Научно-исследовательская работа по психологии Тема: «Влияние черт характера на почерк»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13







Научно-исследовательская работа

по психологии

Тема: «Влияние черт характера на почерк»

Выполнили: ученица 10 класса Едокова Анна

ученик 10 класса Шайкенов Вячеслав

Руководитель: Е.Д. Алексеева





г.о. Жигулевск

2015 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………3

Литературный обзор……………………………………………….5

Параметры исследования…………………………………………..6

Протокол исследования…………………………………………….7

Критерии исследования…………………………………………….8

Примеры анализа……………………………………………….…..22

Отчет исследования…………………………………………………25

Выводы……………………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………..27

Библиография………………………………………………………..28

Приложения………………………………………………………….29





Введение

В настоящее время наблюдается острый недостаток кадров в сфере образования. Молодые специалисты, недавно закончившие педагогический ВУЗ, будучи назначенными на должность классных руководителей, сталкиваются с проблемой необходимости психологического анализа своих подопечных. Это может повлечь за собой непонимание между классным руководителем и учеником, несогласованность их действий, принятие ошибочных мер, и, как следствие, межличностный конфликт, который может развиться в конфликт коллективный.

Объект исследования - образцы почерков юношей и девушек от 14 до 18 лет.

Молодые специалисты для проведения скрытого психологического анализа учеников могут использовать некоторые аналитические методики.

Определение характера по почерку - одна из нетрадиционных методик психологического анализа. В современной науке методы графологии считаются некорректными1, однако в криминалистике существует дисциплина почерковедения, что позволяет сделать заключение, что очевидна взаимосвязь между чертами характера и некоторыми индивидуальными особенностями почерка.



Цели работы:

  • Провести исследование образцов почерков на соответствие истинным приведенным данным

  • Разработать, доказать или опровергнуть гипотезу

Задачи работы:

  • Найти конкретные методики определения характера по почерку

  • Провести социально-психологическое исследование

  • Провести анализ полученных результатов

  • В зависимости от результатов выдвинуть рекомендации молодым педагогам

Гипотеза: «Имеет место зависимость между чертами характера и некоторыми индивидуальными особенностями почерка».



Литературный обзор

Проблема истинности данных, полученных методиками графологии, поднималась ученым сообществом разных стран в середине XX в.

С одной стороны, графология воспринимается как псевдонаука, по степени вероятности граничащая с астрологией и хиромантией, выводится ее несостоятельность при оценке черт личности и ее деловых качеств.2 Исследователи утверждают, что графология является «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера».3

С другой стороны некоторые исследователи поддерживают взгляды графологов на возможность определения черт характера по почерку.4 Приводятся исследования, по которые косвенно подтверждают основные положения графологов.5

Актуальность проблемы заключается в явном противоречии между официально признаваемой иррациональностью графологического учения и необходимостью введения графологического анализа как метода психологической диагностики индивидуальных особенностей личности.6



Параметры исследования

Объект исследования - образцы почерков юношей и девушек от 14 до 18 лет (далее - образцы).

Примечание: для чистоты эксперимента все респонденты писали одну и ту же фразу - панграмму «Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц», т.к. в панграмме содержатся все буквы русского алфавита, что позволяет применить методики психоанализа в более полной мере.

Объем исследовательского материала - 100 образцов почерков (вследствие большого объема образцов, к работе приложены 2/3 материала, см. Приложение № 2).

Методы исследования:

  • анализ образцов по основным аспектам графологического психоанализа

  • сравнение предполагаемых результатов с заявленными в образце (истинными)





Протокол исследования

  1. Респонденты получают чистые листы бумаги.

  2. Респонденты записывают под диктовку панграмму.

  3. Респонденты делятся на пары и обмениваются образцами.

  4. Респонденты переворачивают образец напарника и записывают 5 его положительных и 5 отрицательных качеств.

  5. Респонденты сдают готовые образцы.

Примечание №1: Обмен образцами необходим для исключения субъективного оценивания респондента.

Примечание №2: В некоторых образцах частично или полностью отсутствовали необходимые качества. При проверке эти результаты считались отрицательными.

Образцы сдавались анонимно, но респонденты, желающие узнать результаты анализа, могли подписать образец. По завершении анализа авторы научно-исследовательской работы предоставили распечатки результатов подписавшим образец респондентам.





