипы населения п.Тазовский Тазовского района ЯНАО

2. На вопрос: чувствуете ли вы недостаток в экологической информации, более половины опрашиваемых всех возрастных категорий ответили положительно.

Экологический проект Экологические стереотипы населения п.Тазовский Тазовского района ЯНАО

В дополнительной экологической информации нуждаются:

Группа 10 - 14 лет: 22 человека из 40 (55,5 %)

Группа 15 - 18 лет: 14 человек из 26 (53,8 %)

Группа 19 лет и выше: 9 человек из 15 (60 %)

3. Цель третьего вопроса анкеты - определить источники получения информации по вопросам экологии. Результаты следующие:

Экологический проект Экологические стереотипы населения п.Тазовский Тазовского района ЯНАО

Получают информацию по проблемам экологии через телевидение:

Группа 10 - 14 лет: 34 человека из 40 (85 %)

Группа 15 - 18 лет: 21 человек из 26 (80,7 %)

Группа 19 лет и выше: 14 человек из 15 (93,3 %)

Получают информацию в школе:

Группа 10 - 14 лет: 15 человек из 40 (37,5 %)

Группа 15 - 18 лет: 12 человек из 26 (46,1 %)

Получают информацию из периодической печати:

Группа 19 лет и выше: 9 человек из 15 (60 %)

4. Анализ ответов показал:

Не могут назвать/не знают ни одной организации, занимающейся природоохранной деятельностью в п.Тазовский:

Группа 10 - 14 лет: 23 человека из 40 (57,5 %)

Группа 15 - 18 лет: 17 человек из 26 (65,3%)

Назвали заповедники:

Группа 10 - 14 лет: 14 человек из 40 (35 %)

Группа 15 - 18 лет: 5 человек из 26 (19,2%)

Группа 19 лет и выше: 10 человек из 15 (66,7 %)

Экологический проект Экологические стереотипы населения п.Тазовский Тазовского района ЯНАО

5. Анкетирование помогло выяснить, что большая часть населения знает о наличии экологических проблем.

Экологический проект Экологические стереотипы населения п.Тазовский Тазовского района ЯНАО

Группа 10 - 14 лет: 33 человека из 40 (82,5 %)

Группа 15 - 18 лет: 24 человек из 26 (92,3%)

Группа 19 лет и выше: все 15 человек из 15 (100)

Более остро, по мнению жителей п. Тазовский, стоят следующие проблемы:

Проблема загрязнения окружающей среды (воды, почвы, воздуха):

Группа 10 - 14 лет: 32 человека из 40 (80 %)

Группа 15 - 18 лет: 15 человек из 26 (57,7 %)

Группа 19 лет и выше: 2 человека из 15 (13,3 %)

Проблема, связанная с вывозом и утилизацией мусора:

Группа 10 - 14 лет: 22 человека из 40 (55 %)

Группа 15 - 18 лет: 16 человек из 26 (61,5 %)

Группа 19 лет и выше: 6 человека из 15 (40 %)

Плохое качество бытовой/питьевой воды:

Группа 10 - 14 лет: 20 человека из 40 (50 %)

Группа 15 - 18 лет: 10 человек из 26 (38,5 %)

Группа 19 лет и выше: 15 человека из 15 (100 %)

Экологический проект Экологические стереотипы населения п.Тазовский Тазовского района ЯНАО

6. О влиянии экологических проблем на человека большинство ответили следующим образом:

Экологический проект Экологические стереотипы населения п.Тазовский Тазовского района ЯНАО



Внешний вид поселка не вызывает эстетического удовольствия:

Группа 10 - 14 лет: 6 человек из 40 (15 %)

Группа 15 - 18 лет: 9 человек из 26 (34,6 %)

Группа 19 лет и выше: 1 человек из 15 (6,7 %)

Экологические проблемы влияют на здоровье человека:

Группа 10 - 14 лет: 12 человека из 40 (30 %)

Группа 15 - 18 лет: 15 человек из 26 (57,7 %)

Группа 19 лет и выше: 13 человека из 15 (86,7 %)

Ответили, что экологические проблемы не влияют на них:

Группа 10 - 14 лет: 11 человека из 40 (27,5 %)

Группа 15 - 18 лет: 5 человек из 26 (19,2 %)

Вывод:

Проанализировав результаты анкетирования, я сделала следующие выводы:

1. Наиболее высокий уровень понимания значение термина «экология» показали учащиеся школы. Больше половины опрашиваемых (53%) правильно ответили на вопрос, тогда как взрослая часть населения имеет показатель 26,6%. Частично это объясняется тем, что в школе ХХ века вопросам и проблемам экологии внимание не уделялось.

2. Мы выяснили, что больше половины представителей всех трех возрастных групп нуждаются в дополнительной экологической информации, что говорит о неравнодушном отношении жителей поселка к охране окружающей среды и понимании важности решения экологических проблем.

3. Наиболее популярным источником получения информации является телевидение (85%). Респонденты школьного возраста на втором месте указали школу, а взрослое население предпочтение отдает периодическим изданиям. Однако в младшей возрастной группе 5% опрашиваемых не интересуются проблемами экологии.

4. Ответы на четвертый вопрос показали лучшую осведомленность о природоохранных организациях взрослого населения.

5. Жители всех возрастных категорий отмечают наличие экологических проблем на территории поселка связанных с жизнедеятельностью человека.

