• Преподавателю
  • Биология
  • Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО ЕМЦ

«___»_____________2015 года

Протокол № _____

Руководитель МО ЕМЦ

_____________Е.И.Кошкина

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________Е.А.Камышенко

«___»_____________2015 год

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «СОШ № 7»

____________С.В.Куренкин

«___»_____________2015 год














Междисциплинарная учебная программа

«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»



СОСТАВИТЕЛЬ:

учитель биологии и химии

I квалификационной категории

МКОУ «СОШ № 7»

Лихачева Марина Юрьевна








д.Олха, 2015 г




Название программы


Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Направление программы

учебно-исследовательское

Вид программы

комбинаторная

Составитель программы

учитель биологии, химии

Лихачева Марина Юрьевна

Название учреждения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «СОШ № 7»

Целевая группа

Обучающиеся 5-9 классов

Цель программы

способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности, профессиональному самоопределению обучающихся.

Задачи программы

  1. знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;

  2. формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;

  3. формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

  4. развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

  5. развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

  6. формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;

  7. формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;

  8. развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Сроки реализации программы

1 год

Режим занятий

Один раз в неделю по одному часу

Ожидаемые результаты




В результате освоения программы

Учащийся знает:

  1. о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;

  • о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;

  • о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;

  • об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

  • об эффективных способах презентации результатов исследования.

Учащийся имеет навыки:

  • работать в библиотеке;

  • находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

  • конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;

  • ставить цели и задачи исследования;

  • подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.

Учащийся приобретает опыт:

  1. работы с различными информационными ресурсами

  2. анализа и конспектирования литературы

  3. постановки проблемы, обоснования актуальности исследования

  4. определения целей и задач исследования

  5. самостоятельной организации исследовательской деятельности

  6. рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности

  7. публичной защиты результатов собственного исследования







Программа направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Методов стимулирования интереса к творческому познанию рассматривается очень много. Но один из приёмов - организация познавательной деятельности через школьное научное общество недостаточно широко используется в практике преподавания, за исключением инновационных учебных заведений. Среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, необходимо было выбрать такую, которая предусматривает организацию поисковой деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и публичную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта.

Основная цель программы - способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности, профессиональному самоопределению обучающихся.

Для достижения этой цели при реализации данной программы необходимо решить следующие задачи:

• знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;

• формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;

• формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

• развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

• развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

• формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;

• формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;

• развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Педагоги школы имеют опыт организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Итоговые планируемые результаты освоения данной метапредметной программы фиксируются на уровне 5-6 классов и 7-9 классов.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной практике.

Содержательный аспект

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учитывать следующие моменты:

  • тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

  • необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

• практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

При организации учебно-исследовательской и проектной деятельности меняется роль учителя - из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Формирование и развитие соответствующих УУД при выполнении:

Проектной деятельности

Учебно-исследовательской деятельности

Поддержка и содействие тем, от кого зависит достижение цели

Постановка проблемы и аргументирование ее актуальности

Обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе

Формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности

Обучающиеся устанавливают с партнерами отношения взаимопонимания

Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария

Проведение эффективных групповых обсуждений

Собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ

Учатся обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта

Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей

Представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования

Адекватно реагировать на нужды других

Формы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности:

Формы организации

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Формы организации на урочных занятиях

Формы организации на внеурочных занятиях

Виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагает организационно-экономический механизм внедрения)

Урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом»

Исследовательская практика; образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии).

По содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности

Урок-рассказ об ученых, урок-защита исследо-вательских проектов

Факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета

Количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках ОУ), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой

Урок - экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей

Ученическое научно-исследовательское общество

Длительность проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта

Учебный эксперимент, позволяющий организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработку и анализ результатов

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях

Дидактические цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и др.

Домашнее задание исследовательского характера, сочетающее разнообразные виды деятельности. Позволяет провести достаточно длительное учебное исследование

Интеллектуальные марафоны и др.

Основные умения, формируемые в ходе учебно-исследовательской деятельности

Этапы учебно-исследовательской деятельности

Ведущие умения учащихся

Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

• для выполнения проекта в школе существуют необходимые условия - информационные ресурсы, библиотека, научное общество учащихся «Эврика»;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

• педагоги школы являются научными руководителями учащихся;

• результаты и продукты проектной или исследовательской работы представляются на предметных секция в рамках Дней науки, на районных научных конференциях.

В оценке результата проекта (исследования) учитывается:

участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;

выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;

также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).

Процесс проектирования и исследований на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий:

На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач - проектная задача. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения. Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения.

Педагогические эффекты от проектных задач:

  • задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;

  • учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;

  • дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование.

Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Проектная деятельность именно на этом этапе образования представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие подростка.

Школьный проект - это целесообразное действие, локализованное во времени, который имеет следующую структуру:

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

  • анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

  • конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

  • выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация) проекта:

  • планирование этапов выполнения проекта;

  • обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

  • собственно реализация проекта.

Подготовка итогового продукта:

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

К этим основным этапам проекта существуют дополнительные характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников. Проект характеризуется:

  • ориентацией на получение конкретного результата;

  • предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

  • относительно жесткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;

  • предварительным планированием действий по достижении результата;

  • программированием - планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

  • выполнением действий и их одновременным мониторингом и коррекцией;

  • получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

  • постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

  • формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности;

  • планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

  • собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

  • оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

  • представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, но и «интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности».

