- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка Технологии здоровьесбережения учащихся
Методическая разработка Технологии здоровьесбережения учащихся
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимофеева О.Н. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Грибкова Н.Б. учитель биологии МОУ Новожизненская ООШ
Технологии здоровьесбережения учащихся
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждениях, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности.
Проблема сохранения и развития здоровья школьников заключается в поиске возможности реализации здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей функции школы, в преодолении разрыва между требованиями, предъявляемыми к здоровью ученика, и условиями их выполнения в современной школе. Путь решения проблемы лежит в развитии содержания образования, адекватных образовательных форм и технологий. Правовые основы решения этой задачи, обозначенные модернизацией государственных образовательных стандартов, учитывают здоровьесберегающий аспект. В этой связи является актуальным формирование индивидуальных потребностей личности в сбережении своего здоровья, что предполагает развитие разнообразия и вариативности образовательного пространства, инновирования образовательных форм и технологий.
В обществе в целом в настоящее время начинает занимать одно из первых мест в иерархии потребностей человека - здоровье человека. Учебный процесс в школе совершенствуется с учетом возрастных, половых и индивидуальных возможностей детей. Содержание, методы и темп общения детей в школе не должны вызывать перегрузку, и в конечном итоге нарушения в состоянии их здоровья. Поэтому учет психофизических особенностей учащихся при организации обучения в среднем школьном звене становится все более актуальной задачей в связи с широким экспериментированием в школе. Оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования ребенка.
Актуально также воспитание у учащихся отношения к здоровью как к главной человеческой ценности и просвещение родителей в области развития здоровья детей и подростков в семье.
Здоровьесберегающее обучение
направлено на цель - обеспечение психического здоровья учащихся;
опирается на принципы - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
достигается через средства - учёт особенностей аудитории (изучение и понимание человека), создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу, создание условий для самовыражения, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии;
приводит к результатам - предотвращает усталость и утомляемость, усиливает мотивацию к учебной деятельности;
зависит от ресурсов - личный пример педагога, использования специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно - психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.
Что же такое здоровье и от чего оно зависит?
Одного четкого определения здоровья пока нет. Так, в Толковом словаре русского языка мы можем прочесть общеизвестное, расхожее определение: «Здоровье - это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма» или «правильная деятельность организма» (Ожегов, с. 187).
По мнению ученого - медика П.Б. Бунзена, здоровье - это такое психологическое состояние человека, которое характеризуется не только отсутствием патологических изменений отдельных органов и систем, но и такими функциональными резервами организма человека, которые вполне достаточны для его эффективной биологической и социальной адаптации и сохранения им высокой физической и умственной работоспособности в естественной среде обитания.
И.И. Брехман считает, что «здоровье - способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
По заключении Б.И. Дубровского, здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Большинство же специалистов согласны с формулировкой здоровья, данной экспертами Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков, (энц. словарь мед. терминов, с. 391)
От чего же зависит здоровье человека?
По мнению известного физиолога С.Б. Потаповой, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность отличается своим индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка прежде всего зависит от родителей, но немаловажную роль в этом может сыграть и школа, в частности учитель биологии. Ведь не секрет, что для старшеклассников в подходе к собственному здоровью характерна стратегия предупреждающего характера (сохранить здоровье) и почти совсем не прослеживаются вопросы, связанные с развитием здоровья, решение которых, как известно, требует от человека значительных волевых усилий. И именно школа с 1-го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и закрепления своего здоровья.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние организма и система организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Эти потребности, во - первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во - вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физиологическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем органов, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего дневного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.
В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для соматического и физического здоровья - я могу;
- для психического - я хочу;
- для нравственного - я должен.
В оценке здоровья выделяют два признака: социальный, как мера трудоспособности, социальной активности, активного преобразующего деятельность отношения человека к миру; и личностный, как здоровьесберегающая стратегия индивидуальной жизни человека, степень господства его над собой и обстоятельствами жизни.
Кроме этого выделяют и такие признаки здоровья, как:
- оптимальная реакция организма на условия жизнедеятельности на всех уровнях его организации; - динамическое равновесие организма в цепом, его отдельных функциональных адаптивных систем с внешней средой;
- способность человека полноценно выполнять основные социальные функции;
- способность человека приспосабливаться, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования;
- отсутствие болезней, болезненных состояний, либо болезненных изменений в организме;
- полное нравственное, физическое, психологическое и социальное благополучие человека.