Критерии оценивания

Оценивание образцов проводилось по следующим критериям:

  1. Организация почерка

Об организованности почерка обычно говорят в том случае, когда образец рукописного текста в целом выглядит достаточно ровным. При этом поля со всех сторон должны примерно совпадать, размеры заглавных и строчных букв - быть практически одинаковыми, наклон - постоянным, строчки - распределены по странице равномерно, а буквы - не отличаться по высоте и написаны с равным нажимом. Такой почерк выглядит простым и понятным, поскольку текст написан разборчиво и ясно.

Организацию почерка можно оценить четырьмя типами:

«Очень высокий» - высочайший уровень развития личности, человек исключительный.

«Высокий» - хороший уровень, развитие и интеллект выше среднего.

«Средний» - будет означать посредственный, или обычный, среднестатистический, уровень.

«Низкий» - уровень развития и интеллекта ниже среднего.7

Хорошую организованность почерка в сочетании с прочими положительными показателями можно считать позитивной характеристикой индивидуума. Это свидетельствует о стабильности и хорошей сбалансированности стремлений и чувств, а также ясности мыслей и богатстве внутреннего мира. Однако если хорошо организованный почерк при всей своей системности не претерпевает никаких изменений, то его обладателю свойственны такие негативные качества, как излишнее постоянство и даже навязчивость, что является все-таки отрицательной характеристикой. Чрезмерно ровный почерк зачастую есть признак притворства, монотонности и неумеренной требовательности.

Плохо организованный почерк свидетельствует о том, что в жизни его обладатель чувствует себя неуверенно и неопределенно. Мысли и чувства такого человека не могут отличаться ясностью или постоянством. Кроме того, для обладателей неорганизованного почерка характерны безответственное поведение и отсутствие самоконтроля.8

Образец высокой организации - №7

Образец плохой организации - № 39

  1. Ширина букв

Ширина букв в рукописном тексте отображает восприятие самого себя и отношение к собственной личности. Если буквы слишком узкие, то автор склонен к самоуничижению. Возможно, он настолько застенчив, что с трудом способен выражать свои чувства. Тесно написанные, словно спрессованные буквы свидетельствуют об осторожности в отношениях с окружающими и предельном консерватизме.

Слишком широкие буквы свидетельствуют о том, что автор данного текста с легкостью принимает все происходящее и всегда готов с радостью открывать для себя что-либо новое. У него широкие взгляды на жизнь, и он способен делиться с окружающими даже самыми сокровенными чувствами.9

Образец широких букв - № 51

Образец узких букв - №39



  1. Интервалы между буквами

Что касается промежутков между буквами, то они свидетельствуют о том, насколько открыт человек в отношениях с окружающими. Средний, мало изменяющийся интервал между буквами свидетельствует о том, что автор данного текста является экстравертом.

Слишком узкий интервал между отдельными буквами свидетельствует о напряжении в отношениях с окружающими. Если промежуток между буквами критически узок, то данное явление говорит о страхе перед контактами с окружающими.

Большое расстояние между буквами, как правило, оставляют люди, обладающие широкой натурой, дружелюбные, щедрые и общительные, у которых в жизни есть какая-то цель, живут в гармонии с окружающим миром и с самими собой, всегда рады поделиться своими мыслями и чувствами с другими. Однако самоконтроль не является сильной стороной их характеров.

Наличие пробелов между буквами, так же как и их отсутствие, говорит об индивидуальных особенностях мышления. В частности, о логике и интуиции автора текста, на которые тот привык полагаться. Если же в тексте встречаются слитно написанные буквы, то подобное явление говорит о поступательном логическом мышлении.

Отсутствие соединений между буквами является признаком хорошей интуиции. Пробелы между знаками - это воплощение пауз, характерных для процесса мышления автора текста. Поступки подобных людей интуитивны и бывают полностью подчинены шестому чувству. При этом интуиция данных индивидуумов мало зависит от других графологических показателей и практически никогда их не подводит.

Если буквы соединены только частично, а часть знаков написана через пробел, то в таком человеке гармонично сочетаются логическое и интуитивное мышление. К примеру, он может использовать шестое чувство для решения определенных логических задач.10

Образец широких интервалов - №37

Образец узких интервалов - №4



  1. Интервалы между словами

Интервал между отдельными словами символически отражает объем физического и психологического пространства, необходимого автору текста для того, чтобы почувствовать комфорт.

