Рабочая программа по биологии для 7 класса

        Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология: Животные: 7 класс.  Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; структуру курса с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечень лабораторных работ, экскурсий; учебно – тематическое планирование по курсу «Животные»; содержание курса «Животные»; требования к уровню подгото...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Обсуждено Приказ 3118 от 16.10 2012

на заседании творческой группы Директор школы

Протокол №1 от 5.09 2012 С.А.Горбачева

Руководитель ТГ

А.П.Поленок




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Колюдовская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ Колюдовская СОШ )












Рабочая программа

по биологии

для 7 класса

по курсу «Животные».






Учитель: Куст И.В.











2012




Пояснительная записка.

Статус документа.


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Животные» для 7-го класса В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н.Пономарева.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология: Животные: 7 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; структуру курса с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечень лабораторных работ, экскурсий; учебно - тематическое планирование по курсу «Животные»; содержание курса «Животные»; требования к уровню подготовки учащихся; литература.

Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения.

Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.


Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа разработана на основе федерального плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов. Из них 70 часов предусмотрено для изучения курса «Животные» в 7 классе.

Данная рабочая программа разработана с учетом 70 часов в 7 классе (2часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Животные» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентировочного личностно-ориентировочного подхода, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрики «Знать понимать включает требования, ориентированные на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрике «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.






Структура курса «Животные» для 7 класса.

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Общие сведения о мире животных.

4

2

Строение тела животных.

2

3

Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные.

5

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные.

3

5

Тип Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.

6

6

Тип Моллюски.

4

7

Тип Членистоногие.

8

8

Тип Хордовые.

34

9

Развитие животного мира на Земле.

4


70






Перечень лабораторных работ по курсу «Животные».


№ п/п

Тема

1

Строение и передвижение инфузории.

2

Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

3

Раковины различных моллюсков.

4

Внешнее строение насекомого.

5

Вешнее строение и особенности передвижения рыб.

6

Строение скелета рыб. Внутренние органы.

7

Сравнение скелетов лягушки и ящерицы.

8

Внешнее строение птиц. Строение перьев.

9

Строение скелета птиц.

10

Яйцо птицы.

11

Скелет млекопитающих.

Итого - 11


Учебно - тематическое планирование курса «Животные» для 7 класса.

Тема урока. Тип урока. Д/З.

Требования к уровню подготовки.

Предв. дата

Факт. дата

Введение (4ч.).

1.

Зоология-наука о животных. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/З п.1.

Называть предмет изучения зоологии. Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и жизни человека.

2.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.З п.2

Давать определение понятию место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводит примеры животных, обитающих в них. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану.

3.

Классификация животных и основные систематические группы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З п.3,5.

Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации. Характеризовать этапы развития зоологии.

4.

Влияние человека на животных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З п.4,2.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных.

Тема №1. Строение тела животных (2+1ч.)

5.

Клетка. Урок изучения и закрепления знаний. Д/З п.6.

Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль в клетках основных органоидов. Отличать клетки животных от клеток растений. Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки. Объяснять почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами.

6.

Ткани. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З п.6.

Давать определение термину ткани. Называть основные виды тканей. Объяснять почему у животных есть нервная ткань. Характеризовать основные виды тканей.

7.

Органы и системы органов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З п.7.

Давать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать , что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.

Тема №2. Подцарство Простейшие (4ч.).

8.

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы Класс Саркодовые. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.9.

Называть среду обитания и споcоб передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амёбы. Объяснять способ питания, выделения, размножения. Доказывать что клетка амебы является самостоятельным организмом.

9.

Класс Жгутиконосцы. Комбинированный урок. Д/З п. 10.

Распознавать и описывать по рисункам органоиды эвглены зеленой. Называть условия обитания и способ передвижения. Объяснять почему вольвокс относят к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зеленой.

10.

Тип Инфузории. Комбинированный урок. Д/з п.11.Л.р. №1Строение и передвижение инфузории-туфельки.

Называть функции органоидов инфузории-туфельки. Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки. Доказывать, что инфузории более сложные организмы. Выделять особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших.

11.

Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Урок закрепления и систематизации знаний. Д/З п.12.

Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и жизни человека. Характеризовать типы простейших.

Тема №3. Подцарство Многоклеточные животные Тип Кишечнополостные. (2+1ч.)

12.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. Урок изучения и закрепления новых знаний. Д/З п.13.

Называть признаки кишечнополостных, образ жизни гидры. Распознавать строение гидры. Перечислять значение различных клеток . Описывать особенности жизнедеятельности гидры. Сравнивать жизнедеятельность гидры и инфузории. Характеризовать размножение пресноводной гидры.

13.

Морские кишечнополостные. Урок закрепления и систематизации знаний. Д/Зп.14, повторение.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать различных представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Характеризовать тип Кишечнополостных.

14.

Зачет №1. «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные». Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тема №4. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (6ч.)

15.

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Белая планария. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З п.15.

Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Объяснять поведение белой планарии. Доказывать усложнение строение плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

16.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Комбинированный урок. Д/З п.16.

Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по рисунку стадии рвзвития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека.

17.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Д/З п.17.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Объяснять меры профилактики заражения. Характеризовать образ жизни круглых червей.

18.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.18.

Распознавать по рисункам и называть системы органов, представителей типа Кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

19.

Класс Малощетинковые черви. Комбинированный урок. Д/З п.19.Л.Р.№2 Внешнее строение дождевого червя, передвижение, ответная реакция на раздражения.

Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

20.

Зачёт №2. «Типы Плоские, Круглые, кольчатые черви». Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тема№5. Тип Моллюски (4ч.)

21.

Общая характеристика типа Моллюски. Урок изучения и закрепления первичных знаний. Д/з п.20.

Распознавать и описывать животных типа Моллюски. Выделять особенности строения и функций моллюсков. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать моллюсков и кольчатых червей.

22.

Класс Брюхоногие моллюски. Комбинированный урок. Д/З п.21.

Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков. Объяснять значение в природе и в жизни человека. Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания.

23.

Класс Двустворчатые моллюски. Комбинированный урок. Д/З п.22. Л.р. №3 Изучение раковин различных моллюсков.

Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков. Выделять приспособление моллюсков к среде обитания. Объяснять значение двустворчатых моллюсков. Сравнивать по плану брюхоногих и двустворчатых

24.

Класс Головоногие моллюски. Комбинированный урок. Д/З п.23.

Называть функции головоногих моллюсков. Выделять особенности строения головоногих моллюсков. Характеризовать по плану представителей классов моллюсков.

Тема №6. Тип Членистоногие. (7+1ч. ).

25.

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З п.24.

Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять отличие внутреннего строения ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека. Выявлять приспособленность ракообразных к среде обитания.

26.

Класс Паукообразные. Комбинированный урок. Д/З п.25.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов паука. Описывать внешнее строение паука-крестовика; жизнедеятельность пауков. Доказывать, что паукообразные- животные сложной организации. Характеризовать практическое значение пауков. Наблюдать за поведением пауков.

27.

Класс Насекомые. Внешнее строение. Комбинированный урок. Д/З п.26.Л.р. №4 Внешнее строение насекомого.

Приводить примеры насекомых с разным типом ротового аппарата. Выделять приспособления насекомых к среде обитания. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих

28.

Внутреннее строение насекомых. Урок закрепления знаний Д/З п.26.

Узнавать системы внутренних органов. Описывать поведение насекомых. Выделять особенности внутреннего строения насекомых. Сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных. Характеризовать размножение насекомых.

29.

Типы развития насекомых. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З п.27.

Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых.

30.

Полезные насекомые. Охрана насекомых. Урок закрепления знаний. Д/З п.28.

Приводить примеры продукции пчеловодства и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Доказывать, что тутовый шелкопряд- домашнее животное. Характеризовать меры по охране насекомых.

31

Насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний. Урок закрепления знаний. Д/З п.29.

Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми. Называть насекомых-переносчиков возбудителей заболеваний человека. Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие.. Характеризовать по плану насекомых-переносчиков возбудителей заболеваний.

32.

Зачет №3. «Тип Моллюски. Тип Членистоногие».