Один из важнейших показателей здоровья - уровень функционального развития ведущих адаптивных систем организма человека. По мнению одного их крупнейших гигиенистов России А.Г. Сухарева, индивидуальное здоровье - сложный многомерный динамический процесс постоянного, активного, целесообразного приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды.
Одна из важнейших задач школы выработать высокую устойчивость к действию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды, т.е. развитие здоровья детей.
Уже Ибн Сина (Авиценна) подчеркивал необходимость не только изучения основ здоровья, но и тщательного исследования «режима» (образа жизни) здоровых людей и развития здоровья детей. Так, много веков назад, феноменология здоровья и его развития обрела статус самостоятельной и автономной области эмпирического исследования.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
-
умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
-
проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
-
честен, самокритичен (нравственное здоровье);
-
коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Это - организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен); психологический фон занятий (стиль общения педагога с учащимися); методы и формы обучения; санитарно - гигиенические условия (проветривание помещения, температурный режим и т.д.);
двигательный режим детей (с учетом их возрастных особенностей); рациональное питание; медицинский контроль и оздоровительные процедуры. Именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся. И именно от педагога зависит, насколько меньше этих отклонений у воспитанников будет.
Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:
- недостаток двигательной активности учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;
- неправильное питание учащихся;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их не гармоничность в вопросах здоровья;
- неблагополучное состояние здоровья учителей;
- недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора и др.), необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий.
Педагогу важно суметь определить принципы и методические правила, которым необходимо следовать самому учителю, а затем уже приобщать своих учеников.
Учебно-воспитательный процесс по оздоровлению учащихся, начинается с мотивации, отбора содержания той или иной темы, выбора методов и форм организации познавательной деятельности учащихся. Педагог, организовывая любое занятие (урок, экскурсию), использует свой жизненный опыт, опирается на достижения науки и техники, и чувства, не боясь сказать «я не знаю, я учусь у Вас... .
Во всем содержании педагогики здоровья красной нитью проходит идея «очищения физического и духовного». Духовное очищение - первоочередная забота учителя, так как под духовным очищением подразумевается очищение, оздоровляющее не только душу, но и тело. Кроме педагогических факторов на здоровье влияют природные факторы.
«В вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум». (П.С. Брег)
Намеченные в педагогике здоровья и обозначенные выше подходы, необходимо учитывать в поиске решения проблемы сохранения и развития здоровья школьников.
Основными задачами технологий здоровьесберегающего обучения являются:
1. Разработка концептуальных подходов к обоснованию технологии укрепления и развития здоровья учащихся в условиях современной школы с учетом особенностей сельской местности.
2. Определение содержания педагогической деятельности учителя в образовательном учреждении и в целом школы, способствующего формированию у учащихся понимания ценности здоровья и путей его обеспечения.
3. Создание условий для совместной деятельности медицинских, педагогических работников и родителей в оздоровлении детей, обеспечение здоровой среды жизни учащихся.
4. Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса обучения в школе, соответствующее современным требованиям педагогики оздоровления и с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей школьного возраста.
Для реализации обозначенных задач необходимо создать материально-техническое оснащение учебного кабинета, которое бы выступало модулем здоровьесбережения и развития здоровья учащихся. Кроме учебного оборудования, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам, в кабинете биологии имеются:
- зелёный уголок;
- фитощиты (ароматизированные саше, амулеты, зелень луковичных растений);
- аквариум;
- уголок здоровья (диагностические таблицы, памятки и советы, рецепты, комплексы утренней гимнастики и др.);
- ТСО ( магнитофон);
- макет, имитирующий лесную зеленую полянку;
- комплекты настольных игр ( шахматы, шашки, домино)
Современная школа в значительной мере определяет образ жизни ученика. Пределы компетенции педагогической деятельности в школе влияют на возможности реализации составляющих развития здоровья. Вместе с тем именно школа может стать здоровьесберегающей средой жизни для учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в школе на уроках биологии и во внеурочной деятельности даёт возможность изменить динамику здоровья ученика в сторону его позитива.
Литература
-
Государственный образовательный стандарт российской школы, утверждённый Министерством образования и науки, 2004// «Вестник образования России», №12,2004.
-
Козин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию.- М.: Новая школа, 2000.
-
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе.- М.: Импекса, 2004.
-
Школьные технологии., №2, 2004.
5