- Преподавателю
- Биология
- Самоанализ работы учителя биологии и химии
Самоанализ работы учителя биологии и химии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жданкина С.А. |
Дата | 02.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самоанализ
работы учителя биологии и химии МКОУ Алексеевской СОШ
Грибановского муниципального района
Жданкиной Светланы Александровны
Я, Жданкина Светлана Александровна в 1991году окончила Воронежский государственный университет, биолого - почвенный факультет по специальности биолог, преподаватель биологии и химии. Стаж работы учителем биологии и химии 24 года. По итогам предыдущей аттестации имею высшую квалификационную категорию. За годы работы накоплен определенный профессиональный опыт. Я считаю, что конечная цель обучения - дать учащимся целостное представление об окружающем мире с целью использования его в дальнейшей жизни. Происходящие сегодня в общественной жизни интеграционные процессы неизбежно находят отражение и в содержании образования. Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности и личной ответственности обучающихся. Педагогическим механизмом реализации указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей.
Эти связи играют важную роль в повышении научно-теоретической и практической подготовки учащихся. Существенной особенностью школьного обучения является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.Поэтому в моей практике я использую "Межпредметные связи"
Межпредметные связи - это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников.
По определению Д.П. Ерыгина: "Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством согласованного взаимодействия ее учебных компонентов осуществления целенаправленного процесса обучения школьников".
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя химии. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями других предметов.
Химия относится к естественнонаучным дисциплинам и является трудной для усвоения учащимися. Заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение моему предмету, связать обучение с решением практических задач посредством практической реализации интегративных связей: химия - биология; химия - география; химия - физика; химия - математика; химия - экология; химия - история - вот проблема, которую я вижу и над решением которой я работаю.
Межпредметные связи в современном обучении рассматриваются как самостоятельный дидактический принцип, отражающий социальные задачи школы и методологические основы учебного познания. Межпредметные связи - условие формирования мировоззрения и познавательной активности, а также системы знаний, умений, навыков.
Межпредметные связи реализуют в обучении следующие принципы.
-
научность;
-
систематичность;
-
связь теории с практикой;
-
познавательная активность;
-
доступность;
-
прочность;
-
наглядность;
-
мировоззренческая направленность;
-
положительный эмоциональный фон;
-
сочетание коллективного и индивидуального характера учебной работы.
И основное, межпредметные связи в процессе обучения направлены на решение главных дидактических задач:
-
повышение научности и последовательности учебной информации;
-
стимулирование познавательных интересов и активного отношения обучающихся к усвоению знаний;
-
воспитание научных убеждений.
Интеграция химии с информатикой.
На сегодняшний день роль компьютера трудно переоценить, Интернет и различные программы помогают ребятам узнать больше о современном состоянии науки, ученики с удовольствием делятся с учителем новой информацией. Учащиеся должны уметь правильно оформлять свои доклады и рефераты, а в электронной версии этот материал можно дополнить и обработать. Многие учебно-методические разработки, используемые мною в работе, также имеют вид электронных документов. В сентябре 2009 года в школе создан мультимедийный кабинет, где установлена интерактивная доска. Основной задачей для меня стало освоение работы на интерактивной доске и использование ее в обучении химии. Методические материалы для работы на интерактивной доске нахожу на сайте «Сеть творческих учителей».
Внедряю в учебно-воспитательный процесс методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности.
Интеграция химии с историей.
Любое открытие в химии имеет свою дату, и при обсуждении его ребята имеют представление в какую историческую эпоху это произошло (какие потребности, проблемы и знания тогда были). Примером может служить Международный съезд химиков в г. Карлсруэ в 1860г. - произошло накопление фактов, обсуждение и принятие определенных принципов привело к открытию ПЗ и ПСХЭ.
Интеграция химии с физикой.
"Химик без знания физики подобен
человеку, который всего должен искать
ощупом. И сии две науки так соединены
между собой, что одна без другой в
совершенстве быть не могут"
М.В. Ломоносов.
