Теоретическое осмысление педагогического понятия «критическое мышление»

Теоретическое осмысление педагогического понятия «критическое мышление».    Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Что же такое «критическое мышление»? Что можно назвать критическим мышлением, а что нельзя? Анализируя педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретическое осмысление педагогического понятия «критическое мышление».

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Что же такое «критическое мышление»? Что можно назвать критическим мышлением, а что нельзя?

Анализируя педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что не все виды умственной работы можно отнести к критическому мышлению. Запоминание- важнейшая мыслительная операция, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. На уроках биологии и математики, истории и литературы ученикам приходится поработать головой, чтобы понять, что говорит учитель и что написано в учебнике. Понимание -это сложная мыслительная операция, особенно если материал не из легких, но ее также нельзя отнести к критическому мышлению. Критическое мышление происходит, когда проверяются уже понятные идеи, они оцениваются, развиваются и применяются. Запоминание фактов и понимание идей являются только предварительными условиями для критического мышления. Критическое мышление не подходит к творческому или интуитивному мышлению. Художники и музыканты, опираясь в своей работе на сложные мыслительные операции, не осознают их полностью. Их интуитивное мышление при всей его ценности также не может быть названо критическим. По мнению американского профессора Дэвида Клустера критическое мышление можно охарактеризовать по пяти пунктам. Он утверждает, что «критическое мышление есть мышление самостоятельное» [ ], так как каждый формулирует свои идеи и свои убеждения. Критическое мышление должно быть индивидуальным, потому что каждый думает своей головой и сам принимает решения. И так, во-первых, самостоятельность-это важная характеристика критического мышления. Во-вторых, критическое мышление начинается с получения определенной информации. Информация-это начальный пункт критического мышления, но критическое мышление не сводится к традиционному накоплению фактов. Обучение критическому мышлению - это часть работы преподавателя. Другая часть работы - это научить учащихся в процессе обучения воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения.

Критическое мышление возможно в любом возрасте, оно есть даже у первоклассников. Мы считаем, что благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания становится индивидуальным и продуктивным. В-третьих , критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем. Дети очень любопытны по своей природе, но мы привыкли чаще наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников- таково воздействие школьного образования на детские умы. При подготовке к занятиям учитель должен определить стоящие перед учениками проблемы, а в дальнейшем помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из скучной работы превращается в целенаправленную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу. Поэтому мы считаем, что критическое мышление- это особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку самостоятельно решать вопросы и проблемы.

В- четвертых, по мнению Дэвида Клустера, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Он утверждает, что «критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках и ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления».[ ]

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому мы считаем, что учителя, работающие по технологии развития критического мышления, должны использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, проводить дискуссии, дебаты. Учитель должен научить учащихся умению слушать других, терпимости и ответственности за свою точку зрения.

Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:- мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

- самостоятельное, ответственное;

- аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

- многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

- индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

- социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.


© 2010-2020