Расстояние между словами рукописного текста считается одним из показателей отношения его автора к окружающим людям.

Стабильные пробелы одной ширины говорят о том, что человек с уважением и пониманием относится к социальному неравенству и ведет себя адекватно при знакомстве с новыми людьми. Одинаковая величина интервалов между словами считается признаком надежности и стабильности в межличностных отношениях.

Неодинаковые и постоянно меняющиеся промежутки между словами являются признаком непостоянства в контактах с другими людьми. Автор такого текста в одном случае предпочитает тесное общение, но в других старается держаться на почтительном расстоянии.

Слишком узкие пробелы между словами указывают на то, что автору данного текста не нужно большое жизненное пространство и что он умеет ладить с окружающими. Такие индивидуумы чувствуют себя комфортно при самом тесном общении, поскольку предпочитают держаться ближе к другим. Если узкие пробелы сочетаются с крупным либо несколько спутанным почерком, то автор стремится к доминированию в отношениях с окружающими и отличается разговорчивостью. Слишком маленькое и узкое расстояние между словами свидетельствует о том, что человек боится стать независимым.

Испытуемый, старательно оставляющий между словами широкие промежутки, нуждается в большом личном пространстве. Автор подобного текста любит много времени проводить в одиночестве. Он стремится к независимости, предпочитает размышления наедине с собой и умеет по желанию изолировать себя от окружающих. Нередко подобные личности не любят чужих прикосновений: это воспринимается ими как посягательство на их частную жизнь. Большое расстояние между словами оставляют и люди осторожные, которые живут согласно пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Чрезвычайно большое расстояние между словами говорит об отстраненности автора такого текста, его страхе перед тесными контактами и интимным общением. Подобным людям бывает очень трудно завязать близкие отношения с окружающими из-за панической боязни потерять индивидуальность. Наличие широкого интервала между словами считается также одним из показателей паранойи.

Идеальным интервалом между словами является средний, который нельзя охарактеризовать ни как узкий, ни как широкий.

Умеренные, ровные промежутки, разделяющие слова, есть показатель трезвости ума и социальной зрелости. Обладатели такого почерка, как правило, не то чтобы полностью независимые люди, однако их нельзя назвать и подверженными чьему-то влиянию, охотно контактируют с окружающими.11

Образец широких интервалов - №1

Образец узких интервалов - №32



  1. Размер букв

Размер почерка, или величина букв, отображает отношения автора текста с окружающими его людьми, а также его реакцию на внешние раздражители. Размеры букв при письме могут указывать на то, какое место индивидуум отводит для себя в жизни, то есть результаты анализа могут дать ответ о степени эгоцентризма человека. По размерам почерка можно определить, какой именно образ жизни предпочитает испытуемый: созерцательный или активный. Почерком средних размеров считают почерк с высотой букв около 3 мм.

Обладатели крупного почерка активны, общительны, словоохотливы и экспрессивны. Они смелы и самоуверенны, предпочитают двигаться вперед, иногда суетятся, и им необходимо большое жизненное пространство, чтобы израсходовать запасы энергии. Обычно человек, пишущий крупным почерком, относится к окружающим с пониманием и всегда готов выслушать и принять новую точку зрения. Однако в то же время он старается всегда оставаться в центре внимания. Поэтому может хвастаться, притворяться, быть невнимательным и даже лгать.

Мелкий почерк указывает на смирение и скромность. Автор подобного образца обычно скрытен, особенно вне своего близкого окружения, поскольку имеет склонность к преуменьшению собственной значимости. Сильной стороной их является ум, но они много думают над своими проблемами, что нередко становится помехой для действия. Эти люди привыкли думать над четко сформулированными задачами, а их взгляды на жизнь в целом очень узки. Если же мелкий почерк еще и тонкий, то такой человек склонен жить в созданном им собственном мире. Некоторые известные исторические личности обладали мелким почерком, например Альберт Эйнштейн и известный индийский деятель Ганди. Люди со средним по размерам почерком умеют найти компромисс между мыслительными процессами и активным действием. Они не привыкли переоценивать собственные возможности, точно так же как и недооценивать их.