Тема №7. Тип Хордовые (32ч.) Подтип Бесчерепные (1ч).

33.

Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.30.

Распознавать животных типа Хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Характеризовать особенности строение ланцетника. Доказывать усложнения строение ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Тема №8. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. (5ч.)

34.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Комбинированный урок. Д/З п.31.Л.р.№5 Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Называть органы чувств, обеспечивающих ориентацию в воде. Описывать внешнее строение и передвижение рыб. Определять по рисунку места обитания рыб. Характеризовать функции плавников рыбы. Выделять особенности строения рыб, функции органов чувств.

35.

Внутреннее строение рыб. Комбинированный урок Д/З п.32. Л.р. №6 Изучение скелета рыб. Внутренние органы.

Называть отделы, органы систем и их функции. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб.

36.

Особенности размножения рыб. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.33.

Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функции органов размножения. Объяснять значение миграций в жизни рыб.

37.

Основные систематические группы рыб. Комбинированный урок Д/З п.34.

Называть представителей хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб. Перечислять особенности строеня кистеперых и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб. Доказывать что хрящевые рыбы- древняя группа рыб. Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

38.

Промысловые рыбы. Их использование. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/З п.35.

Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Доказывать практическую значимость прудоводства. Объяснять биологическое и хозяйственное значение акклиматизации. Обосновать приемы рационального ведения рыболовства.

Тема №9. Класс Земноводные (4+1ч.)

39.

Места обитания и строение земноводных. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.36.

Узнавать отделы скелета земноводных. Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб.

40.

Строение и деятельность внутренних органов. Комбинированный урок. Д/З п.37.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Описывать строение и функции систем внутренних органов. Сравнивать строение систем. Объяснять почему у земноводных мозжечок развит хуже чем у рыб.

41.

Годовой цикл и происхождение земноводных. Комбинированный урок. Д/З п.38.

Находить сходство в размножении рыб и земноводных. Сравнивать головастика и взрослую особь, развитие рыбы и лягушки. Объяснять проявлении яметаморфоза у головастика.

42.

Многообразие и значение земноводных. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/з п.39.

Называть места обитания земноводных, основные отряды. Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни. Указывать причины сокращения и меры по охране. Характеризовать роль амфибий в природе.

43.

Зачет№4. «Рыбы и Земноводные».

Тема №10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4ч.)

44.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Комбинированный урок Д/З п.40.Л.Р.№7 Сравнение скелета лягушки и ящерицы

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни. Объяснять название класса Пресмыкающиеся. Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа.

45.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Комбинированный урок. Д/З п.41.

Перечислять усложнение в строении систем органов. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства. Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся.

46.

Многообразие пресмыкающихся. Комбинированный урок. Д/Зп.42.

Называть виды пресмыкающихся различных отрядов. Распознавать и описывать представителей различных отрядов. Перечислять общие признаки пресмыкающихся.

47.

Значение пресмыкающихся. Древние рептилии. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/З п.43.

Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Называть причины вымирания ящеров. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, необходимость охраны пресмыкающихся.

Тема №11. Класс Птицы. (6ч.)

48.

Среда обитания и внешнее строение птиц. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.44.Л.р. №8 Внешнее строение птицы. Строение перьев.

Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Описывать приспособления внешнего строения для полета. Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

49.

Опорно-двигательная система птиц. Комбинированный урок. Д/З п.45, повторить 41. Л.р. №9 Строение скелета птицы.

Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

50.

Внутреннее строение птиц. Комбинированный урок. Д/З п.46.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Объяснять почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями, причины интенсивности обмена веществ.

51.

Размножение и развитие птиц. Л.Р. №10 Яйцо птицы.

Комбинированный урок. Д/З п.47.

Называть этапы развития яйца и зародыша.. Выделять особенности строения органов размножения связанные с полетом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между выводковыми и гнездовыми птицами.

52.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Урок закрепления знаний Д/З п.48.

Называть причины появления у птиц инстинкта перелета. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнезд в жизни птиц.

53.

Многообразие птиц. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/З п.49.

Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

54.

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/З п.50.

Перечислять роль птиц в природе и жизни человека. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. Распознавать и описывать домашних птиц. Находить сходство в строении птиц и пресмыкающихся.