Результаты освоения междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Выпускник получит возможность научиться:

Выпускник научится:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Механизмы реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» :

Подходы:

  • Системно-деятельностный подход;

  • Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • Активная учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .

Технологии:

  • Технология развивающего обучения;

  • Технология обучения по индивидуальным планам для учащихся ;

  • Технология проектов;

  • Технология проблемного обучения;

  • ИКТ-технологии.

Мониторинг:

  • Стартовая диагностика

  • Фиксация работы учителями-предметниками

  • Фиксация классным руководителем личных достижений каждого ученика в специальном листке его дневника

  • Защиты индивидуального/группового или итогового проекта


Внедрение в практику учебно-исследовательской деятельности является своевременным. Учебно-исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Учебно-исследовательская деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Учебный план занятий

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Содержание образования

Основные виды деятельности

Планируемый результат

Вид контроля

Структура учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Введение в самостоятельную исследовательскую деятельность.

1-2 урок

2


Понятие учебно-исследовательской деятельности. Формы данной работы: реферат, исследовательский проект,

прикладной проект. Распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта.

Активное слушание

Включение в систему общих умений и навыков

знаний по изучаемой теме.

Входной экспресс-опрос.

Основные этапы создания проекта.

3-4 урок

2


Краткая характеристика этапов создания проекта. Создание теоретической и практической частей исследования.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Включение в систему общих умений и навыков

знаний по изучаемой теме.

Опрос.

Этапы организации деятельности

Выбор темы проекта.

5 урок

1


Условия, определяющие выбор темы исследования: возрастные особенности ученика, научные предпочтения ученика и учителя, сложившиеся традиции школы, материальные возможности проведения экспериментальных исследований.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формулировка темы проекта.

Проверка учителем домашнего задания.

Разработка структуры проекта.

6-7 урок

2


Смысловые части проекта: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Их состав и специфика наполнения.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Представление плана проекта.

Защита плана проекта.

Разработка программы исследования.

8-9 урок

2


Формулировка актуальности исследования, целей, задач, объекта, предмета и гипотезы.

Выбор методов исследования.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формулировка введения к проекту.

Проверка учителем домашнего задания.

Работа с литературными источниками по теме исследования.

10 урок

1


Структура научно-справочного аппарата книги. Способы фиксации информации.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Составление списка источников по теме исследования.

Проверка учителем домашнего задания.

Написание заключительной части проекта.

11-12 урок

2


Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формулировка выводов к проекту.

Проверка учителем домашнего задания.

Наглядное оформление проекта.

13-14 урок

2


Общие требования к оформлению исследовательских работ.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формирование умений по представлению результатов исследования.

Представление визуального отчета (диаграмма, таблица).

Написание проекта, работы



Индивидуальные консультации

выполнение действий по заданному алгоритму

Формирование умений по представлению результатов исследования

Подготовка к защите

Презентация результатов

Особенности защиты проекта.

15-16 урок

2


Особенности публичного выступления. Правила ответов на вопросы. Психологические особенности подготовки выступления.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формирование умений по представлению результатов исследования.

Доклад, дискуссия, итоговый проект.

Система оценки достижений планируемых результатов междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»


В оценке результата исследования учитывается:

  • участие в исследовании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;

  • выполнение исследования: объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели; также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления исследования


Критерии оценивания работ

Критерии

5-6 кл.

7-8 кл.

9-11 кл.

Структурно-содержательный компонент

Обоснование темы, описание ее актуальности

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Наличие всех элементов введения к проекту (объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, методы исследования)

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Теоретический компонент

Актуальность и обоснованность темы

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Описание современного состояния проблемы исследования

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Наличие самостоятельного осмысления проблемы (выводы, суждения, мнения, дискуссия)

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Оригинальность идеи, способа решения проблемы

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Оформление

Логическая соразмерность частей проекта (глав и параграфов)

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Корректность использования справочно-библиографического аппарата (оформление цитат, ссылок, примечаний, приложений, библиографического описания, рисунков, иллюстраций, таблиц, схем)

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Учебно-исследовательская значимость работы

Самостоятельность формулировки выводов

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Результативность исследования (достижение цели, решение поставленных задач)

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Коммуникативные навыки

Устная коммуникация (соблюдение норм речи, частота обращения к тексту, использование иллюстративного материала)

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Продуктивная коммуникация (качество ответов на вопросы, наличие аргументов в ответе, )

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Владение рефлексией (способность дать оценку проделанной работе)

1-5 баллов

1-5 баллов

1-5 баллов

Общая сумма баллов

13-65 баллов

13-65 баллов

13-65 баллов



Шкала пересчета баллов

Перевод сумм баллов в оценочные нормы

85% и выше

«5»

71%-84%

«4»

50%-70%

«3»

56-65 баллов

46-55 баллов

30-45 баллов




















Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации программы необходимы электронные и технические средства обучения:

  1. Учебный мультимедиа комплекс:

  • компьютер,

  • мультимедиа

  • Электронная библиотека

  • Локальная связь.




































Список литературы



Методическая литература для педагога

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.

  2. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.: 1993.

  3. Психология индивидуальных различий. Тесты. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. М.:1992.

  4. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игрокоррекций. М.: Новая школа, 1993

  5. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 35-38

  6. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18

Методическая литература для детей

  1. Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания. ж «Завуч» , №2, 2000, с113-122.

  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: 1985.

  3. Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М.: 1962.

  4. Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности.

ж «Завуч» , №3, 1999, с101-108.

  1. Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.


© 2010-2022