Если размер почерка неустойчив, это говорит об умении приспосабливаться и при необходимости уступать. Если говорить о положительных чертах характера такого человека, то подобная особенность означает, что он хорошо умеет справляться с неожиданными трудностями. Отрицательными чертами такого индивидуума являются периодически возникающие состояния неопределенности, которые мешают ему принимать решения.12

Образец крупных букв - №37

Образец мелких букв - №52



  1. Связность букв

Все буквы связаны - обладатели такого почерка обычно прямолинейны, предприимчивы, умеют критиковать, преобладает логическое мышление.

Каждая буква отдельно - скорее всего, у такого человека преобладает образное мышление, хорошо развита интуиция, есть богатый внутренний мир.

Равномерные связки из 2-3 букв - типичны для людей уравновешенных.13

Образец хорошей связности - №52

Образец плохой связности - №50



  1. Наклон

Наклон букв в почерке является очень важным признаком, по которому графологи определяют уровень эмоциональных реакций.

Эмоции человека можно охарактеризовать как существенный показатель понимания личности, ведь они лежат в основе наших слов, поступков, мыслей и действий. Именно чувства побуждают человека реагировать на тот иной раздражитель - предметы, людей и жизнь в целом. С помощью чувств мы выражаем радость или горе, теплоту, отрешенность, уверенность в себе или сомнения и пр. Таким образом, чувства являются тем особым связующим звеном, которое лежит между нашим внутренним «я» и внешним миром.

Что касается графологии, то в данном искусстве существует одно общее правило относительно эмоций: чем явственнее в почерке просматривается наклон относительно перпендикулярной вертикальной линии, тем более эмоциональным является автор исследуемого текста. При этом неважно, в какую сторону имеется наклон - вправо или влево. Независимо от того, испытывает ли человек какое-то постоянное чувство или эмоции захватили его в момент написания образца, наклон в почерке будет выражать степень реактивности испытуемого. И не существенно, дает он выход чувствам или тщательно скрывает их от других.

О том, как человек относится к жизни, расскажет точное измерение степени наклона букв в образце его почерка.

Строго вертикальное положение букв либо близкое к вертикальному говорит о том, что автор данного текста привык тщательно скрывать свои эмоции. Такие люди, как правило, внешне спокойны, даже невозмутимы и собраны.

Обладатель подобного почерка привык основывать свои решения только на холодной логике, он независим и самодостаточен, но часто бывает холоден и безразличен к проблемам окружающих. Вообще, обладание почерком без наклона не означает бесчувственности или холодности. Просто люди этого типа не привыкли открыто выражать свои эмоции.

Если в почерке присутствует незначительный наклон вправо, то автор данного текста демонстрирует очень мягкую реакцию на обстоятельства и события. Возникающие эмоции он выражает не сразу, а слегка отступает, внимательно изучает ситуацию и только после этого позволяет или не позволяет себе проявить то или иное чувство. Иногда обладатели такого почерка могут долгое время колебаться между чувством и логикой. В некоторых ситуациях такой человек испытывает значительные затруднения, не зная, как ему поступить: отдаться на волю чувств или внять голосу разума. Однако авторы подобных текстов обычно бывают дружелюбными, способными к сочувствию и видят сложившуюся ситуацию словно с двух сторон - с эмоциональной и логической.

Наклон букв вправо говорит о высокой скорости внутренних реакций и общительности обладателя такого почерка. Чаще всего он быстро находит с людьми общий язык и чувствует себя вполне комфортно даже в ситуациях, основанных на эмоциональном общении. Почерк с сильным наклоном вправо свидетельствует о постоянном присутствии эмоциональной напряженности. Обладатели подобного почерка очень остро реагируют как на внешние, так и на внутренние раздражители, поэтому им бывает достаточно сложно сохранить невозмутимость и объективность. Подобные всплески эмоций приводят человека к душевному истощению, поэтому ему необходима периодическая «подзарядка».

Обладатели такого почерка нуждаются в поддержке окружающих, только в этом случае они могут чувствовать себя уверенно и спокойно. Среди обладателей такого почерка много талантливых писателей, актеров, ораторов, а также… продавцов. У всех этих людей, занятых в столь неоднородных сферах деятельности, на самом деле очень много общего: перечисленные профессии позволяют реализовать эмоции. Несколько сложнее проводить графологический анализ при наклоне букв влево. Данное свойство почерка говорит о том, что его обладатель в плане эмоций несколько холоден. Тем не менее наклон букв влево сам по себе не является признаком крайнего эгоизма.

