- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10 - 11 классы по авторской программе Т. С. Суховой, В. И. Строганова, И. Н. Пономарёвой
Рабочая программа по биологии 10 - 11 классы по авторской программе Т. С. Суховой, В. И. Строганова, И. Н. Пономарёвой
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Еникеева Е.Р. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по биологии
(базовый уровень)
Составитель программы: Еникеева
Елена Равильевна
учитель биологии и химии
3 ступень обучения (10 - 11 классы)
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; метода научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана данная программа
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
-
Примерная программа по биологии
-
Программа по биологии; авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва и др.
Природоведение. Биология. Экология: 5 - 11 классы.
Сведения о программе
- Примерная программа по биологии
Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008
- Программа по биологии; авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва и др.
Природоведение. Биология. Экология: 5 - 11 классы: программы - М.: Вентана-Граф, 2008
Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
10/11классы (социально-экономический профиль, уровень обучения биологии - базовый) - полностью соответствует примерной программе по содержанию и количеству часов, а также программе по биологии авторов: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва и др.
Природоведение. Биология. Экология: 5 - 11 классы.
Лабораторные работы и экскурсии даны в соответствии с рекомендациями
Федерального компонента образовательного стандарта, примерной программы и программы выше указанных авторов.
10/11классы (общеобразовательные классы, уровень обучения биологии - базовый) - полностью соответствует примерной программе по содержанию и количеству часов, а также программе по биологии авторов: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва и др.
Природоведение. Биология. Экология: 5 - 11 классы.
В связи с тем, что количество часов в неделю в классах непрофильного обучения увеличено до 2, то изменено и количество часов, отведённых на изучение отдельных тем.
Изложение материала 10 класса, в соответствии с рекомендациями примерной программы, начинается с молекулярного уровня проявления жизни. Дальнейшее расположение тем соответствует примерной программе, а не программе по биологии авторов: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва и др.
Название темы
Количество часов по примерной программе
Количество часов по рабочей программе
1час в неделю
2 часа в неделю
10 класс
Тематический план
Биология как наука. Методы научного познания.
4
4
5
Клетка
8
8
17
Организм.
18
18 + 4 часа из резервного времени
41
Биология как наука и её прикладное значение.
5
11 класс
Тематический план
Вид.
20
20
33
Экосистемы.
10
10
26
Резервное время (повторение изученного материала)
5
5
10
В программе сохранены все рекомендуемые для проведения демонстрации, лабораторные и практические работы, экскурсии.
Сроки реализации программы
2015 - 2016 учебный год
Информация о количестве учебных часов (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)
Количество учебных часов в профильных классах (социально-экономический профиль) - 1 час в неделю.
Количество учебных часов в классах непрофильного обучении - 2 часа в неделю
Количество часов для лабораторных работ:
10 (профильный) класс
Лабораторные работы - 10 часов
Практических работ - нет
Экскурсии - 2
10 (общеобразовательный) класс
Лабораторные работы - 10 часов
Практических работ - нет
Экскурсий - 3
11 (профильный) класс
Лабораторные работы - 18 часов
Практических работ - нет
Экскурсий - 2
11 (общеобразовательный) класс
Лабораторные работы - 18 часов
Практических работ - нет
Экскурсий - 1
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
-
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности ), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни; происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении)
Информация об используемом учебнике
Программа составлена в расчёте на использовании учащимися учебника «Общая биология»: Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений/Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. - 5 изд., переработанное - М.: Просвещение, 2009 - 2011.
Содержание программы
(1 час в неделю)
Биология как наука.
Методы научного познания.
(4 часа)
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Экскурсии: многообразие видов в родной природе; сезонные изменения (ритмы) в живой природе.
Демонстрации: биологические системы, уровни организации живой природы, методы познания живой природы.
Клетка (8 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.
Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Статистика вирусных заболеваний в Тульской области.
Строение и функции хромосом, их химический состав. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Лабораторные работы: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах; сравнение строения клеток растений и животных; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений; изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе).
Демонстрации: строения молекул белка, ДНК, РНК, строения клетки, строение клеток прокариот и эукариот, строение вируса, характеристика гена, хромосомы, удвоение молекулы ДНК.
Организм
(18 часов +4 часа из резервного времени) - 22 часа
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение - свойство организмов, его значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов Половое и бесполое размножение. Клетка - генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Клеточный цикл жизни клетки.
Деление клетки - митоз и мейоз. Особенности образования половых клеток. Мейоз, его фазы и биологическая роль. Особенности образования половых клеток у растений и животных.
Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма
( онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Лабораторные работы: исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика лука; выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Демонстрации: многообразие организмов; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; способы бесполого размножения; половые клетки; деление клетки (митоз, мейоз); оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; моногибридное и дигибридное скрещивание; неполное доминирование; мутации; модификационная изменчивость; перерекрест хромосом; сцепленное наследование; наследование, сцепленное с полом; влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность; центры многообразия и происхождения культурных растений; гибридизация; искусственный отбор исследования в области биотехнологии.
Вид
(20 часов)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Образование новых видов в природе. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас.
