Разработка урока-обобщения Тела и вещества в природе

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Естествознание 5 класс

Тема: Обобщение по разделу « Тела и вещества в природе»

Цель: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Тела и вещества в природе».
2. Развивать познавательную активность, мышление, умение устанавливать и объяснять причинно - следственные связи.
3. Прививать интерес к предмету.
Средства обучения: динамометр, компас, камертон, термометр
учебный, электрическая цепь, магнит,
стеклянный стакан, колба, пробирка,
карта Казахстана, образцы железной руды,
перманганат калия, железные опилки, мел
(порошок).
Межпредметные связи: физика, химия, биология, география,
валеология.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма урока: игра - соревнование.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка темы, цели урока.
3. Решение учебной задачи.

Организация УД:
Класс делится на три команды, выбираются капитаны команд. Командам поочередно даются задания. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Проведение конкурсов:

I. Конкурс капитанов. Анаграммы:
весноварие (равновесие)
несипарие (испарение)
динежвие (движение)
Задание: расшифровать анаграмму

II. Аукцион.
Задание: перечислить понятия по теме и дать им определение. За каждое правильное определение 1 балл. Команды отвечают по очереди.

III. Игра «Почта».
На доске прикреплены три больших конверта с названиями явлений: «звуковые явления», «метеорологические явления», «биологические явления». На столы раскладываются карточки (для каждой команды разного цвета). На карточках записаны явления природы. Учащиеся по очереди берут карточку и кладут ее в соответствующий конверт. Учитель берёт конверт, вынимает карточки, показывает их классу. Учащиеся анализируют, точно ли по адресу вложена карточка. Ошибку исправляют учащиеся той команды, которой она была допущена.

IV. «В чём секрет?»
Каждая команда получает карточку - задание. При ответе учитывается глубина раскрытия вопроса.

V. «Поединок с тремя признаками». Играют 2 игрока. Соперник может понижать количество признаков с 3 до 1. Если игрок называет неправильный ответ, балл начисляется сопернику.

1. Это световое явление. Оно возникает при преломлении солнечных лучей. Появляется на фоне дождевых облаков. (Радуга)

2. Это прибор. Состоит из дощечки с укреплённой на ней пружинкой. Служит для измерения силы. (Динамометр)

3. Это вещество. Играет очень большую роль в природе и в жизни человека. Может находиться в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. (Вода)

4. Это частицы. Из них состоят все вещества. В составе этой частицы может быть 1, 2, 3, 10 и > атомов. (Молекула)

5. Это газ. Выбрасывается в атмосферу при сжигании топлива, а также при дыхании. Не поддерживает горение. (Углекислый газ)

6. Это сила. Благодаря этой силе карандаш оставляет следы на бумаге. Она препятствует движению тел. (Сила трения)

VI. Конкурс «Умеешь ли ты?».
(Учащиеся тянут билеты, на которых записаны задания)
1. Продемонстрируй электризацию тела.
2. Покажи действие магнита на железный предмет.
3. Продемонстрируй опыт, показывающий, что жидкость легко меняет форму.
4. Докажи, что электрический ток создает вокруг себя магнитное поле.
5. Продемонстрируй явление диффузии в жидкости.
6. Измерь силу при помощи динамометра.
7. Создай звуковую волну.
8. Измерь температуру воздуха в классе.
9. Отдели железные опилки от мела.

VII. «Домашнее задание».
При помощи пантомимы изобразить любое из изученных явлений (диффузия, кипение, равновесие).

VIII. «Географический бой». Правила «боя»: учащиеся не должны поднимать руку. Учитель читает вопрос и называет ученика, который должен на него ответить. Если ученик дал неверный ответ, он считается «убитым» и выбывает из игры.
1. Скорость света...
2. Солнечные лучи распространяются…..
3. Три состояния воды.
4. Цвета радуги.
5. Шум свыше… дБ вызывает болезненные ощущения.
6. Прибор для определения чистоты звука.
7. Учёный, открывший всемирный закон тяготения.
8. Превращение воды в пар.
9. Температура воздуха измеряется в …
10. Тела, пропускающие солнечный свет.
11. Температура кипения воды.
12. Что происходит с веществами при нагревании?
13. Где у человека находится орган равновесия?
14. Что такое магнит?
15. Где в РК добывают железную руду?
16. Почему нельзя прикасаться к электропроводам?
17. Как распространяется звук?
18. Назовите проводники тепла.
19. Назовите изоляторы.
20. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
21. Где находится орган равновесия у животных?

IX. «Проще простого».
Команды получают карточки с названиями приборов, единиц измерения и физических величин. (Динамометр, термометр, весы, барометр, сила, температура, масса, давление, Ньютон, градус, кг; мм. рт.ст.).
Задание: Установить соответствие (прибор - физическая величина - единица измерения).
Учитывается быстрота и правильность ответа.

X. «Исправь ошибку».
(Если высказывание неверное, то учащиеся должны исправить ошибку).
1. Молекулы нельзя увидеть невооружённым глазом . +
2. Звук не распространяется в воде. -
3. Воздух - это чистое вещество. -
4. Главный источник света на Земле - Солнце. +
5. Белый цвет является сложным. +
6. Электроэнергия не может превращаться в тепловую. -
7. При физических явлениях выделяются тепло и запах. -
8. Давление воздуха с высотой увеличивается. -
9. Впервые атмосферное давление измерил итальянский учёный Торричелли. +

XII. «Предупреждающие или запрещающие знаки».
Задание: Нарисовать предупреждающий или запрещающий знак по технике безопасности при работе с физическим или химическим оборудованием.

4. Итог урока. Объявление оценок.

5. Домашнее задание: составить кроссворд по теме.



© 2010-2022