Кроме всего прочего, почерк с наклоном букв влево предполагает, что его обладатель думает и совершает поступки вопреки устоявшимся нормам и традициям и при этом его мало заботит общественное мнение. Привычка писать с наклоном влево особенно свойственна подросткам, что в данном возрасте является признаком эмоциональной неопределенности. Почерк с очень сильным наклоном влево, или так называемый откинувшийся, обнажает внутренние страхи и сомнения, а также полную эмоциональную отрешенность человека. Обладатели такого почерка неосознанно подавляют в себе любые чувства, а также механизмы их естественного выражения.

Постоянный наклон букв при письме говорит об эмоциональной устойчивости, стабильности в отношениях с окружающими и адекватном восприятии различных жизненных ситуаций. Когда в почерке преобладают вертикальные штрихи, мышление его обладателя отличается логичностью и системностью.

В некоторых случаях изменяющийся наклон почерка свидетельствует о непредсказуемости, нерешительности, ненадежности, возможной ветрености и импульсивности его обладателя. Неумеренная вариабельность наклона букв является признаком неустойчивой и неуравновешенной личности14

Образец сильного наклона вправо - №42

Образец среднего наклона влево - №57

Образец без наклона - №13



  1. Нажим

Сильный нажим характерен для людей общительных, целеустремленных и энергичных, склонных к трудоголизму, скорее экстравертов, чем интравертов. Если человеку важна и интересна тема, если он пишет под влиянием эмоций, нажим будет сильным.

Легкий нажим типичен для романтиков, людей увлекающихся, скорее интравертов, чем экстравертов.15

Образец сильного нажима - №13



  1. Разгон

Скорость написания или разгон является ключом к пониманию общего мышления. Ведь чем больше и быстрее думает человек, тем сильнее его желание выразить свои идеи на бумаге. Таким образом, быстро написанный образец текста, с «живым» почерком, является показателем высокой умственной активности, а также способности к обучению, усвоению новых знаний.

Если быстро написанный текст сочетается с плохой пространственной организацией и отсутствием общего ритма при письме, автор нерешителен, склонен к сомнениям, импульсивности, реактивности и беспокойству. И напротив, быстро написанный образец упорядоченного почерка является показателем хорошего самоконтроля, а также способности индивидуума выгодно использовать высокую скорость своего мышления.

В том случае, если образец текста написан неторопливо, а буквы и штрихи тщательно выведены, автора можно охарактеризовать как человека с осторожным и медленным типом мышления. Обладатели почерка с подобными характеристиками не привыкли предпринимать более одного действия за единицу времени, они стараются во всем проявлять осмотрительность. Такие люди отличаются консервативностью, выражают свои эмоции очень осторожно и сдержанно, а их мышление исключительно традиционно.

Человек, пишущий крайне медленно, либо недостаточно образован, либо еще не созрел интеллектуально. Не последнюю роль играют многочисленные исправления и грамматические ошибки в тексте.

Большая часть людей пишут в среднем темпе, то есть не слишком медленно, но и не очень быстро. Это соответствует достаточно высокому уровню интеллекта и общей адекватности поступков. Если при анализе у вас возникли сомнения по поводу данного показателя, возьмите сами ручку и проследите по тексту, пытаясь войти в ритм, который использовал автор при написании образца для анализа.

«Быстрый» почерк характеризуется множеством косвенных признаков.

1. В беглом почерке штрихи, как правило, соединены и между ними нет связок.

2. Структура почерка упрощена: в ней нет места сложным штрихам.

3. Штрихи в верхней зоне отклонены вправо.

4. В целом почерк имеет правый наклон.

5. При письме строчки направлены вверх.

6. Манера письма в большинстве случаев широка и размашиста.

7. В таком образце не встречаются исправления и помарки.

8. Штрихи завершены достаточно подвижно.

9. Левое поле часто увеличено.

10. Часто встречаются структуры в виде гирлянд.

А теперь немного о признаках неторопливого почерка.

1. Бросающаяся в глаза неестественность и чрезмерная аккуратность.

2. Левый наклон или строгая вертикальность.

3. Верхние части букв и штрихи либо

расположены строго на своих местах, либо смещены влево.

4. Обилие украшений.

5. Строки уходят вниз.

6. Длинные штрихи имеют сложные формы.

7. В тексте имеются исправления.

8. Общая структура, наклон и направление почерка изменены.

9. Имеются структуры в форме аркад.