Лабораторные работы: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление изменчивости у особей одного вида; выявление приспособлений у организмов к среде обитания; обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных; выявление идиоадаптации у насекомых (из коллекции) или растений (у видов традесканции, бегонии и др.); изучение результатов искусственного отбора - разнообразия сортов растений и пород животных; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни; анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия 1: многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
Демонстрации: критерии вида; популяция - структурная единица вида, единица эволюции; движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у организмов; образование новых видов в природе; эволюция растительного мира; эволюция животного мира; редкие и исчезающие виды; формы сохранности ископаемых растений и животных; движущие силы антропогенеза; происхождение человека; происхождение человеческих рас.
Экосистемы
(10 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов Биологические ритмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Лабораторные работы: исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов); выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); определение пылевого загрязнения воздуха; определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов; исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов.
Экскурсия 2: естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Демонстрации: экологические факторы, их значение в жизни организмов; биологические ритмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз; ярусность растительного сообщества; экосистема; пищевые цепи и сети; экологическая пирамида; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; агроэкосистема; биосфера; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; биоразнообразие; биосфера и человек; заповедники и заказники России.
Содержание программы
(2 часа в неделю)
Биология как наука.
Методы научного познания.
(5 часов)
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Экскурсии 1,2: многообразие видов в родной природе; сезонные изменения (ритмы) в живой природе.
Демонстрации: биологические системы; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.
Клетка (17 часов)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Методы изучения клетки. Клеточная теория. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные химические соединения живой материи. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества. Вода - важный компонент живого. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Взаимосвязи строения и функций молекул.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их строение и функции. Доядерные и ядерные клетки. Многообразие клеток.
Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Статистика вирусных заболеваний в Тульской области.
Строение и функции хромосом их химический состав. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Лабораторные работы: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах; сравнение строения клеток растений и животных; наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений; изучение признаков вирусных заболеваний растений (на примере культурных растений из гербария и по справочной литературе).
Демонстрация: строения молекул белка, ДНК, РНК; строения клетки; строение клеток прокариот и эукариот; строение вируса; характеристика гена; хромосомы; удвоение молекулы ДНК.
Организм (41 час)
Организм - единое целое. Многообразие организмов Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Процессы синтеза как часть метаболизм в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетке. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Размножение - свойство организмов, его значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Клетка - генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Особенности образования половых клеток. Мейоз, его фазы и биологическая роль. Особенности образования половых клеток у растений и животных.
Оплодотворение, его значение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организм (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики.
Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.
Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Генотип как целостная система. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Мутации, их материальная основа - изменение генов и хромосом. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.
Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция, её задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Лабораторные работы: исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика лука; выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Экскурсия: многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
Демонстрации: многообразие организмов; обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез; способы бесполого размножения, половые клетки; деление клетки (митоз, мейоз); оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие; моногибридное и дигибридное скрещивание, неполное доминирование; мутации, модификационная изменчивость; перерекрест хромосом, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом; влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность; центры многообразия и происхождения культурных растений; исследования в области биотехнологии.
Биология как наука и её прикладное значение
(5часов)
Биологическое исследование: построение вариационного ряда и вариационной кривой; изменчивости у особей одного вида.
Биологическое исследование: сравнительная характеристика бесполого и полового размножения.
Биологическое исследование: сравнительная характеристика пород (сортов). Биологическое исследование: сравнительная характеристика оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; внешнего и внутреннего оплодотворения.
Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками (повторение). Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии.
Вид (33 часа)
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Популяция - элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова.
Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди - Вайнберга.
Результаты эволюции. Образование новых видов в природе. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Микро - и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцев, И.И.Шмальгаузен). Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Лабораторные работы: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление изменчивости у особей одного вида; выявление приспособлений у организмов к среде обитания; обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных; выявление идиоадаптации у насекомых (из коллекции) или растений (у видов традесканции, бегонии и др.); изучение результатов искусственного отбора - разнообразия сортов растений и пород животных; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни; анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия 1: многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
Демонстрации: критерии вида; популяция - структурная единица вида, единица эволюции; движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у организмов; образование новых видов в природе; эволюция растительного мира; эволюция животного мира; редкие и исчезающие виды; формы сохранности ископаемых растений и животных; движущие силы антропогенеза; происхождение человека; происхождение человеческих рас.
Экосистемы (26 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистем. Компоненты экосистемы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Причины устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Особенности распределения биомассы на Земле.
Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Лабораторные работы: исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов); выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); определение пылевого загрязнения воздуха; определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов; исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов.
Экскурсия 2: естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Демонстрации: экологические факторы, их значение в жизни организмов; биологические ритмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз; ярусность растительного сообщества; экосистема; пищевые цепи и сети; экологическая пирамида; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; агроэкосистема; биосфера; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; биоразнообразие; биосфера и человек; заповедники и заказники России.
Резервное время (10 часов)
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии.
Практическая биология и её значение. Биотехнология. Бионика. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью Экологическая культура - важная задача человечества. Задачи биологии на 21 век.
Заключение по курсу. Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.