55.

Зачет №5. «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы». Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тема №12. Класс Млекопитающие или Звери (8+2ч.)

56.

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д/З п.51.

Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенности внешнего строения. Сравнивать внешнее строение млекопитающих и рептилий.

57.

Внутреннее строение млекопитающих. Урок изучения и закрепления знаний. Д/З п.52. Л.р. №11 Строение скелета млекопитающих.

Перечислять особенности строения скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих. Выделять особенности внутреннего строения.

58.

Размножение и развитие млекопитающих. Комбинированный урок. Д/З п.53.

Приводит примеры заботы о потомстве. Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. Доказывать преимущество живорождения и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать размножение и развитие зародыша. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений.

59.

Происхождение и многообразие млекопитающих. Комбинированный урок. Д/З п.54.

Называть группу рептилий от которых произошли млекопитающие. Перечислять черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся. Описывать строение и жизнедеятельность первозверей.

60.

Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Хищные. Комбинированный урок. Д/З п.55.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные. Сравнивать плацентарных и первозверей..

61.

Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и непарнокопытные, Хоботные. Комбинированный урок. Д/З п.56.

Приводить примеры млекопитающих разных отрядов. Выделять особенности отрядов. Доказывать принадлежность к классу Млекопитающих. Сравнивать отряды млекопитающих.

62.

Отряд Приматы. Комбинированный урок. Д/З п.57.

Называть общие черты строения приматов. Доказывать что обезьяны- более высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

63.

Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/З п.58,59.

Перечислять основные экологические группы зверей. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Называть промысловых животных. Описывать меры по охране и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих. Объяснять роль в природе и жизни человека.

64.

Зачет №6. «Млекопитающие».

Тема №13. Развитие животного мира на Земле (4ч.)

65.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/З п.60.

Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира.

66.

Основные этапы развития животного мира на Земле. Урок обобщения и систематизации знаний. Д/З п.61.

Называть основные этапы животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

67.

Итоговый контроль знаний по материалу курса биологии 7класса «Животные»

Итоговый контроль знаний, умений обучающихся, полученных в ходе изучения курса «Животные»

68.

Уровни организации живой материи. Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть уровни организации живой материи, многообразие животного мира, Объяснять историю развития животного мира . Характеризовать родственные отношения между организмами.

69

Повторение курса «Животные»

70

Резерв


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Общие сведения о мире животных. (4 часа)

Зоология - наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

Тема 2. Строение тела животных. (2 часа)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. (5 часов)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Строение и передвижение инфузории.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. (3 часа)

Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 часов)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторная работа. Раковины различных моллюсков.

Тема 7. Тип Членистоногие. (8 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого.

Тема 8. Тип Хордовые. (34 часа)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные.

Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма - карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы.

  • Внешнее строение и особенности передвижения рыб.

  • Строение скелета рыб. Внутренние органы.

Класс Земноводные, или Амфибии.

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторная работа. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы.

Экскурсия. Разнообразие животных родного края (краеведческий музей).

Класс Птицы.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы.

  • Внешнее строение птиц. Строение перьев.

  • Строение скелета птиц.

  • Яйцо птицы.

Экскурсия. Знакомство с птицами леса.

Класс Млекопитающие, или Звери.

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторная работа. Скелет млекопитающих.

Тема 9. Развитие животного мира на Земле. (4 часа)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир - результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;

2. сущность биологических процессов, характерных для животного организма: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;

4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

7. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

1. соблюдения мер профилактики заболеваний животными;

2. оказания первой помощи при укусах животных;

3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

4. выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Литература

1. Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы : программы. - М.: Вентана -Граф. 2008.-176с.

2. Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.

3. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7класса общеобразовательных учреждений/ под ред. проф. В.М.Константинова. М.:Вентана-Граф,2011.

4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Биология 7 класс. Универсальные поурочные разработки.- М.:ВАКО, 2006.-432с.

5. Воронина Г.А. Биологический тренажер:6-11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана-Графф,2012.

6. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах.-М.:Эксмо,2011.


© 2010-2022