6. Большая часть респондентов всех возрастных категорий отметила, что неблагополучная экология прежде всего влияет на здоровье. Наряду с этим было указано, что загрязнение поселка отрицательно влияет на эстетическое восприятие.

Одной из задач моей работы было выяснить: знают ли жители п.Тазовский об организациях, занимающихся природоохранной деятельностью. Оказалось, что мало. Но это не значит, что таких организаций в нашем поселке нет. Природоохранной деятельностью занимаются:

  • "Тазовский территориальный отдел службы охраны биоресурсов по Тазовскому району ЯНАО";

  • Отдел осуществления земельного и экологического контроля в Департаменте имущественных и земельных отношений;

  • Служба земельной охраны по вопросам окружающей среды;

  • Отдел пограничного поста "Тазовский" в пограничном управлении ФСБ России по Курганской и Тюменской областях, находящийся в г.Салехарде;

Достаточно большое внимание проблемам экологии уделяется и на страницах местной газеты «Советское заполярье». В период с 2014 по 2015 гг. были опубликованы следующие материалы:

  • 6 статей по поводу падежа большого кол-ва оленей.

  • Статья по поводу уменьшения животного мира тундры вследствии антропогенного воздействия.

  • 5 статей, посвященных проблеме поселкового мусора, его вывоза и проводимых, с целью решения данной проблемы, субботников.

  • 3 статьи, посвященные проблеме очистки бытовой воды в п.Тазовский.

  • Статья, в которой говорится о низкой активности граждан п.Тазовский в направлении земельного и природоохранного законодательства.

  • 4 статьи про проблемы, связанные с бездомными собаками.

Проблемы, указанные жителями поселка Тазовский, подтверждаются содержанием доклада " Об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе в 2014 году".

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в 2014 году из 25 поверхностных источников - 68% (17 объектов) не соответствуют требованиям санитарных и гигиенических нормативов, что выше значения данного показателя в 2012 и 2013 годах. Наибольшее число несоответствующих санитарным нормам проб регистрировалось в Тазовском, Ямальском районах.

Также в докладе отмечается рост заболеваемости населения округа, в частности и жителей п. Тазовский.

Наименование классов и отдельных

заболеваний

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего

2007,2

2093,8

2096,3

Увеличение количество транспорта отрицательно влияет на состав воздуха.

Муниципальное образование

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Тазовский район

2308

2576

2903

3735

Количество

объектов, имеющих выбросы ЗВ

Количество

стационарных ИЗА

Объем валовых выбросов от стационарных источников, тыс. тонн

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Тазовский район

26

28

5432

6041

27,604

28,052

Заключение:

Экологические проблемы, и не только моего родного поселка, лично меня очень волнуют. В дальнейшем я хочу связать свою профессиональную деятельность с природоохранной деятельностью. Считаю, что экологическое воспитание человека - это обязанность семьи и общества. Как представитель молодого поколения жителей поселка Тазовский я отмечаю, что в последние годы экологическому образованию стало уделяться больше внимания. В нашей школе есть 10 и 11 классы естественно научного профиля обучения, в которых курс экологии выведен в отдельный предмет. На уроках биологии, химии, географии учащиеся и учителя стали больше говорить о проблемах окружающей среды. Средства массовой информации (телевидение и периодическая печать) также вносят свой вклад в экологическое образование современного человека. Появились организации, чья деятельность напрямую направлена на охрану природы. Однако, в ходе своей работы я увидела, что результаты работы этих организаций мало известны среди тазовчан. Для меня стало открытием наличие «зеленого телефона», по которому любой житель поселка может сообщить об экологической проблеме.

Я хочу вносить свой вклад в расширение экологического кругозора учащихся моей школы, поэтому с результатами моей работы выступаю перед обучающимися, написала заметку в школьную газету «Портфельчик», планирую выступить в одной из передач школьного телевидения.


Список используемой литературы:

  • Интернет ресурсы (ekologiya.net/?q=node/10110, otherreferats.allbest.ru/ecology/00018938_0.html, ekogradmoscow.ru/sreda/sotsialnaja-ekologija/ekologicheskie-stereotipy, nsportal.ru/user/38043/page/ekologicheskoe-vospitanie );

  • "ДОКЛАД Об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе в 2014 году" г. Салехард;

  • Газеты "Советское Заполярье" за 2014/2015 года;

  • Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин. - М.:Вентана-Граф;

  • Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы / Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф;







Приложение 1

Анкета для проверки экологической грамотности.

1. Что, как Вы думаете, означает термин "экология"?

  • Биологическая наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой;

  • Окружающая среда;

  • Охрана природы;

  • Наука о взаимодействии человека с окружающей средой;

  • Загрязнение окружающей среды;

  • Все вместе;

2. Чувствуете ли Вы недостаток в экологической информации?

  • Да;

  • Нет;

3. Из каких источников Вы, в основном, получаете информацию по экологическим проблемам?

  • Телевидение;

  • Научная литература;

  • Периодические издания;

  • Учебные заведения;

  • Личные контакты;

  • Не интересуюсь экологическими проблемами;

  1. Назовите организации п. Тазовский, занимающиеся природоохранной деятельностью

5.Есть ли в нашем Тазовском районе проблемы экологии? Если - да, то какие?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Влияют ли проблемы экологии на Вас? Если - да, то каким образом? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


© 2010-2022