В любом почерке существуют три условные зоны. Каждая зона иллюстрирует различные стороны характера автора почерка. Верхней зоной называют ту, где находятся верхние петли заглавных букв и части некоторых строчных букв, выступающие за пределы средней зоны. Это прежде всего буквы «б» и «в». В средней зоне находятся все строчные буквы, которые при письме не предполагают написания петель. Это «а», «е», «и», «г», «о», «н», «м» и пр. В нижней же зоне располагаются нижние петли и отдельные части строчных «р», «з», «у» и др.

В идеальном варианте почерка все три зоны выглядят равномерно нагруженными, поскольку при общей сбалансированности зон человека можно охарактеризовать как внутренне уравновешенную личность, отличающуюся стабильным твердым характером, имеющую потребность как в материальных так и в духовных ценностях, здоровую физически и психически.

В том случае, когда доминирует одна из зон, две другие при письме выражены несколько слабее. Акцент на верхней зоне означает, что обладатель такого почерка живет в идеальном либо в абстрактном мире, а его главным занятием является умственная деятельность. Возможно, что при этом он мало внимания уделяет своим психологическим или социальным потребностям.

Если в анализируемом почерке акцентирована средняя зона, то автора можно считать хорошо ориентированным в социальном плане. Такой человек хорошо справляется с повседневными проблемами и заботами, однако ему вряд ли будет интересна умственная деятельность.

Преобладание в почерке нижней зоны является признаком сугубого материализма.16

Образец большого разгона - №65

Образец маленького разгона - №14

10. Форма букв

Округлые буквы характерны для людей мягких и уступчивых. С ними легко общаться, они всегда готовы к компромиссам, но таким людям гораздо труднее достичь поставленной цели.

Угловатые буквы говорят об эгоизме. Человек, который пишет в такой манере, девизом своей жизни считает изречение «Не говорите мне, что делать, а я не скажу, куда вам идти».17

Образец округлых букв - №36

Образец угловатых букв - №13

Параметры оценивания:

0-1 совпадения - «Полное несовпадение»

2-4 совпадения - «В основном не совпадает»

5 совпадений - «Среднее совпадение»

6-8 совпадения - «В основном совпадает»

9-10 совпадений - «Полное совпадение















Пример анализа

  • Образец №13

1. Организация - высокая

2. Ширина букв - маленькая

3. Размер букв - маленький

4. Интервал между буквами - маленький

5. Интервал между словами - большой

6. Связность букв - полная

7. Наклон - отсутствует

8. Нажим - сильный

9. Разгон - большой

10. Форма букв - угловатая

Совпадения: высокий интеллект, прямолинейность, предприимчивость, хорошая логика, умение критиковать, высокая умственная активность, независимость, обучаемость, импульсивность, общительность, целеустремленность, экстраверт.

Критерии совпадения: организация почерка, связность почерка, нажим, разгон.

Различия: застенчивость, консерватизм, самоедство, смирение, скромность, скрытность, мечтательность, напряженные отношения с окружающими, страх перед новыми контактами, необходимость в личном пространстве, любовь к одиночеству, осторожность, скрытие эмоций, холодность и безразличие к окружающим, эгоизм.

Критерии различия: размер букв, ширина букв, интервал между буквами, интервал между словами, наклон, форма букв.

Вывод: в основном не совпадает (4:6)



  • Образец №50

1. Организация - средняя

2. Ширина букв - большая

3. Размер букв - большой

4. Интервал между буквами - большой

5. Интервал между словами - средний

6. Связность букв - отсутствует

7. Наклон - небольшой вправо

8. Нажим - отсутствует

9. Разгон - средний

10. Форма букв - округлая

Совпадения: открытость, широкие взгляды на жизнь, активность, общительность, экспрессивность, широкая натура, дружелюбие, отсутствие самоконтроля, образное мышление, богатый внутренний мир, развитая интуиция, мягкая реакция на события, способность к сочувствию.

Критерии совпадения: размер букв, ширина букв, интервалы между буквами, связность, наклон.

Различия: посредственность, непостоянство в контактах с людьми, романтизм, интроверт, осторожность, сдержанность, мягкость, уступчивость.

Критерии различия: организация почерка, интервал между словами, нажим, разгон, форма букв.

