Открытый урок по биологии на тему: Особенности скелета человека

Открытый урок разработан 1 декабря 2014г и проведен 3 декабря 2014года. В разделе "Опорно-двигательный аппарат" предусмотренно 8 уроков. Этот урок самый первый, поэтому необходимо у детей вызвать интерес к данной теме. Урок начался с проверки знаний. Детям выданы карточки с заданиями. После выполнения заданий, проверяется вслух каждое задание. Если где-то дети ответили не правильно, то сказать где были их ошибки. Дальше урок основан за изучении новой незнакомой теме. Дети работают в парах и кома...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по биологии 8 класс на тему: Особенности скелета человека.

Цели: определить значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата.

Оборудование: таблицы, дидактический материал, компьютер, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент: Добрый день! Давайте с вами приступим к нашему уроку. А начнем с проверки знаний. Работа в течение урока групповая. За правильные ответы получите жетончики.

  2. Проверка домашнего задания: На карточках нужно соотнести системы органов и органы. За каждый правильный ответ жетончик. Дополнительное задание для Веренич Ивана.

Задание 1

Вариант 1:

-пищеварительная система (язык);

-выделительная система (мочеиспускательный канал);

-дыхательная система (жабры);

- кровеносная система (артерии);

-ОДА (мышцы).

Вариант 2:

-пищеварительная система (зубы);

-выделительная система (мочевой пузырь);

-дыхательная система (носоглотка);

- кровеносная система (сердце);

-ОДА (череп).

Вариант 3:

-пищеварительная система (желудок);

-выделительная система (почки);

-дыхательная система (легкие);

- кровеносная система (сосуды);

-ОДА (скелет).

Задание 2

Вариант 1:

-анатомия (внутреннее строение организма);

- физиология(функции органов);

- гигиена (здоровье человека).

Молодцы ребята, справились с заданиями. А теперь нам нужно узнать тему нашего урока.

  1. Изучение нового материала: На доске зашифрована тема урока. Вам, необходимо пользуясь карточкой с кодами разгадать три слова.

- учащиеся определяют тему урока;

- один из учеников озвучивает тему и записывает на доске;

- учитель вывешивает цели урока на доску;

- ученик зачитывает цели урока.

Цели:

  1. познакомиться с основными отделами скелета человека;

  2. выявить функции скелета;

  3. определить межпредметные связи.

1. Работа в группах с дидактическим материалом:

- учитель выдаёт карточки «Скелетная система».

- ученики, пользуясь дидактическим материалом, отвечают на вопросы учителя:

1) Назовите основные отделы скелета: шейный отдел позвоночника, грудной отдел позвоночника, поясничный отдел позвоночника, крестцовый отдел позвоночника, копчиковый отдел позвоночника.

2) А какие функции выполняет позвоночник? ( придает форму тела, место крепления мышц, защита спинного мозга).

3)Перечислите из каких составляющих состоит череп? ( носовая кость, слезная кость, решетчатая кость, верхняя челюсть, скуловая кость, лобная кость, теменная кость, височная кость, затылочная кость, клиновидная кость, нижняя челюсть). Какая часть черепа является подвижной? (нижняя челюсть)

4) Ребята, скажите какую функцию, выполняет череп? (защита головного мозга от повреждений).

5)Мальчики, пользуясь дидактическим материалом, перечислите из каких частей, состоит верхняя конечность?(ключица, лопатка, плечевая кость, лучевая кость, локтевая кость, кости запястья, кости пястья, фаланги пальцев).

6) Девочки скажите, какие функции выполняют верхние конечности?( двигательные, можно совершать различные виды работы).

7)Девочки, назовите из каких костей, состоит нижняя конечность?( тазовые кости, бедренные кости, большая берцовая кость, малая берцовая кость, надколенник, предплюсна, плюсна, пяточная кость, фаланги).

8) Мальчики, скажите, а какие функции выполняют нижние конечности? ( опора и передвижение).

- Молодцы ребята, выяснили с вами основные отделы скелета и какие функции они выполняют. Давайте продолжим с вами изучать скелет.

9) Из каких частей состоит позвоночник? ( шейные позвонки(7), грудные позвонки(12), поясничные(5), крестцовые(5), копчиковые(4-5).

10)А сколько Иван в позвоночнике позвонков?(34).

2. Работа с учебником:

- командам выдаются листы с таблицей, столбики которой необходимо заполнить. За каждый правильный ответ, выдается жетончик.

«Функции ОДА»

- Энергетическая функция(превращает химическую энергию в механическую и тепловую).

- обменная функция ( кости - источник Ca, F и других минеральных веществ).

-кроветворная функция (красный костный мозг - источник клеток крови ).

- опорная функция ( опора организму).

-формообразующая функция ( определяет форму и размеры тела).

- защитная функция (создаёт полости тела защиты внутренних органов).

- двигательная функция (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

Молодцы, хорошо поработали!

3.Давайте, с вами определим межпредметные связи по нашей теме с другими предметами. Я буду называть предметы, а вы говорить связи.

- ИЗО ( ученые, художники рисуют скелет человека).

- Русский язык ( труды ученых написаны научным языком).

-Литература (стихи, ребусы о строении тела).

- Математика ( рост человека, вес костей, % содержание костей).

- История( на раскопках находят скелеты древних людей).

- География (местоположение скелета).

- Технология( активная работа: вязание, шитьё, вскапывание цветников).

Ребята, а скажите на каком предмете, вы совершаете, активные движения? (физическая культура).

- Физическая культура ( бег, пресс, приседания, подтягивание).

Следующее задание: Каждая команда покажет несколько упражнений из отдела гимнастика. За каждое выполненное упражнение выдается жетончик.

  1. Гигиена ОДА (презентация).

- Активный отдых - лучшее средство для снижения утомления.

-Ребята, скажите, а вы знаете, что такое гиподинамия?

- Гиподинамия- это заболевание, развивающее при малоподвижном образе жизни людей. Приведите примеры, когда может быть такое заболевание.

- Карина, назови к чему, приводит, неправильная осанка человека:

- затрудняет работу легких и сердца.

- снижается обмен веществ.

- появляются головные боли.

- повышается утомляемость.

- Влад, скажи, а что формирует нашу осанку:

- равномерное упражнение и гармоничное развитие всех мышечных групп.

-правильно подобранная мебель для занятий и обувь.

- режим труда и отдыха.

- Александра, назови причины плоскостопия:

- избыточный вес.

-неудобная обувь.

- нерациональные нагрузки.

-травмы стопы.

-Ребята, назовите последствия плоскостопия:

- постоянная головная боль.

- искривление позвоночника.

- деформация стопы.

-Карина, расскажи нам, как правильно подбирать обувь:

- кожаная обувь.

- не высокий каблук.

- гибкая подошва.

-специальные ортопедические стельки.

4. Закрепление материала.

- Ребята! Давайте с вами повторим пройденный материал. Скажите:

1) Какие науки помогают в изучении скелета? (анатомия, физиология, гигиена).

2)Какие функции выполняет скелет?

Ребята, давайте подведем итоги нашего урока:

- Что мы сегодня узнали на уроке?

- Выполнили ли мы все пункты наших целей на уроке?

- Понравился ли вам наш урок? Объясните, почему.

- Теперь каждая команда, подсчитывает жетоны.

-Оценки за урок:

Карина -

Влад-

Александра-

Александр-

Иван-

  1. Домашнее задание:

-подготовить доклады: «Осанка- основа здоровья», «Гигиена ОДА», «Оказание первой помощи при повреждениях ОДА»

© 2010-2022