Эти слова подтверждаются делом учителем, когда первые химические понятия строятся на тех знаниях учеников, которые они получают на уроках физики.
8 класс. При изучении темы "Первоначальные химические понятия" можно использовать знания учащихся важных понятий, сформированных в курсе физики 7 класса. К ним относятся: тело, вещество, атом, молекула, физические и химические явления, внутренняя энергия, температура. Из курса физики учащимся известны также общие сведения о строении твердых тел, жидкостей и газов, положения молекулярно кинетической теории.
Необходимо учитывать, что большинство физических понятий находятся в процессе формирования, а поэтому на данном этапе обучения учащихся эти понятия сформированы еще недостаточно строго. Это относится и к таким изначальным понятиям, как тело и вещество. Под физическим телом учащиеся понимают каждое из окружающих тел, а под веществом - один из видов материи.
Интеграция химии с математикой.
Любая химическая задача, уравнение, проблема, зависимость может быть решена только с помощью математических навыков и приобретенных логических приемов. Для того чтобы решить химическую задачу, необходимо: определить химический аспект (процесс), разобраться в нем, а дальше (сплошная математика) математические вычисления.
Алгоритм - математическое понятие, которое я широко применяю в обучении химии.
При ответе по алгоритму развиваются монологическая речь, коммуникативные способности. Ученик четко знает, что делать, и уже может сказать, на каком этапе возникают трудности. Даже очень слабый ученик может работать по алгоритму. В более старших классах ребята могут уже сами строить алгоритм.
Интеграция химии с биологией и экологией.
Изучению курса химии в 8 классе предшествуют курсы природоведения и ботаники, в которых учащиеся получают первоначальные представления о живой и неживой природе. Эти знания мы считаем опорными при рассмотрении различных разделов темы: "Первоначальные химические понятия". Так, в курсе природоведения учащиеся изучали вещества: кислород, углекислый газ, воду и смеси веществ, песок, глину, получили некоторые сведения об использовании угля, руды, нефти, способах разделения смесей.
Не может быть, чтобы ребенок не знал и не любил все предметы, поэтому интеграция химии с другими образовательными дисциплинами, позволяет раскрыться личности.
Исследовательская деятельность школьников - это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания, постоянно обращаясь к теории.
В своей практике использую следующие приемы реализации межпредметных связей:
-
постановка межпредметных вопросов;
-
выполнение комплексных заданий;
-
решение межпредметных задач;
-
выполнение межпредметных домашних заданий;
-
выполнение межпредметных контрольных работ;
-
использование комплексных наглядных пособий;
-
решение межпредметных учебных проблем
и формы организации межпредметных связей:
-
интегрированный учебный день;
-
межпредметный факультатив;
-
межпредметная внеклассная работа;
-
комплексная экскурсия;
-
комплексный семинар;
-
общественный смотр знаний;
-
межпредметный урок.
Учащиеся должны понимать, что серьезные теоретические обобщения, являются не простым и не легким делом, а требуют от человека больших знаний, широкого научного кругозора, большого научного воображения, смелости мысли. Великие обобщения делаются великими учеными. Работа с детьми в плане воспитания научных убеждений требует от учителя постоянного саморазвития, самореализации. Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо творить, создавать, искать.
Определив роли, которые играют межпредметные связи в решении основных дидактических задач, я вижу, в каком направлении мне необходимо двигаться дальше, какие требования предъявлять к содержательной части урока, каким образом мотивировать учащихся на изучение нового материала, с помощью каких способов проводить закрепление изученного, каким образом построить исследовательскую работу с учащимися.
Такой подход к обучению дает определенные результаты. Выпускники владеют обязательным уровнем подготовки, подтверждают свои оценки по химии на итоговой аттестации, при сдаче ЕГЭ. Стараюсь не останавливаться на достигнутом, находить формы и методы, позволяющие повышать эффективность обучения учащихся.