Вывод: среднее совпадение (5:5)



  • Образец № 57

1. Организация - средняя

2. Ширина букв - маленькая

3. Размер букв - средний

4. Интервал между буквами - большой

5. Интервал между словами - большой

6. Связность букв - отсутствует

7. Наклон - небольшой влево

8. Нажим - отсутствует

9. Разгон - маленький

10. Форма букв - округлая

Совпадения: застенчивость, активность, общительность, дружелюбие, щедрость, хорошая интуиция, упрямство, романтик, интроверт, осмотрительность,

Критерии совпадения: ширина букв, размер букв, интервалы между буквами, связность, наклон, нажим, разгон.

Различия: посредственность, страх перед контактами, паранойя, мягкость.

Критерии различия: организация почерка, интервалы между словами, форма букв.

Вывод: в основном совпадение (7:3)



Отчет исследования



В ходе исследования были выявлены следующие результаты:

Полное несовпадение

14 %

В основном не совпадает

30%

Среднее совпадение

24%

В основном совпадает

23%

Полное совпадение

9%

Результаты оформлены в диаграмму (см. Приложение №1).





Выводы

Полученные данные позволяют прийти к выводу, что выдвинутая нами гипотеза частично опровергнута. Графологический анализ не дает исчерпывающей информации о личностных характеристиках респондентов.

Однако, учитывая относительно высокий процент совпадений («Среднее совпадение» - 24%, «В основном совпадает - 23%», «Полное совпадение - 9%») позволяет заключить, что в графологическом анализе всё же имеют место элементы истинной информации.

Таким образом, применять графологический анализ для определения характера можно применять только в сочетании с другими, более традиционными в академической психологии методиками общего и специального психологического анализа.





Заключение

Цели работы достигнуты. Поставленные нами задачи выполнены в полном объеме.

Несомненно, некоторые методы исследования недостаточно компетентны, для более полного исследования требуется введение более сложных и развернутых методов получения, анализа и сопоставления информации.

Данная работа затрагивает лишь поверхностные слои темы, работы над данным материалом можно продолжать на более высоком уровне, таком как курсовая работа, дипломная работа, кандидатская диссертация.

Мы собираемся продолжить работу над исследованием с применением более широких методов исследования.





Библиография

1. Дж Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб, 2004. - 558 с.

2. Дж.Даффи, Дж.Уилсон «Рукописные заблуждения» 1990 BBC News Magazine

3. Е.Л.Исаева «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку» -Рипол Классик - 2010

4. Дж. Крамбо, Э.Стокхольм «Экспериментальная доказательность графоанализа» 403-410. 1977

5. Б. Нево «Научные аспекты графологии».- Springfield, IL: Thomas, 1986

6. Р. Нудельман «Обесславленные науки возвращаются в новом обличье» // «Знание - сила». 2002, № 9.

7. О. Осекова - Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Графологические средства отражения индивидуально-психологических особенностей личности» НГПУ, 2008г.

8. delovoymir.biz

9. woman.ru



Приложения

Приложение №1

1 Дж Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб, 2004. - 558 с

2Дж.Даффи, Дж.Уилсон «Рукописные заблуждения» 1990 BBC News Magazine

3 Р. Нудельман «Обесславленные науки возвращаются в новом обличье» // «Знание - сила». 2002, № 9.

4 Б. Нево «Научные аспекты графологии».- Springfield, IL: Thomas, 1986

5 Дж. Крамбо, Э.Стокхольм «Экспериментальная доказательность графоанализа» 44 стр. 403-410. 1977

6 О. Осекова - Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Графологические средства отражения индивидуально-психологических особенностей личности» НГПУ, 2008г.

7 delovoymir.biz/2011/05/25/organizaciya-pocherka-organizaciya-zhizni-i-biznesa.html

8 Е.Л.Исаева «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»-Рипол Классик - 2010

9 Е.Л.Исаева «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»-Рипол Классик - 2010

10 Е.Л.Исаева «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»-Рипол Классик - 2010

11 Е.Л.Исаева «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»-Рипол Классик - 2010

12 Е.Л.Исаева «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»-Рипол Классик - 2010

13woman.ru/psycho/medley6/article/51724/

14 Е.Л.Исаева «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»-Рипол Классик - 2010

15 woman.ru/psycho/medley6/article/51724/

16 Е.Л.Исаева «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»-Рипол Классик - 2010

17 woman.ru/psycho/medley6/article/51724/

© 2010-2022