- Преподавателю
- Биология
- Проверочная работа в форме ГИА Кожа. Покровы тела (9 класс)
Проверочная работа в форме ГИА Кожа. Покровы тела (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Осипенко Е.А. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проверочная работа «Кожа. Покровы тела»
Автор-составитель: Осипенко Елена Алексеевна,
учитель биологии ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Цель работы: проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Кожа. Покровы тела».
Кодификатор темы:
1
Биология как наука. Методы биологии
1.1
Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.
2
Признаки живых организмов
2.1
Строение покровов тела животных
2.2
Строение кожи человека
3
Система, многообразие и эволюция живой природы
3.1
Царство животные
3.2
Усложнение животных в процессе эволюции
4
Человек и его здоровье
4.1
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека
4.2
Покровы тела и их функции
4.3
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья
5
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
5.1
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособление организмов к различным экологическим факторам.
Вариант 1
А 1. Пигмент, от которого зависит цвет кожи, находится в
1) роговом слое
2) жировой клетчатке
3) собственно коже (дерме)
4) живых клетках эпидермиса
А 2. Как называется процесс уравновешивания процессов теплообразования и теплоотдачи
1) адаптация
2) приспособление к условиям среды
3) теплорегуляция
4) акклиматизация
А 3. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь.
Целое
Часть
дерма
кровеносные сосуды
эпидермис
…
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) пигмент
2) сальные железы
3) потовые железы
4) лимфатические узлы
А 4. Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси Х отложена температура воздуха (в С), а по оси У - относительная работоспособность (в%)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает зависимость в указанном диапазоне температур?
1) плавно растет на протяжении всего графика
2) сначала не изменяется, а потом плавно снижается
3) снижается на протяжении всего графика
4) сначала незначительно растет, а потом плавно снижается
А 5. Рассмотрите рисунок покровов тела хордовых животных. Что изображено на фрагменте
1) волос
2) потовая железа и проток потовой железы
3) сальная железа и проток сальной железы
4) роговой слой
В 1. Выберите три верных ответа из шести.
Функции, которые выполняет кожа
1) защитная
2) терморегуляционная
3) синтез витамина В
4) рецепторная
5) синтез витамина А
6) энергетическая
В 2. По рисунку покровы тела животных установите правильную последовательность глубины расположения кожных структур (от наружных до самых глубоких структур).
Запишите получившуюся последовательность цифр в таблицу.
1) волос
2) потовая железа
3) сальная железа
4) роговой слой эпидермиса
5) многослойный эпидермис
6) проток потовой железы
В 3. Установите соответствие между слоями кожи и их элементами. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Признак 1
Признак 2
А) пигмент
1) эпидермис
Б) сальные железы
2) дерма
В) потовые железы
Г) кровеносные сосуды
Д) протоки потовых желез
Е) роговой слой клеток
С 1. Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения вместо ошибочных.
Железы кожи млекопитающих
1) На коже млекопитающих есть железы нескольких видов
2) Потовые железы выделяют из организма воду и развиты у всех животных одинаково
3) У большинства грызунов потовые железы есть в паху, на лапах и на губах
4) Млечные железы появились в результате видоизменения потовых желез
5) У ящеров и китообразных есть потовые железы
6) Секрет сальных желез способствует намоканию и снашиванию волосков поверхности кожи
Вариант 2
А 1. Где расположены сальные, потовые железы и корни волос у человека
1) в дерме
2) в гиподерме
3) в эпидермисе
4) в эпителии
А 2. Что такое чесотка
1) вирусное заболевание
2) грибковое заболевание
3) инфекционное заболевание
4) паразитарное заболевание
А 3. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь.
Целое
Часть
кожа
дерма
эпидермис
…
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) кровеносные сосуды
2) пигмент
3) жировая клетчатка
4) корни волос
А 4. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии, запасенной в жировой ткани, от продолжительности физической нагрузки ( по оси Х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), по оси У - доля использованной энергии, запасенной в жирах (в%)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает зависимость в указанном диапазоне времени?
1) количество использованной энергии немного снижается на 15 и 25-ой минутах
2) количество использованной энергии резко возрастает на 20-ой минуте
3) количество использованной энергии резко снижается на 35-ой минуте
4) количество использованной энергии резко возрастает на 15 и 25-ой минутах
А 5. У многоклеточных организмов внешние покровы тела представляют собой слой удлиненных клеток. Как называются такие покровы тела
1) кубический эпителий
2) роговой эпителий
3) плоский эпителий
4) железистый эпителий
В 1. Выберите три верных ответа из шести
В собственно кожи у животных расположены
1) корни волос
2) эпителиальные клетки
3) сальные и потовые железы
4) роговые образования
5) реснички
6) жгутики
В 2. По рисунку - схеме установите правильную последовательность усложнения покровов тела. Запишите получившуюся последовательность цифр в таблицу.
№
п/п
Рисунок
Название
1.
эпидермис и собственно кожа
2.
плоский эпителий
3.
нерастяжимая оболочка
4.
растяжимая оболочка
5.
слабо растяжимая оболочка
6.
кутикула
По рисунку (схеме)
1) эпидермис и собственно кожа
2) плоский эпителий
3) нерастяжимая оболочка
4) растяжимая оболочка
5) слабо растяжимая оболочка
6) кутикула
В 3. Установите соответствие между потовыми железами и сальными железами. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Признак 1
Признак 2
А) образуют жир
1) потовые железы
Б) участвуют в терморегуляции
2) сальные железы
В) удаляют из организма минеральные вещества
Г) улучшают эластичность кожи
Д) защищают волос
Е) препятствуют намоканию волосяного или шерстного покрова
С 1. Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения вместо ошибочных.
Покровы тела беспозвоночных животных - членистоногих
1) Покровная ткань выделяет на своей поверхности жировой слой
2) Кутикула - плотное неклеточное образование
3) Кутикула выполняет двигательную функцию
4) Панцирь ракообразных образовался в результате пропитывания кутикулы известью
5) Раковина моллюсков образовалась в результате накопления белка в поверхностных слоях кутикулы
6) Под кутикулой в эпителии членистоногих находятся железы: слюнные, паутинные, ядовитые, пахучие.
Ответы:
Вариант
Задания
А1
А2
А3
А4
А5
В1
В2
В3
1
4
3
1
1
2
1,2,4
1,6,4,5,3,2
1-А,Д,Е
2-Б,В,Г
2
1
4
2
4
3
1,3,4
3,5,4,6,2,1
1-Б,В
2-А,Г,Д,Е
Задание
С 1
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Вариант1
2) Потовые железы выделяют из организма воду и развиты не у4 всех животных одинаково
5) У ящеров и китообразных нет потовых желез
6) Секрет сальных желез смазывает волоски поверхности кожи, предохраняя их от намокания и изнашивания
Вариант 2
1)Покровная ткань выделяет на своей поверхности хитиновую многослойную кутикулу
3) Кутикула выполняет защитную и опорную функцию
5) Раковина моллюсков образовалась в результате накопления извести в поверхностных слоях кутикулы
Характеристика проверочной работы:
№
задания
код по
кодификатору
Надпредметные
умения
Уровни
деятельности
Качество
усвоения знаний
Вариант 1
А1
2.2
4.2
Узнавать, называть, сопоставлять
В знакомой ситуации
Логика, прочность, глубина
А2
2.2
4.2
5.1
4.3
Узнавать, называть, сопоставлять
В знакомой ситуации
Логика, прочность, глубина
А3
2.2
4.2
Устанавливать соответствие
В измененной ситуации
Логика, прочность, глубина,
гибкость
А4
5.1
4.3
4.2
Узнавать, устанавливать соответствие
В новой ситуации
Логика, гибкость, глубина
А5
2.1
3.1
3.2
Распознавать, устанавливать соответствие
В измененной ситуации
Логика, прочность, глубина,
гибкость
В1
2.2
4.2
Узнавать, идентифицировать, характеризовать
В измененной ситуации
Глубина, гибкость, прочность
В2
2.2
4.2
Узнавать, идентифицировать, устанавливать соответствие, называть, анализировать
В измененной ситуации
Логика, прочность, глубина,
гибкость
В3
2.1
2.2
4.1
4.2
4.3
устанавливать соответствие
В измененной ситуации
Логика, глубина,
гибкость
С 1
4.1
3.1
3.2
Сравнивать, анализировать, объяснять
В новой ситуации
Логика, глубина,
гибкость
Вариант 2
А1
2.2
4.2
Узнавать, называть, сопоставлять
В знакомой ситуации
Логика, прочность, глубина
А2
2.2
4.2
5.1
4.3
Узнавать, называть, сопоставлять
В знакомой ситуации
Логика, прочность, глубина
А3
2.2
4.2
Устанавливать соответствие
В измененной ситуации
Логика, прочность, глубина,
гибкость
А4
5.1
4.3
4.2
Узнавать, устанавливать логическую последовательность
В новой ситуации
Логика, глубина,
гибкость
А5
2.1
3.1
Распознавать, устанавливать соответствие, идентифицировать
В измененной ситуации
Логика, глубина,
гибкость
В1
2.1
3.1
3.2
Узнавать, идентифицировать, характеризовать
В измененной ситуации
Глубина, гибкость, прочность
В2
3.1
3.2
5.1
Узнавать, идентифицировать, устанавливать соответствие, называть, анализировать
В новой ситуации
Логика, прочность, глубина
В3
2.1
2.2
4.1
4.2
4.3
устанавливать соответствие
В измененной ситуации
Логика, глубина,
гибкость
С 1
4.1
3.1
3.2
Сравнивать, анализировать, объяснять
В новой ситуации
Логика, глубина,
гибкость
Список литературы
1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев . Биология. Человек .8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011;
2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс». - М.: Дрофа, 2009.
3. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
4. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
6. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;
7. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2008;
8. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008;
9. Рабочая тетрадь «Биология. Животные. 7 класс» Латюшин В.В., Шапкин В.А.
10. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002;
11. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. / Е. Т. Бровкина, В. И. Белых. - М.: Издательский Дом ТЕНДЖЕР", 1997;
12. Шапкин В.А. Биология. Животные: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001;
13. Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2009;
14. Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. - М.:РАУБ; Цитадель, 1996;
15. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2008;
16. Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999